38
39
пускать двигатель другого автомобиля от вашего аккумулятора; - не перепутайте клеммы при подключении аккумулятора. Вывод"+" всегда толще, чем вывод"-". На некоторых батареях вместо знака "+" стоит "POS" (от слова "positive" - положительный) и вместо "-" "NEG" (от слова "negative" отрицательный); - не используйте сильно разряженные аккумуляторы, не допускайте коротких замыканий. Почти каждый японский автомобиль снабжен двумя панелями с предохранителями. Одна - в салоне, другая - под капотом. Кроме обычных разноцветных предохранителей, есть еще тепловые выключатели (breaker), которые могут повторно включаться нажатием (например, спичкой) через отверстие в корпусе. Существуют также предохранительные линии (fusibie link) с резиновой оплеткой, которые, перегорая, внешне не изменяются. Если зацепить пальцем эту оплетку и попробовать растянуть, то можно проверить ее исправность. Будет тянуться - значит, токопроводящие жилки внутри уже перегорели и провод необходимо заменить. И последнее включенный кондиционер приблизительно на 10% увеличивает расход топлива. Ходовая часть. Не буксируйте в тяжелых условиях другой автомобиль, особенно если ваш с автоматической коробкой - трансмиссия на это не рассчитана. Исключение составляют полноприводные автомобили - у них большой запас прочности. Помните, что самое не защищенное от ударов на дорогах и самое уязвимое место всех заднеприводных автомобилей с автоматической коробкой передач - тонкий жестяной ее поддон, который находится посредине автомобиля. Поэтому не ездите по глубокой колее, не пропускайте камни и бугры по середине колеи вашего автомобиля. Взаимозаменяемость. Во всех автомобилях много узлов и агрегатов, выполненных одними и теми же специализированными фирмами. Поэтому, если у вашей машины вышли из строя, например, стартер, генератор, гидроусилитель, корзина сцепления и т. д.,-учтите, такие же агрегаты могут стоять на моделях других марок. Например, устройства для прогревания двигателя на карбюраторах "Toyota" и "Nissan" - одни и те же. Стартер двигателя ЕА-81 отличается от стартера двигателя IS только легкопереставляемым фланцем. Таких примеров много. Из материалов, присланных на конкурс "Журналист"38 ЗА РУЛЕМ 8/95Вместо инструкции"ФОРД-СКОРПИО"Автомобили "Форд-Скорпио", впервые представленные в марте 1985 года, стали преемниками серии "Гранада", которая выпускалась с 1977-го. "Форд-Скорпио" завоевал титул лучшего легкового автомобиля 1986 года. Поначалу его делали только с кузовом "хэтчбек", но такое однообразие не работало на популярность машины. К 1990 году был пущен в серию кузов "седан", а еще через два года - "универсал". Последний получил, как и другие "фордьГ'-универсалы, к собственному имени добавку "турнир" (Turnier). Осенью 1994 года состоялась премьера нового "Форда-Скорпио". А это означает еще больший приток в Россию подержанных автомобилей этой марки, и без того широко у нас распространенной. Секрет успеха "Скорпио" прост - относительно небольшая цена за весьма вместительный автомобиль, по размерам близкий к "Волге", и неплохие (по нашим меркам) характеристики моторов. Модификаций и моделей двигателей у автомобиля сравнительно немного. Мы отобрали пять четырехцилиндровых бензиновых - "форды-скорпио" с такими моторами наиболее часто встречаются на наших дорогах. Единые параметры для всех модификаций, приведенных в таблице Общие данные: количество мест - 5; габарит - 4670x1760x1440 мм (для хэтчбека); дорожный просвет 120 мм; радиус разворота - 6,5 м. Двигатель: рядный четырехцилиндровый, расположен впереди продольно. Механизм газораспределения - с двумя клапанами на цилиндр, расположенными под углом 15°. На двигателях моделей REC, NEL и NRA верхний распредвал приводится зубчатым ремнем (тип - Ford Powergrip). Зазор в клапанном механизме - 0,20+0,03 мм для впускного и 0,25±0,03 мм для выпускного клапана - регулируют на холодном моторе. На двигателях N8B и N9B в головке блока цилиндров два распредвала, приводимых цепью; установлены гидротолкатели клапанов. