60
61
ШИНЫ ЗИМНИЕ И НЕ ТОЛЬКОШины, как известно, бывают камерные и бескамерные, радиальные и диагональные, пневматические и... нет, других уже давно не делают. Существует разделение и по сезонам - все слышали про так называемую зимнюю резину. Что это такое, нужна ли в наших условиях и как распознать зимнюю шину среди других рассказывает специалист НИИ шинной промышленности С. ТРОФИМОВ. ОБУВЬ ПО СЕЗОНУ Соответствие шин тому или иному сезону, а точнее, особенным свойствам дороги - снежной или обледеневшей, асфальтированной мокрой или сухой, фунтовой или щебеночной, а также температуре воздуха и т. п., обеспечивают рисунок протектора и качества резиновой смеси, из которой изготовлена шина Современные шины для легковых автомобилей могут быть трех типов. Шины с дорожным рисунком протектора Его признак - четко выделенные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта Их количество и ширина зависят от размера шины. Например, для распространенной у нас размерности 175/70R13 число канавок - 2-4, шириной они 6-8 мм, глубиной около 8 мм. Поперечные канавки здесь узкие ик тому же могут быть мельче. Например, на современных шинах "Мишлен" некоторых моделей их глубина всего 1,5-3 60 ЗА РУЛЕМ 11/95мм. Конечно, при эксплуатации они сходят на нет - и тогда дорожки из "клеточек" или "шашек" резины становятся сплошными, нерасчлененными. Рисунок протектора шины характеризуется насыщенностью, то есть отношением эффективной площади контакта (площади выступов рисунка) ко всей площади отпечатка. Чем меньше канавок - тем выше насыщенность. Для гладкой гоночной шины ("слика") она равна 1, для обычной дорожной -0,65...0,75. Дорожной шине не нужны "крутые плечи". Угол при переходе боковины в протектор при эксплуатации на хороших дорогах быстро стирается, не давая заметного эффекта поэтому его заменили плавным закруглением (фото 1,2). Шину с дорожным рисунком изготовляют из довольно жесткой и износостойкой резиновой смеси. Зимняя шина, учитывая нынешнее время года, заслуживает более подробного рассказа Проще всего ее отличить по маркировке - на боковине должно быть нанесено "M+S" ("mud and snow" - грязь и снег поанглийски). Смесь, из которой делают зимние шины, лучше сохраняет эластичность при отрицательных температурах. Она более мягкая ПуС,как следствйёТменее стойкая к износу), I чем дорожные шины, особенно если данная зимняя шина не предназначена для шипов. Ведь шип трудно прочно закрепить в покрышке, если вокруг него нет твердой опоры, фундамента, поэтому для шипованных шин применяют смесь пожестче, сравнимую с материалом дорожных шин. К шипам мы еще вернемся, а пока посмотрим на рисунок протектора. Глубокие (до 10 мм для размера175/70R13) продольные и поперечные канавки образуют четко различимые выступы рисунка - шашки (фото 3, 4). Насыщенность рисунка здесь - 0,55...0,65. Обычно грани шашек имеют сложный фигурный рельеф, благодаря которому увеличивается рабочая боковая поверхность. Стихия такой шины - и свежевыпавший снег, и укатанный, в который надо вгрызаться, и подтаявший. Сцеплению зимней шины с заснеженной дорогой помогает уплотнение снега в глубоких впадинах рисунка. Вспомните, как вы лепите снежок: не обжатый хорошенько, неплотный, он легко рассыпается. А сделанный старательно, крепко сбитый, он едва ли поддастся, если проверить его "на срез" - сдвинуть одну половинку относительно другой. Так и шина, уплотнив снег в рисунке протектора, не буксует, а уверенно цепляется за поверхность. Для работы на льду или очень плотном снегу шина должна иметь множество граней, перпендикулярных направлению скольжения. Поэтому в шашках выполняют узкие ножевые прорези, которые, деформируясь в пятне контакта, образуют краями выступающие грани. Прорези могут сообщаться с канавками (в этом случае прорезь называют открытой или полуоткрытой) или быть "глу- хими" (закрытая прорезь). О ширине этих щелей можно судить по толщине .металлических "ножей", которые их образуют при формовании - 0,8...1,2 мм. Казалось бы, зачем такие тонкие? Чтобы прорезей сделать как можно больше и, следовательно, как можно лучше "зацепиться" их ребрами, гранями за обледенелую поверхность дороги. Шину в данном случае можно представить как обыкновенную одежную щетку. Отдельные ее волоски легко деформируются и плотно облегают все неровности. И на шине каждая прорезь в контакте с дорогой образует ступенечку, острую грань, которая зацепляется за микрошероховатость - ведь лед не бывает абсолютно ровным и гладким. Конечно, эти ступеньки помогают двигаться по обледенелой поверхности, но если хотите чувствовать себя на ней действительно уверенно, вам помогут только шипы. У хорошей шипованной шины размером 175/70R13 их три-четыре ряда, а_вообще чем больше, тем лучше (фото 5). Правда, при соблюдении следующего условия: шип должен располагаться на сплошной площадке диаметром не менее 10...12 мм, иначе он долго не продержится в шине! Третий тип рисунка протектора - всесезонный. Появился впервые он в Америке, и не случайно - разнообразие тамошних климатических условий продиктовало необходимость иметь одну шину на все случаи жизни. Пожалуй, первой такой шиной была модель "Вектор" фирмы Тудьир", в которой реализован девиз всесезонной шины: "приблизить показатели дорожной шины зимой к характеристикам зимней шины, не ухудшая основных качеств". Для таких шин используют, как правило, смесь с промежуточной (между зимними и дорожными покрышками) жесткостью. Конечно, это несколько ухудшает износостойкость, и для компенсации рисунок протектора делают более глубоким, "зимним". Шашки на ее протекторе выражены не так ярко, как на зимней шине, и группируются в хорошо различимую дорожку. В общем, по рисунку это нечто среднее между дорожным и зимним протектором (фото 6). Определить всесезонную шину легче всего по маркировке. Обычно на боковине1. Пример современной дорожной шины - модель И-394А, разработанная НИИШПом. 