70
71
Болельщики итальянской "Альфа-Ромео" порой ведут себя на трибунах столь же неистово, как их футбольные коллеги. В составе "Опеля" на 450сильных полноприводных "калибрах" выступают сразу несколько экс-пилотов формулы 1 - это финны Ю.-Я. Лехто и К. Росберг, француз Я. Дальма, а также трехкратный чемпион ДТМ немец К. Людвиг.——я——мимСотни лет назад холодное тяжелое упорство, с которым боевой порядок немецких рыцарей (знаменитый "железный клин") надвигался на врага, заставляло трепетать сердца самых мужественных воинов. Главными плюсами "кабаньей головы", как называли такой строй славяне, были тяжелое вооружение, четкая дисциплина и осознание своего превосходства даже над более многочисленным противником. Казалось бы, мрачноватая эта картина никак не вяжется с ярким и красочным миром современных автогонок. И все же, наблюдая, как из года в год неуклонно набирает силу, становясь все представительнее и популярнее, немецкий национальный чемпионат по кольцевым гонкам на легковых автомобилях, поневоле вспомнишь о рыцарях. Тем более что для этих состязаний характерны как раз сильные стороны средневековой "кабаньей головы": тяжелое "вооружение" мощнейшие гоночные аппараты, дисциплина - четкие, редко изменяемые правила и абсолютное чувство превосходства над всеми конкурирующими кубками и чемпионатами. Родился ДТМ, "Дойче Туренваген Майстершафт", как официально называется это первенство, совсем недавно, в 1984 году. И был поначалу скромным провинциальным состязанием. Участвовали в нем либо молодые, неоперившиеся пилоты, либо гонщики, списанные из более престижных первенств 70 ЗА РУЛЕМ 8/95по возрасту, а то и вовсе любители. Несколько частных команд готовили к стартам серийные легковые автомобили, в основном, разумеется, немецких марок. Вполне возможно, что так и остался бы ДТМ глухой автогоночной провинцией, где полупрофессионалы-полулюбители выясняли отношения на радость родственникам и знакомым, если бы не ФИА. Из-за бездарной организации провалился первый и последний в истории автогонок чемпионат мира по "легковому кольцу" 1987 года. А в следующем, 88-м, Международная автомобильная федерация решила прикрыть и насчитывавшее не одно десятилетие европейское первенство. Официально это объяснялось малым интересом со стороны зрителей, пилотов и, главное, автозаводов. Но выглядело такое решение по меньшей мере странно. Ведь гонки легковых машин считаются во всем мире самыми выгодными с точки зрения рекламы именно для производителей автомобилей. Потенциальные покупатели могут воочию убедиться в преимуществах той или иной модели или марки на гоночной трассе. "В воскресенье побеждай, в понедельник продавай!" - этим лозунгом с успехом руководствуются на протяжении почти полувека американские фирмы. И чемпионат США пользуется колоссальным успехом у зрителей за океаном. Вот почему новое руководство ФИА подвело под отказ от проведения европейского и мирового первенства "научно-экономическую" базу. Дескать, автомобильные фирмы заинтересованы в первую очередь в конкретных национальных рынках, аНа немецкие автодромы в Хоккенхаиме и Нюрбурге понаблюдать за гонками ДТМ приходят более ста тысяч зрителей. потому целесообразнее проводить самостоятельные чемпионаты в отдельных странах. Именно об этом говорил журналистам президент ФИА Макс Мосли во время своего визита в Россию. На первый взгляд, такой подход правомерен. Вот и ДТМ после краха европейского первенства буквально расцвел. Если в год своего дебюта "Дойче Туренваген Майстершафт" насчитывал всего пятерых иностранных пилотов, то спустя пять лет картина резко изменилась. Чемпионом стал итальянец Роберто Равалья (победитель мирового и европейского первенств), а в десятку лучших по итогам сезона попали лишь четверо немцев. К тому же четыре кита немецкого авторынка - "Мерседес-Бенц", "Опель", "Ауди" и БМВ подготовили специально для ДТМ заводские гоночные автомобили с мощнейшими от 340 