86
87
Дождя они будто не замечали. Солидные папа с мамой в необъятных шортах и веселеньких маечках неторопливо поглощали бутерброды, запивая их пивом. А двое отпрысков оживленно обсуждали что-то с продавцом большущей автолавки. Вопрос был серьезный. Оба болели за "Гоночную команду Семейного канала" и несравненного Теда Мазгрейва. Но какую именно штуковину купить, чтобы продемонстрировать свои пристрастия, а заодно поддержать любимую "конюшню" материально? Майку с портретом Теда? Солнечные очки? Бейсболку? Практичная мама давно положила глаз на отличную куртку - младшему на осень - всего-то за 55 долларов. Но ему самому, разумеется, гораздо больше нравилась модель гоночного "Форда" под номером 16, на котором их любимец Мазгрейв взобрался на третье место в зачете Кубка "Уинстона". И стоит дешевле. Чуть-чуть. Старший приглядел себе огромное знамя - "Вперед, Тедди! Да здравствует "Семейный канал Рэйсинг Тим!" И никак не поддавался на уговоры отца, советовавшего купить приемник с наушниками: можно слушать переговоры пилота с механиками во время гонки. Папаше, чего греха таить, и самому было интересно! Четыре дня - со среды до субботы - огромный стадион Индианаполиса, "старая кирпишница", как давно прозвали этот автогоночный трек болельщики, напоминал гигантскую ярмарку. Вся прилегающая к автодрому территория была густо уставлена невообразимым количеством лавок, лавочек и лавчонок. А между ними неспешно прогуливались компании - в основном семейные-болельщиков. Нет, это был не этап чемпионата мира формулы 1 - к нему американцы всегда относились с прохладцей. И даже не одна из гонок "индикаров". В Индианаполисе проходил 19-й этап самого популярного в Соединенных Штатах автомобильного соревнования - Кубка "Уинстона". 86 ЗА РУЛЕМ 10/95Трибуны в Индианаполисе вмещают до полумиллиона зрителей. Борьба на трассах Кубка "Уинстона" идет колесо в колесо до последнего метра дистанции.В мировом автоспорте гонки легковых машин занимают особое место. Чисто теоретически именно они должны обладать наибольшей притягательностью для зрителей. Ведь, согласитесь, далеко не каждый может разглядеть в футуристическом снаряде на неправдоподобно широких колесах обычный автомобиль. Гораздо ближе рядовому болельщику, по идее, состязания "опелей" и "фордов", "шевроле" и "ситроенов", на которых миллионы людей ежедневно отправляются на работу или по магазинам. Но в Европе "кузовное кольцо" вынуждено пребывать в тени чемпионата мира формулы 1. Зато по ту сторону океана оно достигло подлинного расцвета. Тридцать два этапа Четыре с лишним десятка участников. Почти четыре миллиона зрителей ежегодно. Такими цифрами не может похвастать ни одноавтомобильное состязание в мире. Между тем Кубок "Уинстона" проводится лишь в одной стране - США. Да и участвуют в нем только американцы и только на изготовленных в Штатах машинах. В чем же тогда секрет небывалой популярности? Может быть, в гоночной технике? Сразу скажем, почти за полувековую историю машины эти изменились неузнаваемо. На смену серийным пришли стопроцентно гоночные автомобили. Когда-то, для того чтобы подготовить машину к соревнованиям, нужна была обычная мастерская да умелые руки. Купленный в магазине "Меркьюри" или "Бюик" разбирали до последнего винтика, а затем вновь собирали, тщательно проверяя и заменяя, если надо, любую деталь. Снимали фары, сиденья и обивку, стальными болтами наглухо закрывали двери, Смена шин и дозаправка в исполнении механиков NASCAR - это настоящий спектакль.усиливали раму, ставили широкие колеса и более эффективные тормоза По-серьезному в мотор влезать было нельзя. Все, за исключением распределительного вала и карбюратора, должно быть стандартным. Кроме того, любая деталь, которой заменяли "родную", должна была продаваться в магазине. Теперь все иначе. Только внешне нынешние машины напоминают своих серийных собратьев. Единственные стандартные детали - пол и крыша кузова, а также блок двигателя. Кстати, последний американцы называют "сток" - отсюда и название автомобилей, "сток-кары" - машины с серийным блоком. Итак, стальные пол и крышу вставляют в жесткий трубчатый каркас, который одевают в легкие пластиковые панели. Кузов вообще лишился дверей, а гонщик забирается в автомобиль сплавы - все то, что сделало в последние десятилетия автогонки совершенно недоступными для обычного человека, здесь запрещено. Однако семьсот с лишним "лошадок" позволяют "сток-карам" показывать невероятную резвость. Так, средние скорости прохождения 800-километровой (500 миль) гонки достигают трехсот километров в час. Максимальные же превышают 350 км/ч. Но сами по себе цифры не привлекут болельщиков на трибуны. Зрителям нужна напряженная борьба на трассе и интрига на протяжении всего чемпионата. И об этом позаботились организаторы Кубка "Уинстона". Ведь машины - они здесь лишь трех разных моделей, "Форд-Тандерберд", "ШевролеМонте-Карло" и "Понтиак-Гран-при* - готовят не мощные автозаводы, а небольшие частные "конюшни". И потому с технической точки зрения они почти идентичны. Что, естественно, предопределяет практически равную борьбу на трассе по крайней мере одного-двух десятков пилотов. А чтобы поддерживать интерес к чемпионату на всем его протяжении - с февраля по ноябрь, была придумана хитрая система начисления очков. За победу дается 175, за второе место -134 и так да-\Я НА ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ'Дейл Джарретт}- один из главных героев Кубка "Уинстона'"/ и покидает его через окно. Двигатели - V-образные "восьмерки" большого рабочего объема развивают свыше 700 л. с. при 8000 об/мин. Разумеется, широкие колеса и шины, изготовленные специально для гонок трансмиссии, системы рулевого управления и тормозов, подвески. Тем не менее руководству NASCAR (Нэшнл Ассосиэйшн фо Сток Кар Ауто Рэйоинг) - организации, ведающей Кубком "Уинстона", удалось сохранить эти соревнования дешевыми. Все, как их называют, "высокие технологии": углепластики, управляющая электроника, сверхдорогие металлы иВыход из виража - самое опасное место трековых гонок. Фото А. Гуревича ЗА РУЛЕМ 10/9587