2. Дорожный рисунок протектора может быть и направленным, как у этой шины И-516. Нужное направление вращения указывает стрелка на боковине. 3. Представитель знаменитого семейства зимних шин "НИИШП-Ралли". Глубокий расчлененный рисунок протектора (насыщенность 0,52) позволяет уверенно двигаться по зимним дорогам. 4. И-503 - современная зимняя шина. Над ней поработали не только конструкторы, но и дизайнеры, несколько "причесавшие" рисунок протектора (сравните с шиной "НИИШП-Ралли", разработанной в 1976 году). Видны намеченные отверстия под шипы.нанесено по-английски "all seasons" или пофранцузски lous terrain"; иногда "всепогодность" показывают условными значками снежинками, каплями. Этот тип шин быстро распространяется ив России, потому что универсальность для нас связана ис меньшими затратами: два комплекта - дорожных и зимних шин - дороже одного всесезонного. Но уж если задумываться, какие шины вам нужны, надо оценить их недостатки в тех или иных условиях. ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИДорожных шин у нас больше, чем любых других. Правда, многие - устаревшие, например Бл-85, по современной классификации могут быть (с натяжкой) отнесены ик всесезонным. Тем не менее не только наука в лице специалистов-шинни5. Ошипованная зимняя шина И-392. На боко- / ков, но и практический опыт миллионов вине правее размера (175/70R14) нанесена /ft автолюбителей подтверждает, что дорожмаркировка "M+S"., Шипы расположены в три, / ная шина предназначена не только для чи[ ряда с каждой стороны протектора!_ rj J стых дорог. Можно ездить и по снегу, и по грязи, и даже по льду. Другой вопрос б.'Всесезонная шина И-371. Рисунок протектокак? Хотите много, быстро и безопасно ра напоминает зимний, а скругленные плечи скорее свойственны дорожным шинам. Над- л ищите, всесезонную, а еще лучше - зимпись на боковине - "ALL SEASONS" - объяс- J нюю "резину". С другой стороны, многие няет это противоречие. эксплуатируют машину большей частьюлетом, и потому дорожная шина как. единственный вариант имеет право на жизнь. Зимние шины на сухом, да и мокром асфальте работают не лучшим образом. Эффективная площадь пятна контакта даже нешипованной зимней шины меньше, чем у дорожной того же размера, из-за меньшей насыщенности рисунка протектора. Кроме того, каждый шип препятствует контакту с дорогой небольшому участку протектора, который вминается внутрь, когда шип опирается на асфальт. А ведь коэффициент трения металлического шипа по асфальтобетону много ниже, чем у протекторной смеси. Неприятный результат: на асфальта тпрмпянрй путь яитомобиля "на шипах" на Ю...20% больше., чем на дорожных шинах, для нешипованных покрышек - 0...10%. . *0^fjtT~lzj!HCMy . ВернемйиГэффект^одежной щетки. "SuMlfa Облегает неровности щетка отлично, зато обладает немалой боковой податливостью. Вот и зимняя шина с отдельно стоящими шашками, изрезанными ножевыми прорезями, "гуляет" по дороге. Это ерзанье и рысканье автомобиля невелико, однако может быть заметно не только на твердом асфальте, но и на укатанном снегу. Поэтому, заменив дорожные шины зимними, не торопитесь демонстрировать на обледенелой дороге быстрый разгон и уверенное торможение а вдруг выскочите на сухой асфальт, и лишний метр тормозного пути станет действительно таковым, если на нем окажется столб. К шине, как ик обуви, надо привыкать! Так, зимние покрышки более шумные, особенно шипованные - эти могут даже вызвать вибрацию, например, при торможении. Шипы тоже вносят свою ложку дегтя. Ведь металлический шип в резиновом протекторе - инородное тело. Рано или поздно он начнет двигаться, разрушая слои резины, и в конце концов доберется своей пяткой до брекера, повредит его и искривит шину. Зимняя шина, особенно шипованная, служит меньше летней на 30-50% - из-за более "мягкой" смеси, влияния шипов и специфического рисунка. Конечно, это справедливо ДЛЯ щин плинякпвпй конструкции и уровня качества. Всесезонные шины обладают недостатком всего универсального. Они не хуже дорожных по ходовым качествам, но уступают по комфорту. Противоположная картина - в Ue. сравнении с зимними шинами. Теперь, разобравшись с достоинствами и недостатками, зададимся вопросом: КАКАЯ ШИНА НУЖНА? Попробую дать самые общие рекомендации. Если вы ездите только летом по асфальту, выбирайте шины с дорожным рисунком протектора. Часто приходится съезжать с трассы на мокрый и разбитый проселок - обоснованным будет выбор в ПОЛЬЗА РУЛЕМ 11/95 61АL\л*\. /70Но,?