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2; класс качества моторного масла - не ниже SF (модели REC, NEL, NRA) или SG по API. Система зажигания - бесконтактная, с датчиком Холла. Начальный угол опережения зажигания - 10° по углу поворота коленчатого вала (на двигателях N8B и N9B регулировке не подлежит). Метки для установки угла нанесены на шкиве на переднем конце коленвала. Сцепление - сухое однодисковое с центральной диафрагменной пружиной и ведомым диском, снабженным гасителем крутильных колебаний. Привод сцепления - механический, тросовый. На автомобили "Форд-Скорпио" могут быть установлены сцепления фирм LUK, HP, Sachs. Нажимной диск фирмы Sachs для автомобилей с объемом двигателя до 2,0 л - 3082131031, ведомый диск - 1861857032, выжимной подшипник 3151803001, полный комплект Sachs 3000120001. Коробка передач. На автомобилях "Форд-Скорпио" применяют пятиступенчатые механические коробки передач типа "N" или "МТ75". Сорт масла для коробки передач типа "N" Ford ESD MZC 175А, типа "МТ75" Ford ESD MZC 186А. Емкость картера - 1,25 л. Периодичность замены - каждые 20 000 км. Масло для главной пе-о офоеооО ООООО О1О ОФо ооо о1офоееоО ФНумерация цилиндров и последовательность затягивания болтов головки цилиндров: а на двигателях REC, NEL, NRA; б - на двигателях N8B, N9B. М - маховик.редачи - гипоидное, по спецификации API - GL5. Емкость картера - 1 , 3 л, замена - через каждые 20 000 км. Возможна установка автоматической коробки передач: для автомобиля с двигателем модели N8B - 4ALD84GT7000GB, с двигателем N9B 4ALD84GT-7000FB. Сорт масла для автоматической коробки передач - Ford SQM ZC 9010А, емкость картера - 8,5 л, замена- через каждые 20 000 км. Подвеска. Передняя - независимая на поперечных рычагах. Углы установки передних колес для снаряженного автомобиля: развал 0°23'±10', продольный наклон оси поворота 1°51'±1°, схождение колес 2±1 мм. Задняя подвеска - независимая на диагональных рычагах. Тормозная система - двухконтурная, с дисковыми тормозами на всех колесах. Впереди диски вентилируемые. Передние тормоза: диаметр рабочего цилиндра - 60,0 мм, наружный диаметр диска - 240 мм, толщина - 24 мм (минимальная - 22 мм). Задние тормоза с рабочим цилиндром диаметром 43 мм, наружный диаметр диска -252,7 мм, толщина-10,1 мм (минимальная - 8,9 мм). В гидропривод заливают 1,4 л тормозной жидкости Ford SAM-6C9103-A, которую меняют после 60 000 км пробега или каждые два года.Колеса и шины. На шестидюймовые обода ставили шины размером 185/70HR14; автомобили с двигателем объемом 1,8 л иногда комплектовали колесами шириной 5,5 дюйма и покрышками 175TR14. Давление в шинах - 1 , 8 кгс/см2. Моменты затяжки резьбовых соединений. Болты головки блока на двигателях REC, NEL, NRA затягивают по порядку, приведенному на схеме, в три приема: сначала моментом 35...40 Н-м; затем - 70...75 Н-м и спустя 5 минут доворачивают на 90°. На двигателях N8B и N9B порядок иной: первый "проход" болтов моментом 2,5 Н-м; потом - 55 Н-м и два доворота всех болтов по очереди на 90°; последняя стадия - затяжка болтов АиВ моментом 24...27 Н-м. На всех моторах болты головки блока можно использовать только один раз. Крепление коренных подшипников - 88...102 (90...104) Н-м; шатунных подшипников - 40...47 (в три приема: 7 Н-м, 16 Н-м и доворот на 90°); передней ступицы ' - 390...450 Н-м; задней ступицы - 250...290 Н-м (в скобках - данные для двигателей N8B и N9B). В следующем номере в рубрике "Вместо инструкции" - "Мазда-323".Основные технические данные автомобилей "Форд-Скорпио"" Параметры ______^ Модель ——_____^ CL.GL CL.GL, CLX,GLX GL.CLX, GLS, Ghia GLS.CLX CLX.GLS, GhiaОбщие данные Собственная масса 1 , кг Полезная нагрузка, кг Максимальная скорость 2 , км/ч Расход топлива 3 , л/100 км Двигатель, модель Диаметр цилиндра и ход поршня, мм Рабочий объем, см 3 Степень сжатия Мощность, л.с.(кВт)/об/мин Максимальный крутящий момент, кгс-м (Н-м)/об/мин Система питания Модель Холостой ход, об/мин Содержание СО на хол.ходу, объемн. % Система зажигания, модель Катушка зажигания Bosch Свечи зажигания: Motorcraft Bosch Champion Генератор Bosch Стартер Bosch Заправочные объемы, л: Система смазки Система охлаждения Топливный бак1 231180 520 179 6,4/7,7/9,7 REC 86,2 х 76,95 1796 9,5 90(66)/5400 14,3(140V3500 карбюратор Pierburg 2E3 875±50 1,25±0,5 ESC-II 0 221 122 366 BRF22X DR6B RF7YC К1-55А 0 001208 715 3,75 8 701185 565 188 6,2/7,7/10,8 NEL 90,82 х 76,95 1993 9,2 105(77)/5200 16(157)/4000 карбюратор Weber 30/34 DFTH 875±50 1,25±0,5 ESC-II 0 221 122 366 BRF32X DR7B RF7YC К1-55А 0 001 208 715 3,75 8 701200 550 193 6,6/8,2/11,1 NRA 90,82 х 76,95 1993 9,2 115(85)/5500 16,3(160)/4000 впрыск Ford Motorcraft 875+50 0,5-1,0 EEC-IV 0 221 122 031 BRF 32 X DR7B RF7YC N1-70A 0 001 311 149 3,75 8 701200 570 186 5,5/6,9/9,0 N8B 86x86 1998 10,3 109(80)/5600 17,1(168)/3000 карбюратор Weber TLD 850±25 1,0±0,25 ESC-II 0 221 122 366 AGPR 32 CD FR7DC RC 7 YCC 0 120 488 149 0 001 108 083 4,75 7,9 701200 570 195 5,8/7,3/9,2 N9B 86x86 1998 10,3 125(92)/5600 17,1(168)/3000 впрыск Ford Motorcraft 850+25 1,0-1,5 EEC-IV 0 221 122 031 AGPR 22 CD FR6DC RC 7 YCC 0120 469 870 0 001 108 083 4,75 7,3 70Для модификаций с кузовом "хэтчбек". Для модификаций с механической пятиступенчатой коробкой передач. На скорости 90,120 км/ч ив условном городском цикле.ЗА РУЛЕМ 8/9539