90
91
Даже ралли "Париж - Дакар" с его непререкаемым авторитетом не смогло бы поспорить в популярности с автомарафоном 25-летней давности "Лондон - Мехико". Внимание всего спортивного мира было приковано тогда к событиям, которые разворачивались на трассе этого гигантского ралли протяженностью без малого 26 000 километров (почти на десять тысяч больше, чем проходившего двумя годами раньше ралли "Лондон - Сидней"). Битва за награды развернулась на дорогах 25 стран Европы, Южной и Центральной Америки, где было все - и скалистое бездорожье, и туманы, и пески пустынь, а вдобавок еще 17 очень сложных скоростных участков. Сильнейшие раллисты мира участвовали в этой битве: финны Миккола, Аалтонен, мяккинен, поляк Засада, швед Пальм, француз Траутман и многие другие - всего 96 экипажей. Финишировало же только 26, и среди них - об этом мы и сегодня говорим с гордостью - три советских: Л Потапчик Ю. Лесовский - Э. Баженов (12-е место), Г. Хольм В. Бубнов- К. Гирдаускас (17-е), С. Тенишев - В. Кислых - В.Широченков (20-е). Все они выступали на "москвичах-412", изготовленных АЗЛК, - ВАЗ только готовился к пуску конвейера.И вот 25 лет спустя снова "Лондон Мехико". "Это тяжелейшее испытание, но ничего более интересного и прекрасного в него, может считать себя настоящим мужчиной", - произнес перед моей телекамерой после финиша в мексиканском курорте Акапулько почта двухметровый бородач-индус Милкх Сигх. Взгромоздивший поверх традиционной чалмы роскошное черно-золотистое сомбреро, Милкх стоял в окружении темпераментных болельщиков и поглаживал свою темно-вишневую "Волво" под номером 47. Была она немолода -1970 года рождения, изрядно побитая и потрепанная за 30 дней и за 17 тысяч километров труднейших переходов через два континента, две пустыни и 18 стран - от Лондона до Акапулько на побережье Тихого океана Я готов подписаться под каждым словом моего нового знакомого из Индии и попытаюсь дать хотя бы некоторое представление о событиях, которые приключились с нами - участниками рейда-марасрона. 59 экипажей из 20 стран, не считая автомобилей скорой и технической помощи, а также четырех съемочных групп на джипах (в их числе, как и два года назад, когда "дублировался" автомарафон "Лондон - Сидней", телевизионная команда "Останкино"), взяли старт. В этой разноцветной кавалькаде и российский экипаж мастеров спорта: 47-летний Александр Долбиш - президент компании "ИнтерВолга" из Тольятти и штурман - москвич Александр Головин, 42 года, работник АЗЛК. Они отправились в путь на "Москвиче-412" 1968 года выпуска. Под стать ему по возги", "волво", "мерседесы", "пежо", Татры", "рено" - все не моложе 1970 года. Таковы условия ралли. Среди почтенных старцев - шикарный лимузин "Бентли" и уж совсем музейная редкость-"Крайслер" 1926 года. А среди 59 пилотов истолькихже штурманов несколько тех, кто четверть века назад участвовал в первом марафоне. В их числе и руководитель проекта Ник Бриттен - полковник британской армии, неутомимый искатель приключений. Марафон по несколько сокращенному и измененному маршруту 25-летней давности назван "ретро-ралли". Говорят, к рулю, как к наркотикам, привыкаешь очень быстро. О магическом действии наркотического зелья ничего сказать не могу (не пробовал), к тому же эта болезнь вроде бы поддается лечению. А вот руль автомобиля - мечта нашего детства - любовь на всю жизнь. Несмотря на то, что иногда судорогой сводит пальцы (ежедневная "норма" 800-1200 километров), несмотря на то, что в машине сидишь по 10-13 часов в сутки да еще в 40-градусную жару ив условиях высокогорья (две-пять тысяч метров над уровнем моря), когда, как пел В. Высоцкий, езда буквально "до тошноты, до рвоты", - никому даже не могло прийти в голову оставить трассу. А на следующее утро вновь подъем в шесть утра - и "в руль". Таков жесткий (и жестокий) регламент ралли. Примерно четвертая часть из 17 тысяч километров пути проложена по современной, прямой как стрела Панамериканской магистрали, которую латиноамериканцы с полным основанием назвали дорогой жизни и смерти. Она - единственная артерия, связавшая страны