26
27
Первой шестеренчатой коробке передач скоро исполнится сто лет. За это время она успела порядком измениться, особенно с появлением в 30-е годы синхронизаторов, но это не затрагивало кардинально сам процесс переключения. И только с изобретением автоматической коробки передач водитель был избавлен от необходимости манипулировать рычагом. Широкое распространение таких коробок началось в 50-е годы в США. В консервативной Европе, к тому же и не такой богатой, как Америка, с парком в основном маломощных автомобилей, "автоматы" обрели право на жизнь лишь к 60-м годам, да и то на самых дорогих машинах. Даже сейчас, тридцать лет спустя, они установлены менее чем на четвертой части автомобилей. "Мерседес" - один из пионеров в производстве автоматических коробок передач в Европе, причем четырехступенчатая трансмиссия появилась на его модели "600" уже в 1964 году. И вот теперь, в 1995-м, фирма представляет четвертое поколение этих агрегатов. У нового "автомата" пять ступеней, что уже не является новостью: наряду с "Мерседесом" еще три автомобильные фирмы оснащают свои машины подобными коробками - БМВ, "Ауди" и "Ниссан". Чем же вызвано увеличение числа . ступеней? Ужесточением требований к разгонной динамике и топливной экономичности, а также стремлением к повышению комфорта. Чем больше передач, тем меньше разница между передаточными числами, тем плавнее разгон. Повышающие ступени помогают экономить топливо при равномерном движении на большой скорости. Однако дело пошло дальше - новым автоматическим коробкам по силам изменять программу переключения в зависимости от условий и стиля вождения, реагируя непосредственно на внешние факторы, а не только на положение переключателя "экономичный-спортивный". В чем же отличие последнего поколения автоматической трансмиссии от своих предшественников? Прежде всего, в ней значительно меньше деталей: их 630 против 1160 у предыдущей коробки с пятью передачами. Это стало возможным благодаря тому, что число планетарных ступеней сократилось сТак выглядит рычаг управления автоматической трансмиссией. Переключатель "W" - "S" - для "зимнего" или "спортивного" режима работы. Принудительное включение четвертой передачи - перемещением рычага влево от положения "D". Разрез коробки передач. Справа - гидротрансформатор, далее фрикционы и планетарные ступени редуктора (видны в разрезе).четырех до трех. Тем не менее варианты их зацепления обеспечивают теперь не только пять передач для движения вперед, но и две (!) для заднего хода. Столь необычное решение принято вовсе не для того, чтобы в последнем случае увеличить скорость, а с целью уменьшить крутящий момент на колесах и тем самым облегчить маневрирование задним ходом на скользкой дороге. "Вторая задняя" включается автоматически в режиме "зимней езды". Процесс троганья с места вперед при таком положении переключателя также начинается не с первой, а со второй передачи. Новый "автомат", работающий с 12цилиндровым почти 400-сильным двигателем, рассчитан на передачу крутящего момента в 570 Н-м, причем масса коробки передач всего 80 кг. Одна из главных задач, стоявших перед проектировщиками, - умерить "здоровый аппетит" шестилитрового мотора. С этим им удалось справиться: расход топлива уменьшился в среднем на 7% (да, далеко немецким коробкамдо нашего шланга-ионизатора) в результате того, что блокировка гидротрансформатора стала возможна не на одной или двух высших передачах, а на трех. Этот процесс помогает понизить расход топлива при движении с постоянной скоростью, так как мощность мотора не уходит на потери в гидротрансформаторе. Однако у "Мерседеса" ко-26ЗА РУЛЕМ 9/95 робка передач полностью, на все сто процентов, не блокируется: муфта, соединяющая части гидротрансформатора, пробуксовывает и это отличает данную коробку от всех других. Пробуксовка составляет от 20 до 80 оборотов в минуту, что способствует повышению плавности работы, лишь незначительно увеличивая расход бензина."Позвольте, - скажет опытный водитель, - "буксующее" сцепление долго не прослужит!" - и будет неправ. Ресурс этого узла, кстати, работающего, как на мотоцикле, в масляной ванне и оборудованного электронным контролем температуры трущихся поверхностей, соответствует сроку службы автомобиля. Не осталось без внимания конструкторов и управление переключением передач. Помимо традиционного режима "кик-даун", когда, нажимая на педаль газа до упора, включаем самую низкую из передач, пригодных для данных дорожных условий, здесь предусмотрены еще и режимы "кик-фаст" и "фаст-офф". На первом электронный "мозг" коробки, анализируя движение педали акселератора, определяет, нужно ли включать понижающую передачу, и дает соответствующую команду задолго до того, как будет достигнуто положение "кик-даун". В этом режиме "автомат" может включить и на две ступени более низкую передачу. В режиме "кик-даун" коробка иногда переходит даже с пятой на вторую. Режим "фаст-офф" при резком отпускании педали газа не дает коробке включить высшую передачу, а оставляет ту, на которой осуществлялся разгон. Это позволяет интенсивно тормозить двигателем и легко держать дистанцию при движении с переменной скоростью. Существуют программы, исключающие переключение передач при прохождении крутых поворотов, а также автоматически притормаживающие автомобиль скоростью на крутых спусках и адаптирующие процесс смены передачи к стилю вождения того, кто в данный момент сидит за рулем. Все эти электронные новшества делают "мерседесовскую" коробку последнего поколения самым современным на сегодняшний день агрегатом среди подобных. А что произойдет с машиной, если электроника откажет? Ничего страшного - автомобиль продолжит свой путь на той передаче, на которой его застигла поломка, но автоматическая блокировка гидротрансформатора отключится. Если же дорожные условия того потребуют, то можно воспользоваться ручным включением второй передачи, которая работает и без вмешательства электроники. Остается лишь заметить, что за право стать владельцем автомобиля со столь "умной" коробкой передач надо выложить не менее 200 тысяч немецких марок - столько стоит "Мерседес-ЭбОО". А. ФОМИН P.S. Когда этот материал уже был готов к печати, пришло сообщение от фирмы "Ауди", которая предлагает коробку передач аналогичной конструкции: с "проскальзывающей" муфтой и электронным управлением, но вот передача заднего хода у нее одна. Коробку будут устанавливать на автомобилях "А4" с двигателями 2,6 и 2,8 л. Цена "Ауди-А4-2,6" составляет 49 950 марок - в четыре раза дешевле "Мерседеса".ЗА РУЛЕМ 9/9527