42
43
"ДЫМ ОТЕЧЕСТВА"Потом был "Москвич", за ним - "Нива", "Газель" - без работы мы не сидели и при желании неплохо бы заработали. Впрочем, мы и так сколотили некий капитал - из водительских симпатий. Небольшое отступление. Проверка токсичности выхлопа требует обращения к прибору. И хотя инспектор при нас объяснял каждому водителю, на какую шкалу газоанализатора смотреть и что последний должен показывать, нелишне напомнить чуть-чуть теории. Из двух сотен более или менее токсичных веществ, присутствующих в отработавших газах бензинового двигателя, контролируют содержание двух компонентов - окиси углерода СО и углеводоpoflOBjCnHrrWcM. таблицу). На передвижных пикетах (вроде нашего) водителя особо не мучают: уложился в 3% СО на холостом ходу - свободен, на повышенных оборотах замеры делают очень редко. По отношению к водителю это, прямо скажем, гуманно. Привести в норму проценты СО и промилле СН на холостом ходу можно, покрутив винты качества и количества. Иное дело - регулировка при повышенных оборотах коленвала. Здесь, если не уложился в норму, - разбирай и ремонтируй карбюратор (например, заменяй запорную иглу). Газоанализаторы со стрелочной шкалой уходят в прошлое: московская ГАИ оснащена более современными приборами с цифровыми табло. Их два, верхнее показывает содержание СО, нижнее - углеводородов (см. фото). Не поленитесь, господа автолюбители, проверить, пока зонд прибора еще не в выхлопной трубе, что на обеих шкалах светятся нули. Любая техника моОбычный газоанализатор, стоящий на вооружении ГАИ. Содержание СО превышает норму -3,69%.Необычным для столичных автомобилистов этим летом, кроме ранней изматывающей жары, стало появление невиданного количества постов экологического контроля. Стоит ли говорить, что проверки "на СО" утомляют и раздражают водителя не меньше раскаленного воздуха, но что делать - забота о чистоте окружающей среды - дело благое. НЕ КОРЫСТИ РАДИ Естественное желание узнать, кто и как борется за экологию и во что обходится эта борьба автомобилисту, вывело нас на улицы Москвы к постам контроля. Чтобы не быть сторонними наблюдателями, бригада журнала присоединилась к одному из экипажей ГАИ, проверяющих токсичность выхлопа. Наш план заключался в следующем: мы регулируем (бесплатно, конечно) двигатель не прошедшего контроль автомобиля (СО выше положенного), доводя содержание вредных веществ в отработавших газах до нормы. А попутно собираем полезную нам информацию. К восьми утра на набережной Москвы-реки встали два автомобиля - гаишный "уазик" и редакционная "восьмерка". Оба - с газоанализаторами ГИАМ-27; в нашей машине, кроме того, набор отверток, чтобы крутить винты карбюратора, а в милицейском УАЗе - комплект протоколов об административном правонарушении. Первый же остановленный автомобиль - частную "Самару" инспектор приглашает провериться "на СО" и обнаруживает лошадиную дозу этого вещества. Но в наши руки машина не попадает - у нее букет других неисправностей (негорящие стоп-сигналы, неработающий "ручник" и т. д.), что влечет за собой незамедлительное снятие номеров. Следующая, белая ухоженная "Дачия", заставляет уже напрячься. Инспектор вставляет зонд газоанализатора в выхлопную трубу, и мы с ужасом видим: СО - 5%! С ужасом - потому что по условиям рейда приводить его в норму предстоит нам, под капот "Дачии" ни разу не заглядывавшим. Все оказывается просто: винты качества и количества быстро нашлись (как и положено, первый - расположен в нижней части карбюратора под дроссельной заслонкой, а второй - стоит чуть выше, упираясь в рычаг ее привода). Минутная регулировка, контрольный замер на гаишном приборе -СО - 0,65% (полное соответствие с нашим), и "Дачия" убывает, чуть меньше загрязняя атмосферу. 