Латинской Америки, по которой днем и ночью идет поток "перевозчиков", ежегодно уносит сотни жизней, повсюду видишь кресты и памятники. Остальные участки трассы ралли (особенно скоростные) - что называется, убийствен"Москвичу" пришлось "финишировать" в кузове самосвала, но все же российские участники заслуживают наших поздравлений. Слева направо: Александр Долбиш, Александр Головин, Александр Слесарев и автор заметок Анатолий Малявин. ное бездорожье. Здесь то и дело рискуешь свалиться в пропасть или в лучшем случае врезаться в огромный валун, скрытый под вековым слоем пыли, и как минимум расстаться с машиной. Такого рода ловушек на этих, по меткому выражению английского летчика Дэ-моей жизни не было. Тот, кто прошел через расту "гфорды-эскорты", "порше", "мустан90ЗА РУЛЕМ 9/95 вида Халла, "кабаньих тропах", где не разъехаться двум встречным машинам, хоть отбавляй. Кстати, Дэвид, который не вылезал из-под своей "старушки" "Волво" 1969 года, вместе с женой Сьюзен хоть с приключениями, но добрался до финишанут барабанные перепонки. В этой удивистках горных серпантинов - там, где экипательной атмосфере теплоты и восторга нижи соперников, как правило, жались к скакаких наркоманов или признаков напрялам, пилот "Москвича" Александр Долбиш женности (ну, пожалуй, многовато военных мастерски раскручивал виражи. Там, где с автоматами) мы не заметили. Шумный и требовалось предъявить класс вождения, красивый, тропический Медельин с энтузиводитель "Москвича" был в первых рядах. Нашему телевизионному экипажу: азмом приветствовал участников ралли. Вспоминается пляжный скоростной участок водитель - ваш покорный слуга, штурман И все-таки присутствие наркотиков на Тихоокеанском побережье. Саша так Александр Слесарев (в жизни профессиоощущалось. В портовом городе Колумбии - виртуозно пилотировал свою машину по ненальный переводчик) и механик с АЗЛК Картахене, где раллисты грузили автомомыслимым лабиринтам, что привел прямоБорис Андреев - приходилось делать все били на паром "Крузейро экспресс", кототаки в дикий восторг перуанских болельщито, что делали боевые экипажи, хотя и не рый доставил нас через Карибское море до ков. А ведь до этого он перенес тяжелейстоль блестяще. Панамы, огромный служебный пес деловишую горную болезнь, свалившую его, - приТеперь пару слов о наркотиках, котото, не спеша, залез в кабину нашего джишлось прибегнуть к кислородным баллорые я упомянул. Участники марафона пропа. Покрутил своей мордой с умными гланам. На двух этапах Долбиша за рулем зашли по дорогам империи наркобизнеса и зами, "принюхался" и, не найдя ничего поменял штурман Александр Головин. Не мипобывали в столице колумбийской мафии дозрительного, кроме нескольких банок киновала горькая чаша кислородного голода- городе Медельине. Сюда из многих тайской ветчины, вежливо ис достоинстния и наш экипаж. Голова буквально раскастран Латинской Америки стекаются реки вом удалился. А офицер службы безопаслывается от боли, дышишь словно рыба, сырца - кокаиновой соломки, которая посности по борьбе с наркотиками Энрике Ра- выброшенная из воды. Первая бессонная ле фабричной переработки в виде готовомирес заметил: "На этом маршруте между мучительная ночь на высоте 4200 метров в го зелья расходится по всему миру, прежКолумбией и Панамой за прошлый год конрайоне города Потоси (Боливия) выпала фисковано 10 тонн чистейших наркотиков". мне. Затем наступил черед нашего штурмаде всего в США. , расположенный на высоНо это так, к слову, поскольку глав- на Александра Слесарева, а потом горнаяНакопившаяся усталость (а это была только половина марафона) дала о себе знать - иных гонщиков и здесь пришлось откачивать с помощью кислородных масок. Два дня заслуженного отдыха оказались как нельзя кстати. Трудности нарастали, но чем сложнее были долы, тем выше поднимался по "турнирной лестнице" наш "Москвич". А потом пошло-поехало. В Эквадоре - ЧП. Острый булыжник на краю обрыва в клочья рвет покрышку левого колеса, машина делает кульбит через крышу и падает в пропасть. По счастью, деревья предотвращают трагедию. Но у "Москвича" нет