92
93
Автомобильная жизнь;хал до Дрибергена в Нидерландах (2304 км). 2. Скорость. а) Максимальная - рекорды не учитываются; б) минимальная. На этот рекорд претендуют двое: англичанка Рут Клис из Престона, которая на попутном паровом катке за 45 минут проехала только 800 метров, и шотландец Вильям Инн из Абердина, затративший 4,5 часа на то, чтобы проехать на машине, развозящей молоко, три километра от окраины Лондона до начала автострады М1. Покажется удивительным, но в последние годы автостоп (по-английски - хитч-хайкинг) становится популярен в нашей стране как новый вид спорта. В разных регионах России проводятся соревнования. Так, "Питерская лига автостопа" под руководством Алексея Борова несколько раз в год устраивает многодневные "гонки" на скорость. Нес-'ЩЩшI'Впервые я увидел этот автомобиль лет десять назад около одного из московских отделений ГАИ. Небольшой приземистый джип цвета хаки вызвал у толпившейся там шоферской братии самый живой интерес. Приехавшего на машине офицера забросали вопросами, но тот отмалчивался. Наконец кто-то из любопытных заглянул под машину и удивленно произнес: "Да это ж "Нива". Большего в ту первую встречу выяснить не удалось. И вот спустя десять лет мы едем в таком же автомобиле - из последней партии, сделанной в 1987 году. За рулем Валерий Иванович Доманский - в прошлом ведущий конструктор этого проекта, а ныне владелец одной из немногих сохранившихся машин. Лучшего случая для знакомства с необычной моделью и представить трудно. Наш разговор то и дело перескакивает с вопросов технических на темы околоавтомобильные. И первоначальный замысел - представить читателям интересный вездеход - начинает казаться не самым удачным. Что проку знакомить людей с машиной, которую никогда серийно не выпускали и выпускать, скорее всего, не будут. Попробуем рассказать не только о конструкции автомобиля, но ио его судьбе достаточно типичной для многих, порой очень удачных моделей. Заказчиком автомобиля ВАЗ2122 выступило военное ведомство, хотя именовался проектируемый вездеход "автомобилем для охотников и рыболовов". Понадобился армии легкий, быстрый, маневренный джип, вдобавок умеющий плавать, и ВАЗ взялся за его разработку. Первый блин вышел комом. Ранние образцы, довольно тяжелые и громоздкие, завели разработчиков в тупик; тогда решили проектировать машину, по сути, заново. В результате появился тот самый автомобиль, который мы представляем сегодня. Хотя это только на бумаге так бывает: раз - и появился. Требовалось не просто воткнуть отработанные узлы и агрегаты "Нивы" в упрощенный кузов с брезентовым верхом. Необходимо было научить автомобиль плавать. А это оказалось задачей не из легких. Внешне машина ничем не напоминает амфибию. Этакий утилитарный джип типа УАЗа илиВот так Валерию Шанину приходилось голосовать тысячи раз.- В ЧЕМПИОНЫАвтостоп - это не только излюбленный студентами способ передвижения, но и своеобразный вид спорта, в котором свои чемпионы и рекордсмены. Один из первых рекордов установил в США Джек Мелоун: добрался из Портленда, штат Орегон, до Нью-Йорка (от океана до океана) за 96 часов, преодолев около 5 тысяч километров. А первым претендентом на титул "чемпиона мира" стал француз Ив-Ги Бержес, который проехал таким способом в общей сложности 143 282 километра. Его рекорд побил земляк - Андре Брюжир: за плечами свыше 400 тысяч километров. Абсолютный рекорд, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса, принадлежит сейчас Билли Хейду из штата Мичиган (США). Начиная с 1964 года, он проехал автостопом 579 510 км. Неофициальный же статус чемпиона мира - у россиянина Алексея Ворова из Санкт-Петербурга: свыше миллиона (!) километров. Рекорды учитывают по нескольким категориям. 1. Максимальное расстояние: а) На одной попутной машине. Рекордсмен - Л. Дж. Гордон из Австралии, который стартовал из Уайт-Парк-Бэй в Северной Ирландии, где его предложили подвезти на микроавтобусе четверо американцев. С ними через Ирландию, Шотландию, Уэльс, Англию, Францию и Андорру он доехал до Испании, преодолев таким образом 7106 км. б) За один год. Англичанин Майк Уэйнфилд из Рэдфорда проехал по дорогам Западной и Восточной Европы 48 800 км. в) За одни сутки. Голландец Роберт Принс, стартовав из Палатона в Греции, дое92 ЗА РУЛЕМ 9/95 колько групп хитч-хайкеров двигаются по заранее составленному маршруту, отмечаясь в контрольных пунктах (как правило, это дорожные знаки у въезда в город). Победитель -тот, кто пройдет трассу быстрее всех. О росте популярности хитч-хайкинга говорит и то, что в этом году пройдет первый чемпионат России. Его организуют московская "Школа автостопа" совместно с Союзом журналистов России, а участвовать могут все желающие - как россияне, так и иностранцы. Старт в Москве 19 сентября 1995 года. Каждый участник выбирает маршрут самостоятельно, главное - отметиться по крайней мере в девяти из 30 контрольных пунктов, расположенньгх по всей территории России. Двигаться можно на любом виде попутного транспорта, но только бесплатно. Финишировать необходимо также в Москве до истечения контрольного срока- 23 часов 29 сентября. Оценивается не только расстояние, пройденное во время соревнований, но и сложность выбранного маршрута, и разнообразие использованных способов передвижения. Каждый "автостопщик" получит удостоверение участника с фотографией и форменную одежду, так что водители смогут издали узнать тех, кто претендует на титул чемпиона России по автостопу. Среди водителей, подвозивших участников чемпионата, также разыграют призы (по номерам карточек, полученных от автостопщиков). Похоже, голосовать на дороге станет намного эффективней, чем на политической арене... В. ШАНИН президент "Школы автостопа"ш цесс разоружения. Увы, не увидели этой машины ни рыбаки, ни охотники, ни дачники, ни туристы. А оставшиеся "в живых" три образца из последней серии разбрелись по стране. Один передали в Литву, теперь.