42 ЗА РУЛЕМ 8/95Наш первый клиент владелец "Дачии".На "Москвиче" карбюратор посложнее румынского, зато роднее. Токсичность снизили в два раза.жет давать сбои, но совершенно ни к чему платить за это из своего кармана, предоставляя газоанализатору фору. Попав на контроль СО, полезно запомнить его результаты, особенно если все в норме. Это поможет впоследствии оценить стабильность регулировок карбюратора. Инспектора ГАИ, с которыми мы работали, утверждали, что у отечественных карбюраторов их хватает, как правило, на месяц-два, а потом содержание СО и СН в выхлопе начинает ползти вверх. Срок этот, конечно, весьма усредненный, нам известны карбюраторы, честно работающие весь год с одной регулировкой и, наоборот, отравля- ющие окружающую среду уже на следующий день после обслуживания. СЛУЧИЛОСЬ СТРАШНОЕ Допустим, на шкале с содержанием СО вы видите 4,5%, что грозит штрафом и снятием номеров. Как быть? Лучше всего устранить неисправность на месте - тогда номера останутся там, где им и положено. Рассчитывать на помощь инспектора ГАИ при регулировке двигателя по меньшей мере наивно: что подкрутить, он вам не подскажет, отвертки не даст, газоанализатором пользоваться не разрешит. Последнее в особенности обидно: прибор, как правило, больше найти негде, а если и найдешь, то за большие деньги. Но ГАИ в роли бескорыстного защитника природы не выступает, ее дело - контроль и наказание, а вовсе не снижение концентрации в воздухе СО и СН с помощью приборов, которыми она располагает. И все же попробуйте доказать инспектору, что способны на месте привести СО в норму. Хотя бы простым завертыванием винташтичества. Двигатель, конечно, будет после этого работать не лучшим образом, но вторичную проверку с газоанализатором вы, скорее всего, пройдете. (Способ регулировки изложен в конце статьи.) Но есть и другой вариант. Если рядом с постом ГАИ случайно (в Москве это уже закономерно) оказались палатка, автомобиль, стол, табуретка и т. д. с объявлением "Регулировка СО", можно обратиться туда. Услуга, естественно, платная. В начале лета в Москве приводили СО в норму за 30-60 тысяч (I) рублей. Выкладывая денежки, требуйте полной регулировки карбюратора: пусть коммерсанты проверят содержание и СО, Водитель больше, чем кто-либо, должен быть заинтересован в том, чтобы отрегулировать содержание СО и СН. Экология тут отходит даже на второй план (она и для инспектора ГАИ, к сожалению, не на первом, где прочно стоит штраф). Не сделаешь этого - заплатишь нервотрепкой, потерянным временем и немалой суммой денег. Потому что, согласно Правилам дорожного движения, если токсичных веществ в отработавших газах больше нормы, эксплуатация автомобиля запрещена. Расстаются с номерами в одно мгновение, а вот чтобы их вернуть... Выданная инспектором ГАИ справка о снятии номерного знака действует только сутки. На следующий день вас может остановить любой инспектор за управление транспортным средством без номерных знаков. А это уже четыре балла плюс штраф до одной минимальной зарплаты да плюс еще задержание водительского удостоверения. Если номер снят за неисправность автомобиля (превышение СО, как было сказано, это неисправность), придется посетить Отдел технического контроля и регистрации (ОТОР). Только получив там справку о том, что с вашим любимцем все в порядке, вы сможете приехать за номерами. Ах да, и еще уплатить штраф, но по сравнению с ОТОРом - это такие мелочи! Чтобы посмотреть, от чего наша бригада "спасла" водителей, отрегулировав двигатели их машин, мы отправились в один из ОТОРов, расположенный в Люблино.