48
49
висимости от модели, возраста, веса и т. д., но сути дела это не меняет: дорого, очень дорого обходится норвежцу покупка автомобиля. Поэтому, купив машину, чаще всего малого или среднего класса (лидерство по продажам - за более дешевыми "японцами"), не расстаются с ней многие годы, иногда до конца дней своих. При том, что уровень жизни здесь весьма высокий. Понятно, я не мог не поинтересоваться, как почтенный возраст авто влияет на аварийность.В Норвегии за употребление алкоголя водителя могут отправить на три недели в тюрьму, а за превышение скорости лишить "прав" на целый год, оштрафовав в придачу. Такая вот суровая к нарушителям эта страна, соседствующая на севере с Россией. Норвежцы уже не вспоминают о временах, когда в целях экономии горючего запрещалось пользоваться личным автомобилем и сам король в знак солидарности со своими согражданами совершал поездки в общественном транспорте. А было это не так-то и давно - в семидесятых, в разгар энергетического кризиса. Но именно в те же годы в Норвегии начали разработку обнаруженных в прибрежном шельфе солидных запасов нефти, которые превратили одну из небогатых стран Европы в экономически стабильную, процветающую. Естественно, сегодня Норвегия - страна автомобилей, хотя и не производит их. В столице Осло на 1000 жителей приходится 413 машин - показатель весьма высокий, диктующий, казалось бы, равнение в автомобильной жизни на европейские стандарты. Что касается соблюдения Международной дорожной конвенции - бесспорно. В остальном же все не так или, точнее, не совсем так: в этой маленькой стране, где население всего-то "пол-Москвы", приоритет имеет не чужой, пусть самый что ни на есть передовой опыт, а собственные представления о том, что хорошо, а что не очень. Мой собеседник Осмунд Вегусдал - исполняющий обязанности начальника дорожной полиции (по-норвежски - "трафик полицай") Осло, как и большинство норвежцев, крупный, хорошо скроенный мужчина с приятной, мягкой улыбкой. Если бы не форма, легко принять его за профессора местного университета. Он уже 35 лет в полиции и имеет высокий чин "начальник отдела". В далеком 1964-м молодым констеблем сопровождал он в составе почетного эскорта нашего Никиту Хрущева, посетившего Норвегию с официальным визитом. Много воды утекло с тех пор. И. о. начальника знакомит меня с функциями возглавляемого им подразделения ис первых слов, что называется, разит наповал: дорожная полиция отвечает здесь не только за организацию 48 ЗА РУЛЕМ 12/95Зима что в России, что в Норвегии - это много снега, но наши соседи не ставят машины на прикол. Коллеги из журнала "Бил" два года испытывали зимние покрышки - с шипами и без них.Л'.\и1 щj':3SsI..... 1 ..-.;-,Ш"ЖиР^м1Наш собеседник Осмунд Вегусдал руководителей дорожной полиции Осло. движения и его контроль, но и за... охрану окружающей среды. Возможно ли? Оказывается, да. Автомобиль - главный источник загрязнения атмосферы, так кому, как не трафик полицай противостоять угрозе, считают в Норвегии. Вторая неожиданность: в Осло, как, впрочем, и во всей стране, очень старый автомобильный парк. А я-то полагал, что это наша специфика. В столице Норвегии автомобилей в возрасте 10-15 лет - 28,4%, 16-20 лет - 8% и старше двадцати еще 4,2%. Представляете: более 40% "стариков" и совсем немного годовалых - 6,4%. По стране этот показатель еще более контрастен - новых всего 3,7%. Одно только: никак не назовешь этот парк "барахлом на колесах": как правило, ухоженные, молодцеватые автомобили, чей возраст определишь, разве, по формам кузова. Объясняется все просто: в Норвегии на ввозимые автомобили - новые и подержанные - очень высокие пошлины (как тут не вспомнить ио "нашенских"). Правда, они дифференцированы, в за-ie редки". И далее пояснил, почему: жесткий мческий контроль транспорта - стационарный и оперативный, на дорогах, так что. если хочешь ездить, следи за исправностью автомобиля. Последняя цифра в номерном знаке у машин означает месяц, когда она должна быть предъявлена на техосмотр. Никаких очередей, никаких авралов. "Правда, - заключает мой собеседник, - теперь полиция к этому отношения не имеет. Создана автомобильная инспекция - "Бильтисиг". Техконтроль-еедело". В разговоре с г-ном Вегусдалом мы, конечно же, не могли обойти вопрос вопросов - жертвы на дорогах. И тут в очередной раз пришлось удивиться: число погибших в Осло за минувший год составило какую-то нереальную цифру - семь. В городе, где 200 тысяч автомобилей (не считая приезжих), где все ездят круглый год, где есть дороги, пропускающие в сутки 90-100 тысяч "единиц транспорта", число жертв выражается однозначной цифрой! Не само же по себе это происходит. Местные водители в массе своей вежливы и предупредительны. Однако я был немало удивлен, когда "вагоновожатый" остановил трамвай и жестом пригласил меня, чуть замешкавшегося, завершить переход улицы. Трудно представить подобное. "Со мной такого не случалось, - сказал наш вице-консул в Норвегии Валерий Кочкарев (он любезно помог мне преодолеть языковый барьер во время встречи в трафик полицай), но, зная норвежцев, вполне могу поверить в это". И все же не вежливостью единой обусловлена цифра "семь". В Норвегии тоже нарушают. 