88
89
лее вплоть до последнего неудачника, вышедшего из игры через десяток метров после старта. Дополнительные очки получают все, кто лидировал хотя бы один круг. Это заставляет пилотов бороться до последнего в каждой гонке независимо от места, которое они занимают. Результат можно было увидеть в Индианаполисе. На протяжении всех 160 кругов борьба шла за каждый метр трассы. А спустя 400 миль - почти 650 километров (такова дистанция) победителя, Дейла Эрнхардта, отделяло от третьего призера менее секунды. А скажем, Кении Уоллас, занявший 36-е место, изо всех сил бился с Уордом Бертоном и проиграл ему в итоге 0,11 секунды. Подобные сражения не могут не импонировать зрителям. Тем более что участвуют в них такие бойцы! Гонщики Кубка "Уинстона" - это вообще особая статья. В отличие от трасс из земляных и песчаных дорожек начала пятидесятых, на смену которым пришли бетонные кольца современных автодромов, в отличие от автомобилей и призовых денег (что возросли чуть не до небес - от сотни-другой "зеленых" до миллионов долларов за последние сорок лет), пилоты "сток-каров* не меняются. Причем, как в буквальном смысле - фамилии большинства героев те же, что были и три десятилетия назад, так ив переносном, - во всем, что касается образа гонщика NASCAR. Судите сами: отец нынешней звезды Кейла Петти - семикратный чемпион NASCAR, дед трехкратеййгТбт5<е^&шардт, а также Майкл Уолтриг^Дейл Джарретт^едва ли не вся нынешняя элитаотствиийдетеи^великихродителей или младших братьев. И это очень нравится публике. Ведь пилот "сток-кара" - изначально свой в доску парень - Билл, Боб, Джо. Простой и доступный, его можно похлопать по плечу и попросить сфотографироваться с сыном или женой. В боксах Индианаполиса, а билет туда стоил всего на двадцать долларов дороже места на трибунах, мы то и дело наблюдали подобные сценки. Образ своего парня сложился еще на рубеже сороковых-пятидесятых, когда на глиняных треках, вздымая тучи пыли и грязи носились самые что ни на есть обычные "плимуты", "хадеоны", "доджи*. И нынешние пилоты не спешат его развеять. Хотя большинство из них - профессиональные гонщики, работающие по контрактам, а вовсе не "парни с улицы", какими были их отцы. Они продолжают носить широкополые шляпы и игнорировать шлемы-интегралы, предпочитая им старомодные, с козыр ^__Лонка-зЖончилао£.Дейл ЭрнхардтЛм-летний отец четверых детей, усат^шмШгчшй дядька (и победитель 65 гонок NASCAR, семикратный обладатель Кубка "Уинстона"), усталый и счастливый, принимал поздравления, пожимая множество тянущихся к нему рук болельщиков. Огромные автостоянки постепенно пустели. Тысячи и тысячи автомобилей, повинуясь жестам умелых дирижеров-полицейских, покидали трек. Участники грандиозного автогоночного праздника, словно после семейного пикника, разъезжались по домам. Чтобы через неделю встретиться на треке Бруклина, штат Мичиган: "Как дела, Боб? Как жена, как дети? Я только что говорил с Дейлом. Ох и задаст он перцу вашему Теду Мазгрейву!" Счастливая автогоночная семья, совсем не похожая на все остальные! А МЕЛЬНИК 88 ЗА РУЛЕМ 10/95П РИШЕЛ ТВОИ 4AIМожно только удивляться тому, с какой настойчивостью КамАЗ прокладывает себе дорогу в большой спорт, выбрав, может быть, самый трудный и дорогостоящий путь для этого - участие в больших и малых "дакарах". На Васильевском спуске возле московского Кремля, где участники трансконтинентального ралли-рейда "Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин" готовились к промежуточному старту, на лицах иных наших спортивных журналистов можно было прочитать откровенное разочарование. И числом участников, и составом нынешний рейд заметно уступал предыдущему, 1992 года, имевшему, напомним, большой резонанс в спортивном мире. Правда, заранее было известно, что неизменные соперники и фавориты ралли-рейдов - заводские команды "Ситроена" и "Мицубиси" не примут участия в этом автомарафоне, но все-таки... Кое-кто из коллег вообще посчитал, что нынешний рейд станет чем-то вроде мирного автопробега - не более, поскольку все-де предопределено заранее. Не случилось этого. Да и не могло случиться, потому что на такие испытания отваживаются только истинные спортсмены, для которых быть первым, быть лучшим, самым быстрым - превыше всего. А в этой ситуации не пройдет никакой "заранее подготовленный сценарий", даже если, в конечном итоге, побеждают те, кого считали фаворитами. Впрочем, о спортивной стороне автомарафона мы еще скажем. А сейчас воздадим должное тем, кто сотворил второй трансконтинентальный рейд, и предоставим слово французу Рене МетЖу - известному в прошлом гонщику, победителю "дакаров" и, что для нас особенно ценно, автору идеи ралли "Париж-Москва-Пекин" по маршруту древнего "шелкового пути", связывавшего Азию с Европой, и одно-Автомарафон "Париж-Москва-Ула| з авершился победой КамАЗа и успехомАлександр Никоненко и его "Лада" в деле. му из главных организаторов автомарафона. "Мы были первопроходцами "шелкового пути" три года назад, а сейчас уже стали первыми, кто взялся за покорение трассы от Парижа до Пекина по новому маршруту - через Сибирь и Монголию. Нас ждут потрясающие ландшафты: Алтайские горы с их