Рейд "За рулем"НОВОЕ СЛОВО НА БУКВУ "П" Согласитесь, есть что-то несправедливое в том, что человека, какое-то время травившего окружающих, в порядке перевоспитания отправляют дышать свежим воздухом на окраину Москвы. И делают это неоднократно. Чудное место, где так вольно дышится, ОТОР-2, носит несколько неожиданное название Перерва, поскольку расположено на одноименной улице. На пяти постах с помощью оборудования фирмы "Бош" и отечественного газоанализатора проштрафившийся автомобиль за 30 рублей (стоимость диагностической карты) и три тысячи (само ТО) подвергают столь тщательной проверке, что последующая жизнь автолюбителя грозит перерасти в прочную дружбу с этим заведением. Проверка начинается с обязательного "прозвона" на угон. Если криминала за вами нет, пожалуйте на контроль тормозной и рулевой систем, состояния колес, регулировки фар и внешних световых устройств, омывателей, дворников, ветрового стекла, сигнала, а еще светопропускания тонированных стекол, токсичности отработавших газов, не говоря уже о проверке ремней безопасности, зеркал, замков дверей, аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки... Ну что, водитель, слабо? И что самое, может быть, главное: прекрасное помещение, оборудование (полноценная СТО!), но только для контроля. Почему? Отрегулировав у стенки свет фар, автолюбитель, попав на Перерву, зачастую не проходит через "бошевский" стенд. Подкрутить прямо на нем два винта регулировки фар недолго, но нет же - езжай куда хочешь, а у нас регулировать не моги! То же самое - с карбюратором, а ведь обе эти важнейшие регулировки займут от силы пять минут. Конечно, не может ГАИ заниматься ремонтом машин. Но хотя бы позволить владельцу самому выполнить простые и недолгие операции, неужели нельзя? Во имя той же экологии. ИТОГИ Лучше всего заботу об экологии автолюбителям взять на себя. "Помоги себе сам", водитель! Залезть в карбюратор и привести его в норму - дело недолгое. Кроме очевидной выгоды - избавления от штрафов и нервотрепки - будет больше чистого воздуха. Вздохнем? Для всех карбюраторных двигателей применим простой способ регулировки, при котором требуются лишь отвертка и тахометр. Надо винтом количества установить частоту вращения коленвала, на 10 - 15% большую величины обо^отов^щостоготода (например, для " Ж игулей * - 1 000050 об/мин). Винтом качества установить максимальную частоту. Винтом количества вернуться к повышенной (иногда эти действия приходится повторять несколько раз). Наконец, винтом качества установить минимальные обороты холостого хода, на 10 - 1 5 % меньше повышенных, заданных изначально (на "Жигулях" холостой ход - примерно 900 об/мин). И все. Содержание СО придет в норму - 0,5...1,5%. Бригада "За рулем" ЗА РУЛЕМ 8/95и СН и доведут их до положенных величин на обоих режимах - вам это очень пригодится. Обычно в подобных заведениях стоят газоанализаторы весьма почтенного возраста. Если вам кажется, что прибор - дедушка русской экологии ив силу этого подвирает, попросите свидетельство о его поверке в Комитете РФ по стандартизации и метрологии. Нет этого документа - не может быть и уверенности в правдивости показаний газоанализатора. И еще. Всевозможные квитанции и справки, которые охотно выдают коммерсанты "от СО", не освобождают от проверки и наказания - ГАИ простонапросто не принимает их во внимание.Предельно допустимое содержание токсичных веществ в отработавших газах (по ГОСТ 17.2.2.03-87) для четырехцилиндровых бензиновых двигателей Режим проверки по частоте вращения колеквала Минимальная Повышенная Окись углерода, объемная доля в % (при регулировке) Углеводороды, обьекная доля в промилле 12001,5 2,0600Примечания. 1. При контрольных проверках в эксплуатации допускается содержание окиси углерода на минимальной частоте вращения при холостом ходе до 3%. 2. Повышенная частота вращения - в диапазоне от 2000 об/мин до 0,8 NHOM, где NHOM - частота вращения, соответствующая максимальной мощности.43