он - экспонат автомобильного музея. Другой находится на армейском автополигоне в Бронницах, а третий... На третьем ездит сам конструктор.модели, на агрегатах которых базируется "Нива", должны в ближайшие годы уступить производственные площади новым конструкциям. Ну, а попытки организовать сборку машин (хотя бы "отверточную") на предприятиях неавтомобильного профиля чаще всего терпят крах. Такие предложения по ВАЗ-2122 были, но до их реализации дело так и не дошло. Затопленная дорога для амфибии не препятствие. Ей по силам и более серьезные водоемы.ЛуАЗа, по-своему симпатичный ведь над внешним видом всерьез поработали "вазовские" дизайнеры. Никаких винтов и водометов вы не обнаружите. Автомобиль движется на плаву благодаря вращению колес в воде. У плавающего автомобиля появилась такая чисто корабельная характеристика, как водоизмещение. Дабы вездеход не тянуло ко дну, потребовалось загерметизировать моторный и трансмиссионный отсеки. В ответ на такое действие конструкторов агрегаты трансмиссии (коробка передач и раздаточная коробка), лишенные обдува, стали перегреваться. Пришлось организовать их обдув воздухом из моторного отсека. Чтобы откачивать воду, которая просачивается-таки в машину, предусмотрены два насоса. Еще одно корабельное устройство кингстон. Предназначен он не для затопления амфибии на глазах у неприятеля, а для слива остатков просочившейся воды. При входе в воду решетку в передней панели, через которую поступает воздух для охлаждения, закрывают крышкой, а на капоте открывают специальный воздухозаборник. Вот, пожалуй, основные конструктивные особенности, которые делают машину амфибией. Остальное - как у обычной "Нивы": двигатель, трансмиссия, ходовая часть. Впрочем, и здесь есть отличия. На машине установлен мотор рабочим объемом 1289 см 3и главная передача с передаточным числом 4,44. Машина удалась. "Охотники и рыболовы" могли быть довольны. Автомобиль, сохранив лучшие качества "НивьГ'-проходимца, оказался достаточно резвым. Наш об-На переднем крыле хорошо видны два отверстия. Через них откачивается вода, которая проникает в автомобиль на плаву.Задний борт сделан неоткидным из соображений герметичности корпуса. разец, набегавший за свою долгую жизнь 150 000 км, и сейчас без труда набирает на шоссе 110 км/ч. Об умении плавать мы уже говорили. Что еще: легкосъемный верх, откидная рамка ветрового стекла, откидной (а не съемный, как в УАЗе) верх дверей, наконец, откидная спинка заднего сиденья, позволяющая перевозить длинномерные грузы, просторный салон. Посадка, кстати, показалась более вертикальной, "автобусной", чем в "Ниве". Простой кузов, отсутствие отделочных элементов, минимум обивки в салоне делают машину грубоватой, зато простой при ремонте. Кстати, световые приборы унифицированы с применяемыми на грузовиках и армейских машинах. В определенных условиях и это плюс. Короче, получилась из "Нивы" рабочая лошадка. Наверное, такие машины нашли бы своего потребителя, но... В 1983 году автомобиль прошел приемные испытания. Через два года повторные испытания подтвердили эффективность внесенных в конструкцию доработок. Наконец, в 1986 году заказчик одобрил документацию на автомобиль. Плавающая "Нива" была готова к производству. Однако до серийного выпуска дело не дошло. Причины нашлись разные - политические, экономические и даже военные. Ведь в мире начался про-Конечно, можно тешить себя мыслью, что полученный при разработке и доводке автомобиля опыт не пропал понапрасну. И это в самом деле так. Например, на плавающей "Ниве", выпущенной в 1987 году, установлены элементы тормозной системы ВАЗ-2108, которые появились на серийных "вазовских" вездеходах спустя несколько лет. Но все равно обидно - за потребителя, который мог получить новую модель, да не получил. За создателей автомобиля, которые не увидели своего детища на конвейере. Давайте не будем строить иллюзий: этот автомобиль выпускать никогда не будут, для ВАЗа он уже пройденный этап. "Классические"Сколько их, автомобилей, не увидевших свет, только среди вездеходов! Успокоился в заводском музее "Москвич-416", созданный в начале 60-х и возрожденный в 70-е. Ульяновский завод сосредоточился на подготовке к производству комфортабельного УАЗ-3160, а его новые модели утилитарных джипов (например, УАЗ-3172) тоже становятся машинами для музеев. Много лет не может "поднять" новую модель ЛуАЗ-1301 Луцкий автозавод. Причины называют самые разные. От развала экономики до тихоокеанских цунами и солнечных затмений в Антарктиде. Только автомобилисту от этого не легче. И.ТВЕРДУНОВ Фото В. Крючкова ЗА РУЛЕМ 9/95 93