58
59
"Администрация выделила 150 миллионов рублей на постройку храма покровителя нашего города Ильи Муромца, канонизированного в XVI веке Русской Православной Церковью в лик святых". Газета "Муромский край". Редкий город может похвастать столь древней историей: первое упоминание о Муроме встречается в "Повести временных лет*' и датировано 862 годом, хотя угро-финское племя муромы обосновалось на берегу Оки еще в пятом веке. Войдя вX веке в состав Киевской Руси, Муром стал главным торговым центром. Но какая-то странная судьба у наших старинных городов. Не раз освобождавшиеся от иноземного рабства, они оказались под гнетом промышленным, превратившись в придатки оборонного комплекса. Город с двумя десятками заводов ныне не может обеспечить своих граждан нормальной зарплатой: ее не выдают месяцами и перспектив никаких. Казалось бы, о какой автомобильной жизни здесь говорить: все время в саду-огороде или на рынке за перепродажей турецкого ширпотреба. Но нет - редкая семья мыслит существование без мотора. На 160 тысяч жителей приходится 17 тысяч мотоциклов и 13 тысяч автомобилей. Если учесть, что на периферии семьи побольше столичных, то получается - транспортное средство скрашивает жизнь каждой ячейке муромского общества. ЧЕЛОВЕК С МОТОРОМ Как это ни парадоксально, в последние два года появились очереди на регистрацию машин. Хотя средний возраст автомобилей здесь восемь лет, по городу бегает много новых - отечественных и зарубежных. Об иномарках разговор особый: Муром на первом месте во Влади58 ЗА РУЛЕМ 11/95мирской области по их количеству! И обязан этим не только "веселым ребятам", как и везде предпочитающим быстрые "мерседесы", БМВ, "волво" и роскошные вседорожники. Средний горожанин уже наездился вдоволь на "жигулях" и "москвичах", доставшихся в наследство, не раз прокатился на стареньком "Рекорде" товарища и применил рабочую смекалку в починке пятнадцатилетней "Тойоты". Поэтому, если семейный бюджет не позволяет приобрести новую "шестерку", горожанин отправляется по городам и весям в поиске приемлемой по цене иномарки. А вот "Таврию" и "Оку" в городе не жалуют- ненадежная техника. Городской транспорт до последнего времени был самой больной темой на заседаниях городских мужей: пяток маршрутов да столько же исправных автобусов. Недавно положение удалось поправить: бизнесмены из бывшего автомобильного министерства пригласили работников провинциальных администраций в Германию для покупки подержанных автобусов. Сегодня в Муроме десять маршрутов и около двадцати автобусов. Правда, по словам водителей, некоторые из разукрашенных немецкой рекламой "икарусов" и "мерседесов" уже сломались и требуют ремонта и запчастей. Заметим, проезд в городском транспорте стоит 300 рублей, пенсионерам - бесплатно. Гараж здесь считается вторым домом, а с жилплощадью для машин у муромчан проблем нет: строятся целые "поселки гаражного типа". Кажется, вся мощь местных заводов вкладывается в кирпичные стены, железные ворота с хитроумными замками, рытье просторных подвалов с погребами для хранения варений и солений. Иногда после задушевной беседы с соседями уставший хозяин почивает в своем гараже на мягком диване.СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ С детских лет еще на стареньком отцовском мотоцикле мужское население Мурома всесторонне знакомится с устройством двигателя внутреннего сгорания и окружающих его узлов. Потому и во времена интенсивного дымления заводских труб починить автомобиль было просто. А сегодня, помимо городской СТОА, в тех же гаражах гнездится с десяток частных мастерских, оборудованных подъемниками, шиномонтажными установками и стендами для регулировки развала-схождения. Число индивидуалов, зарабатывающих ремонтом в пору вынужденной безработицы, не поддается учету. Кстати, качество ремонта (с применением органов обоняния для диагностики неисправностей двигателя) привлекает даже столичных автолюбителей, давно отвыкших от "смешных" цен. Наметилась специализация мастерских: кто чинит только "самары", кто "классику", а кто и иномарки. В зависимости от места оптовой закупки (Тольятти, Нижний Новгород, Москва, Владимир) цены запчастей разнятся, норедко превышают уровень столичных рынков. Кстати, многие заводы здесь даже если не выпускали запчастей раньше, то уж в период гибели "оборонных" министерств освоили кое-что для автомобиля. Вдобавок сделать в цехе какую-нибудь замысловатую деталь для иномарки, как говорится, "не просто, а очень..." На памяти муромчан два-три случая, когда на АЗС не было бензина. Обычно близлежащая Рязань и собственная нефтебаза исправно снабжают А-76, АИ-92 и дизтопливом пять станций, из которых три - частные. Причем цены на 5-10 процентов ниже столичных. Топливо доставляют в город не только машинами и железнодорожными цистернами, но и баржами по Оке. л ровинцияжении ГАИ пять измерителей скорости и один газоанализатор. Правда, используются они только при проведении операций "Чистый воздух" и "Скорость", поскольку 8 остальное время ремонтируются во Владимире. Население относится к ГАИ весьма благосклонДОРОГИ И НРАВЫ Для того, кто знаком с Правилами, езда по перпендикулярным муромским улицам (150 километров с пятнадцатью светофорами) - сплошное наслаждение. Древний город с оборонными заводами лишен возможности баловать туристов (в застойные времена был один негр, да и тот студент муромского политеха), а потому скрашивает свою жизнь праздниками, карнавалами и международной велогонкой неудачников - "Пелетон". Ради нее и разметку улиц, и знаки раз в год чистят и обновляют, тут администрация денег не жалеет. Не везет только табличкам на автобусных остановках - очень удобные из них получаются лопаты. В такой благодати местные водители выработали свой стиль езды, приводящий в трепет приезжих, - пересекать дорогу у вас перед носом. Если видите, что из бокового проезда автомобиль собирается повернуть на вашу дорогу, будьте уверены - он повернет. Сказанное в полной мере относится к мотоциклистам, курам, козам и велосипедистам. Последних опасное больЧЕЛОВЕК-СВИСТОК В штате местной ГАИ 46 человек, около ста дружинников и десять автомобилей. Все машины "на колесах", поскольку их ремонтом занимаются по договору частные мастерские. Недавно городские власти подарили автоинспекции свой "Волли водители помятых машин не знают друг друга, то в толпе обязательно находятся знакомые знакомых, которые улаживают конфликт. Не откладывая, пострадавшую машину транспортируют в гараж на ремонт и процедуру примирения. Больше стало молодых водителей - выросло и число аварий: молодости свойственна лихость. Зато уважающий себя бизнесмен едет на "Чероки" (в крайнем случае, на темной "девятке" с люком и густо тонированными стеклами) не торопясь, с достоинством. Хотя ни те, ни другие пешеходов не пропускают. Зная это, "безлошадные" жители на дорогу не выбегают ив печальную милицейскую статистику не попадают. но: во-первых, в маленьком городе все давно знакомы, а во-вторых, работа инспектора считается престижной и высокооплачиваемой (в среднем 500 тысяч рублей в месяц), отсюда и принципиальность на дороге. К тому же форма учета деятельности гаишника балльная: оштрафовал за стоянку в неположенном месте - 2 балла, отловил "за скорость" - 4, задержал пьяного за рулем - 1 0 , оформил ДТП - 1 5 . На премиальные набранная за месяц сумма баллов не влияет, но старый принцип действует: набрал мало баллов - не работал. Конечно, самая большая удача инспектора задержать угнанную машину. Но выпадает она редко: за год угнали 12 автомобилей, семь мотоциклов и сорок велосипедов. На сегодняшний день нашли 11 машин и четыре мотоцикла. Угоняет в основном молодежь для увеселительных поездок за город. С велосипедами проблем гораздо больше: перекрасить и спилить номер на краденом велосипеде под силу и подростку. У каждого работника ГАИ есть список заводских номеров угнанных велосипедов и седоков "Tpflcyf' на улицах чаще, чем владельцев машин. Бывающие в Москве водители сетуют нашинство. Особенно часов в пять-шесть вечера, когда окончание работы выливается в нестройное "парное катание". Бесполезно сигналить и ругаться на того, кто ехал параллельно и повернул налево из правого ряда: рядом с ним катит внушительного вида супруга с неизменной "химкой" на голове - она в доступных выражениях объяснит, что "надо смотреть!". Но даже самый лихой здешний водила свои поездки в столицу вспоминает с содроганием. За полгода городская ГАИ зарегистрировала 31 ДТП, в котором погибло девять и ранено 29 человек. Такие аварии - ЧП городского масштаба и предмет застольных бесед. А мелкую аварию наблюдать весьма интересно. Тут же собирается человек пятьдесят сочувствующих, и ес-в о , который гаишники немедленно одели в подобающие цвета и увенчали мигалками. И всетаки машин не хватает: начальства много. Водители знают, что в дневные часы инспектора встретишь редко - одного начальника везут из дома, другого домой, третьего по служебным делам. Зато вечером - берегись, водитель! Положенные на день 10 литров бензина почти израсходованы, поэтому во вторую смену ГАИ закрывает стационарными постами основные пересечения улиц: проверяют документы, багажники и твердость походки. Нередко гаишники проводят дежурства вместе с членами городского мотоклуба. Удрать от спортивного мотоцикла и разогретого погоней энтузиаста еще никому не удавалось. Для борьбы с нарушителями в распоря-строгость местной ГАИ и тепло вспоминают столичных инспекторов: нарушил, расплатился и уехал. В свою очередь, муромские инспектора возмущаются наглостью приезжих москвичей и попытками сбить с толку: "Ты чо, командир, у нас уже разрешили ездить без ремней". ЗАКЛЮЧЕНИЕ После грустного вступления дальнейшее описание автомобильного бытия провинциального города 8 светлых тонах могло удивить. Но так уж повелось на Руси - не унывать: вечером пить горькую, а утром копать огород, идти на работу и верить обещаниям правителей. Д. ЖЕРНОВ ЗА РУЛЕМ 11/95 59