до 520 л. с. - моторами. И призвали под свои знамена не только сильнейших европейских пилотов "легкового кольца", но и звезд мировой величины, таких, как чемпион мира формулы 1 Кейо Росберг, победитель нескольких Гран-при Жак Лаффит и другие. Неудивительно, что на состязания, а ДТМ насчитывал дюжину состоящих из двух самостоятельных гонок этапов, валом повалили зрители. С 1988 по 1992 год средняя посещаемость соревнований выросла с 37 ОЛОВА" ВТОРГАЕТСЯ В ЕВРОПУдо 62 тысяч человек, а вскоре стала приближаться к цифрам чемпионата мира Ф1. Мало того, два года назад на арену "Дойче Туренваген Майстершафт" вышла заводская команда "Альфа-Ромео". И пилот формулы 1 Никола Ларини за рулем "Альфа-Ромео-155\/16Т1" с блеском выиграл чемпионат, обойдя "Мерседес-Бенц", "Опель" и "Форд". Росту популярности ДТМ не препятствовал даже тот факт, что немцы оказались в своеобразной технической изоляции. В то время как в чемпионатах Британии, Франбилям преимуществ, разработали достаточно простую систему весового гандикапа. Не смутило организаторов и введение ФИА два года назад двух классов легковых автомобилей. И пока во Франции, Италии, Англии, Португалии, Испании и других странах зрители наблюдали за борьбой двухлитровых "почти серийных" машин класса 2, немецкие болельщики наслаждались высочайшими скоростями в полтора раза более мощных автомобилей. "Мерседес-Бенц-С180", "Опель-Калибра", "Альфа-Ромео-155\/ОТ1", подготовленные по значительно более свободным требованиям класса 1, располагают 420-450 л. с. по фавнению с 300 л. с. "второклассников". И хотя на "фордах" английского, скажем, чемпионата можно после минимальных переделок выйти на старт в Италии или во Франции, а "мерседесы" или "опели" туда не допустят, немцы не больно от этого тужат.-^1^порт$c*^tСтоит лишь снять кузовные панели, и сразу обнаружишь, что "Альфа-Ромео-155УОП" - настоящий гоночный автомобиль: 6-цилиндровый, V-образный мотор с турбонаддувом рабочим объемом 2498 см 3 развивает более 440 л. с.Как и их далекие предки-рыцари, они уверены в абсолютном превосходстве своего чемпионата. И, похоже, уверенность организаторов ДТМ заразила соседей-европейцев. В нынешнем сезоне "показательные" (не входящие в зачет чемпионата) гонки "Дойче Туренваген Майстершафт" состоятся в Португалии, Бельгии, Англии, Франции, Италии и Финляндии! Как видите, "кабанья голова" немецкого чемпионата прошлась чуть не по всей Европе. Как-то не вяжется подобный успех одного чемпионата с пессимизмом чиновников ФИА. Очевидно, именно это и заставило наконец Федерацию пересмотреть свои взгляды на "легковое кольцо". После долгих переговоров и проволочек все "выездные" этапы ДТМ решено было объявить Международным кубком ФИА по кольцевым автогонкам на легковых автомобилях класса 1. Но немцы и не думают останавливаться на достигнутом. В мае появились сообщения, что президент ДТМ Ханс-Вернер Ауфрехт дал гарантии ФИА, что в течение трех лет не менее 26 участников будут выходить на старт Кубка... мира, этапы которого планируется провести также в Северной и Южной Америке. Ошеломленные таким натиском, чинов-ции, Италии и других стран участвовали в основном серийные автомобили ограниченного (чаще всего 2000-2500 см 3 ) рабочего объема, лишь слегка приспособленные для состязаний на кольцевых трассах, в немецком первенстве соревновались настоящие гоночные машины, закамуфлированные в алюминиевые и даже углепластиковые кузова. Рабочий объем моторов не был ограничен, а чтобы не дать более мощным автомоЧетыре заводские команды выставил в ДТМ "Мерседес-Бенц". Все они располагают заднеприводными автомобилями C160 с 6-цилиндровыми 2,5-литровыми моторами мощностью свыше 420 л. с.ники Федерации пока пребывают в раздумье. А нам остается надеяться, что немецкие мечты о мировом господстве в столь мирной области, как автогонки, скоро сбудутся. И мы увидим чемпионат планеты еще в одном виде автоспорта А. МЕЛЬНИК ЗА РУЛЕМ 8/95