ветрового и боковых стекол, погнутыстойки,помяты крыша, капот, передние двери, разорвано правое крыло. Штурман выбирается из кабины через разбитое боковое стекло, следом за ним Александр Долбиш. У гонщиков ни царапины, а машина... Подоспевший джип с американскими журналистами помог вытащить ее. Но хотите верьте, хотите нет - "Москвич" со своим экипажем остался в строю. И надо же такому случиться: авария произошла аккурат на линии экватора! Оставшуюся часть маршрута наши шли, как поется в песне, "на честном слове и на одном крыле..." В пути сменили восемь разорванных колес, дважды отказывали тормоза, постоянно барахлили сцепление, коробка передач - о мелочах яи не вспоминаю. В довершение всех бед в Никарагуа прогорели поршни. Случилось это в столице - Манагуа. Ну скажите на милость, где их тут взять? Выручили работники российского посольства, за что благодарим их от всего сердца. Оказывается, и здесь есть "барахолка", где - опять поверить трудно - нашлись нужные поршни! Мастера спорта Долбиш и Головин оказались еще и мастерами на все руки. Весь день шел большой ремонт, после чего мы бросились в погоню за ушедшим караваном. В ночной гонке на границе с Гондурасом новое происшествие - забаррикадирована дорога, бастуют! Александр Головин (он был за рулем) пытается объехать препятствие и ночью на скорости 130 километров в час налетает на здоровенный булыжник. Это конец. "Москвич" ремонту не подлежит - на списание, точнее, в музей. Чертовски обидно. И все же воздадим должное мужеству и силе духа нашего экипажа А достажение его пилота Александра Долбиша - человека беззаветно преданного автоспорту (за два года два марафона на одном автомобиле) - вполне может быть занесено в российскую Книгу рекордов Гиннесса Долбиш, человек устремленный, живет уже новой идеей, новым проектом: на финише XX столетия вновьстартоватьиз Лондона, чтобы финишировать в столице Олимпиады - австралийском Сиднее на открытии Олимпийских игр 2000 года А. МАЛЯВИН, спортивный комментатор ТВ "Останкино" ЗА РУЛЕМ 9/95 91Ц Н | ^ ^ ^ ^ ^ ^ Н Н | | ^ ^ ^ НЗа плечами А. Долбиша (он слева) и Д. Халла уже два ретро-ралли: "Лондон-Сидней" в 1993-м и нынешнее "Лондон-Мехико". "Москвич" в Лондоне: А. Долбиш только наклеивает стартовые номера. Справа - штурман А. Головин. 17 ОО километров еще впереди... О Тряхнули стариной и чешские "эмбечки" - заднемоторные "шкоды1000МВ". Встреча в Лиме, столице Перу (фото слева вверху). Фото авторате полутора тысяч метров, называют городом вечной весны. Он утопает в ярких цветах и буйной экзотической растительности тропиков, и именно его жители стали своего рода рекордсменами по объему эмоций, которые они выплеснули с латиноамериканским темпераментом на участников ралли. Бурей восторга встречали здесь каждый автомобиль у гостиницы "Грандотель", но когда на финише появился наш "Москвич-412", искореженный после "кульбита" через крышу (об этом чуть ниже), и штурман Александр Головин "зажег", словно факел, российский флаг, - думал, полное для нас - собьпия автомарафона и выступление нашего экипажа. Два года назад в таком же юбилейном ралли "Лондон Сидней" Александр Долбиш и его штурман Виктор Щавелев на этом же "Москвиче412", самом маломощном из всех 110 автомобилей, стартовавших тогда, сумели не только дойти до столицы Олимпиады 2000 года, но и заняли вполне почетное 24-е место. И в этом марафоне за три этапа до финиша наши находились в золотой середине. "Москвич" бился изо всех своих 78 лошадиных сил, не уступая многим машинам с моторами в 150-250 сил. На скоростных уча-болезнь на несколько дней вывела из строя второго водителя Бориса Андреева. К этому времени я успел восстановить силы и вновь сел "в руль". Тринадцатичасовой переход в Кордильерах по щебенке ив сплошной пыли (мы шли от Потоси до самой высокогорнойстолицымира Ла-Паса) потребовал от участников еще большего напряжения сил. От недостатка кислорода задыхались не только люди, но и моторы. На камнях не выдерживали шины: буквально все экипажи меняли колеса. В итоге, когда мы достигли цели, подняться по лестнице гостиницы смог не каждый.