снежными шапками, барханы пустыни Гоби, солончаковые озера и бескрайние монгольские степи. С точки'зрения технической маршрут исключительно сложен, но тем он и привлекателен для участников, которым предстоит продемонстрировать весь арсенал своих качеств от искусства вождения до физической и психологической выносливости". Это высказывание Рене Метжа, награжденного два года назад орденом Дружбы народов, взято из предложенного в Москве журналистам красочного пресс-релиза "Мастер-ралли". Именно под таким названием автомарафон включен в официальный календарь Международной автомобильной федерации. Но в данном случае речь идет не о мастерстве участников (хотя его им и не занимать), а о российской фирме "Мастер", которая вначале выступила в качестве организатора команды "КамАЗ-Мастер", а вот теперь заявила о себе куда в более широком плане - взялась за организацию такого сверхсложного соревнования. Не обошлось без накладок - где-то пришлось изменять маршрут, где-то протестовали "зеленые", а где-то, точнее в Аркалыке (Казахстан), потребовалось поставить на ноги всю милицию, чтобы найти похищенную у наших телевизионщиков камеру. Но в общем "Мастер" сделал свое дело и не собирается уйти - он намерен и впредь нести бремя организатора. А сейчас о спортивной интриге ралли-рейда, которая оказалась весьма закрученной прежде всего в классе грузовиков. Один из главных "виновников" этого Пьер Лартиг - двукратный победитель ралли "Париж-Дакар" и победитель марафона "Париж-Пекин-92". После отказа от участия в ралли "Ситроена", за который он выступаетПод стать этой дуэли была схватка вазовца Александра Никоненко с победителем ралли в абсолютном зачете французом Жаном-Пьером Фонтене. Наш спортсмен выступал на прототипе "Лада", его соперник - на "Мицубиси". Но здесь соперники поменялись ролями: Александр, попав в тяжелую колею трактора "Кировец", сильно повредил автомобиль и был вынужден уступить первенство достаточно именитому французу, имеющему в своем багаже много наград в ралли-рейдах, в том числе 'бронзу" в "Дакаре". Но, как признался сам Фон-чемпионом мира по мотокроссу в личном зачете, а наша команда - дважды в командном. Но, честно говоря, самые большие поздравления хотелось бы адресовать даже не "персоналиям", а КамАЗу: в классе грузовиков весь пьедестал принадлежит его автомобилям. Наконец-то усилия конструкторов, инженеров, рабочих, механиков, спортсменов обернулись полной и безоговорочной победой в серьезном, мирового уровня ралли-рейде. Ведь до финиша в Пекине из 59 стартовавших на площади Трокадеро в Париже добрались лишь 22 автомобиля и грузовика и 12 мотоциклов. А теперь, может быть, о самом главном итоге "Мастер-ралли". С будущего года оно должно быть включено в официальный календарь соревнований на Кубок мира по ралли-рейдам. Значение этого события для нашего автоспорта трудно переоценить: мыпоследние годы (между прочим, дебют его в "Дакаре" состоялся на "Ладе"), француз изъявил желание стартовать на КамАЗе. Интеллигентный, мягкий в общении Лартиг за рулем спортивного автомобиля преображается: его азарт и неудержимость не знают границ. А тут еще такие оппоненты, как наш Виктор Московских, без пяти минут победитель "Дакара-95" (нелепая случайность в самом конце ралли лишила его тогда первого места), и его "обидчик" чех Карел Лопрейс, дважды побеждавший за рулем грузовика 'Татра" в "Дакаре". О степени их противостояния говорит такой факт: впервые за всю историю ралли-рейдов грузовики на скоростных участках показали абсолютно лучшее время среди всех участников. Дважды это удалось сделать Московских и один раз - Лартигу. Трудно даже вообразить такое! Француз все-таки не смог соотнести азарт и возможности автомобиля. После серьезной поломки ему уже не удалось составить конкуренцию Виктору, который практически стал победителем до финиша. Это достойная награда нашему выдающемуся мастеру, посвятившему свою жизнь без остатка автоспорту.входим в мировой автоспорт не как эпизодические участники тех или иных состязаний, а как организаторы этапа одного из почетных мировых трофеев. Наберемся терпения: может недалеко время, когда в заголовках спортивных отчетов сможем прочитать и такой: "КамАЗ победитель Кубка мира!". М.ТИЛЕВИЧ Фото ГЛ. Медведева (ИТАР-ТАСС) и С. Иванова РЕЗУЛЬТАТЫ Абсолютный зачет: 1. Ж. Фонтене - Б. Мусмара (Франция), "Мицубиси (Т2); 2. А. Никоненко - С. Таланцев (Россия), "Лада" (T3); 3. П. Тамбэ - Б. Оссели (Франция), "Мицубиси" (Т2); 4. В. Московских - С. Гиря (Россия), КамАЗ (Т4); 5. Ж. Стуго - Б. Каттарели (Франция), "Мицубиси" (T1); 6. П. Лартиг - М. Перен (Франция), КамАЗ (Т4). Грузовики: 1. В. Московских - С. Гиря; 2. П. Лартиг - М. Перен; 3. В. Марченков - А Кузьмин (все-КамАЗ). ЗА РУЛЕМ 10/95 89тене, истинным победителем он все же считает Никоненко - тот одержал семь побед на спецучастках, в то время как он - только три. И наконец, в группе мотоциклов первенствовал Хайнц Кинигарднер из австрийской команды КТМ - двукратный чемпион мира по мотокроссу в классе 250 см3. Название этой фирмы многое говорит любителям автомотоспорта со стажем. Именно на мотоциклах КТМ петербуржец Геннадий Моисеев дважды становился