на износ и необходимость замены втулок. Предельный ход подвески вверх ограничивает буфер 18. Он одновременно служит дополнительным упругим элементом (подрессорником). Для гашения колебаний в передней подвеске установлены два телескопических амортизатора 9. Кроме того, последние ограничивают ход подвески вниз. Эксплуатация автомобиля с неисправными амортизаторами или без них недопустима! Передние и задние амортизаторы на взаимозаменяемы. Передние - со встроенным буфером отбоя, в сжатом состоянии они короче задних на 25 мм. Амортизатор передней подвески крепится шарнирно: верхней проушиной, соединенной со штоком, - к кронштейну рамы, а нижней, соединенной с резервуаром, - к продольному рычагу подвески. Верхний и нижний шарниры сборные и взаимозаменяемые. Задняя подвеска (рис. 2) состоит из двух малолистовых рессор 2, работающих совместно с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами 3. Рессора - из трех листов переменной толщины. Предельный ход моста вверх ограничивают резиновые буфера 13. К мосту рессора крепится с помощью стремянок 6, накладки 5и подкладки 7. Момент затяжки гаек стремянок 100-120 Н-м (10-12 кгс-м) (то есть усилие на конце ключа из комплекта инструмента должно быть 30-36 кгс). Передний конец рессоры через резиновые втулки 12 надет на неподвижную ось 11. Задний конец закреплен шарнирно с помощью серьги и резиновых втулок. Гайки 17 нужно затягивать до упора наружной ща ки серьги 16 в заплечики пальцев 15. Амортизаторы 3 задней подвески (те же, что ив старой конструкции) крепятся шарнирно с помощью кронштейнов 1к раме и кронштейнов 9 - к заднему мосту. Шарниры задних амортизаторов унифицированы с шарнирами передних амортизаторов. Старые и новые подвески невзаимозаменяемы. Вот, пожалуй, и все. Надеемся, УАЗ с новой подвеской вам понравится.горевшая и незамеченная вовремя лампа стоп-сигнала может стать причиной аварии. Поэтому А. ЧУЙКИН вновь возвращается к устройствам для контроля исправности ламп. Пока лишь некоторые "самары" снабжа ны системой, контролирующей исправность ламп стоп-сигнала и габаритных огней (ЗР, 1994, № 8, с. 47). Однако и эта система не лишена недостатков. Например, случайное нарушение подачи питания (допустим, из-за простого перегорания предохранителя или Собранное реле, его схема и подключение в автомобиле: R1 - резистор сопротивлением 20...30 Ом; R2 - резистор сопротивлением 0,3 Ом; VT1 - транзистор (типа КТ816Г)EL1, EL2 - лампы стоп-сигналов (типа А12-21-3). HL1 - контрольная лампа (типа А12-1 или А12-4). SB1 - штатный выключатель стоп-сигналов (например, типа 15.3720). FU1 - штатный предохранитель (на ток до 8А).Автор "пробки" предлагает использовать лампу стояночного тормоза - основная ее работа не нарушится - либо сигнальную лампу уровня тормозной жидкости. Главное достоинство "пробки" - простота конструкции - определила и главные недостатки. "Пробка" не имеет температурной стабилизации, что проявляется так: при отрицательной температуре в салоне контрольная лампа горит неполным накалом. Работа устройства зависит от напряжения бортовой сети и от параметров всех ламп - проще+12В SzтрХ1R2Х27/HL1EL2хз <«говоря, при разряженном аккумуляторе и нештатных лампах "пробка" не действует. И наконец, нет защиты транзистора от короткого замыкания в цепи контрольной лампы. Но надежность "пробки", тем не менее, высока, о чем свидетельствует более чем двадцатилетний опыт применения кустарно изготовленных устройств автомобилистами Хабаровского края. Отказов, уверяет разработчик, не было. П. Бондарь прислал несколько "пробок" и к нам в редакцию на испытания. Вот вкратце впечатления испытателей: порадовала простота монтажа, но с размещением контрольной лампы, предлагаемым разработчиком (вместе с лампой стояночного тормоза), мы не согласны. Она не должна быть красной, иначе при каждом торможа нии думаешь, что в автомобиле что-то неисправно. Поэтому хорошо бы подключать лампу с зеленым (возможно, желтым, синим) светофильтром, установленную так, чтобы свет от нее не бросался в глаза. Что касается надежности и четкости работы - замечаний нет, тем более, что благодаря "пробке" мы тут же обнаружили перегоревший стоп-сигнал у "Нивы". Конечно, можно контролировать исправность освещения либо по бликам на соседних автомобилях, либо внешним осмотром. Можно сказать, что полноценные системы контроля работают по-другому, сигнализируя о возникшей неисправности и диагностируя электроцепи. Но, думаем, многим "пробка" понравится - в силу простоты, доступности и достоверности выдаваемой информации. А изготовить ее, пользуясь приведенной схемой, пара пустяков.СТОП-СИГНАЛ ПОД НАДЕЖНЫМ КОНТРОЛЕМВ патрульной машине сидят два гаишника. Старший обращается к своему напарнику: "Вась, посмотри, у нас мигалка на крыше работает?" Тот выглядывает, смотрит на маячок: "Работает... или не работает... работает... не работает..." Все мы оцениваем работоспособность светотехники на автомобиле именно так - визуально. Неудобно - полбеды; пере80 ЗА РУЛЕМ 9/95вследствие разрыва контакта) приведет кта му, что контрольная лампа системы не сраба тает даже при перегоревших стоп-сигналах. Вообще, комбинированная (контактно-транзисторная) начинка реле 4402.3747, входящего в систему контроля, не вполне надежна Есть, однако, устройства попроще. На фото представлено одно из них, разработанное в Хабаровском крае автолюбителем П. Бондарем. Электрическая схема этого простейшего устройства приведена на рисунке. Детали смонтированы в пробке от шампанского и залиты эпоксидной смолой (на фото корпус-пробка удалена). Подключается прибор за пять минут - м а жду выключателем стоп-сигналов и проводом, питающим лампы, с помощью клемм с торцов "пробки". Остается к боковому выводу подключить контрольную лампу, второй провод от которой замкнуть на "массу". Теперь при каждом торможении одновременно со стоп-сигналами загорится и контрольная лампа, сигнализируя об исправности всей цепи; если по какой-либо причине хоть один "стоп" не сработает - не вспыхнет и лампа в салоне. Куда установить контрольную лампу?