1088 ДТП в Осло за прошлый год. Мелкие, где никто не пострадал, не в счет - этими занимаются страховые компании. Другое дело, недозволенная скорость и хмель в голове - то, от чего чаще всего гибнут на дорогах. Как противостоят здесь этому злу? Осмунд Вегусдал посвятил меня в систему принятых у них наказаний. Они не затрагивают внешнего вида автомобиля и других, не имеющих отношения к безопасности вещей, и служат одной цели - профилактике несчастных случаев. Чуть ли не самый минимальный штраф за непристегнутый ремень: 500 крон (примерно 350 000 рублей). Дальше - больше. Если установленный лимит скорости (максимальная здесь - 90 км/час на автобанах) превышен менее чем на 25 км/ч, вы можете отделаться штрафом, весьма, однако, чувствительным, даже при зарплате 15-20 тысяч крон в месяц. Допустим, скорость ограничена 60 км/ч. Вы превысили ее на 10 км/ч - штраф семьсот крон, на 15 - тысячу, а на 25 - уже две тысячи крон. Почти полтора миллиона рублей за превышение, которое на улицах Москвы в порядке вещей. Ну, а уж коли. Автозарубежьерасстаются с "правами". Ни много ни мало. Как тут было не поинтересоваться "отступными", проще говоря, взятками, которые, надо полагать, нет-нет да и предложат полицейскому, чтобы избежать строгой кары. - Да был у меня когда-то случай, - вспоминает мой собеседник. - Подвыпивший водитель вместе с удостоверением дал тысячу крон, сказав: "Бери сколько хочешь". Я взял... протокол, где написал: нетрезв, пытался дать взятку. Последовало тюремное заключение и штраф. Каждый полицейский поступит так же - и это знают все в Норвегии, поэтому подобные случаи, что называется, из ряда вон и заканчиваются в городской тюрьме. Не станем предаваться несбыточным мечтаниям, но как бы хотелось дождаться такого иу нас. Наш разговор в дорожной полиции проходил в преддверии зимы, и я не мог не коснуться сезонной темы, тем более, условия в это время года в наших странах схожи: снегопады, морозы, гололед. Возрастает ли число аварий? Выяснилось, что незначительно, причем в основном мелких. Одна из причин такого благополучия - зимняя "обувь" автомобилей. Каждый водитель имеет два комплекта "резины" - летний и зимний, причем, по повога и льда. Для этого есть и специальная техника, и обученные люди, и... родные нам песок и соль. Химические средства в стране, где охрана природы волнует всех, просто неприемлемы. Та же трафик полицай запретит их немедленно. На строительство дорог не жалеют ни денег, ни сил, хотя прокладка их в скалистой, горной Норвегии обходится втридорога. Под Осло протянулся новый почти двухкилометровый многорядный тоннель, сразу разгрузивший центр города, сооружены новые дороги, новые мосты. Не на эти ли цели идут и средства от налогов на ввоз автомобилей? Я подумал об этом, когда в очередной раз въезжал в центральную часть города. Теперь это удовольствие платное - 13 крон (два доллара) за каждый въезд. Или покупай абонемент - получишь наклейку на ветровое стекло и езжай себе на здоровье без шлагбаума. По этому поводу много острят, иронизируют, но не ропщут: знают, на что пойдут их кровные (кстати, и у нас в Питере планируют платный въезд в центр города). Человек, его жизнь, здоровье - смысл всей дорожной политики в этой стране. Все, все подчинено этой цели: и круглосуточная езда со светом (в каждом автомобиле с включением зажиганияДнем с огнем!"-•-j?ii«V. №41 -^ННВШЙШ,УЭУ311к_i-Г'-;4•ililНi!-:—I !*~ IK Cwvv^i'-!'Два "красных" без "желтого" - удобно для пешеходов, тем более, что в Осло можно переходить улицу "на красный", если она свободна от транспорта. Фото автора и из архива журнала "Бил"§i*£имит-неминуна срок от трех месяцев до года, да еще денежный штраф и повторная сдача экзаменов. Каково? Десять раз подумаешь - а стоит ли, если к тому же знаешь, что все патрульные машины в "полицейской форме" и без оной снабжены приборами определения скорости, что есть радары, видеокамеры и т. д. Чего, правда, не увидишь в Норвегии, так это скрытых, как у нас, подленьких "засад". Но все описанное показалось пустячком по сравнению с карой за спиртное. Здесь, как и во многих странах Европы, разрешен "глоточек коньяка" - 0,5 промилле алкоголя в крови, не более. В прошлом году задержано 1400 нарушителей по этой части. Все они понесли наказание. Г-н Вегусдал припоминает лишь один случай за годы службы, когда оно не последовало: нарушителем оказался король, а в Норвегии никто не может осуждать короля. "Если бы этого не было в законе, непременно бы оштрафовали", -резюмировал г-н Вегусдал. Нарушителей отправляют на три недели в тюрьму, или, заплатив большой штраф, они на год ду второго разгорелась в последнее время жаркая дискуссия. Шипованные покрышки, которые до сих пор были здесь в чести, как оказалось, не только портят асфальтовое покрытие, ухудшают экологическую обстановку (а к этому норвежцы особенно чувствительны), но во многих случаях хуже "держат дорогу", чем шины с зимним рисунком протектора. Автожурнал "Бил" опубликовал для многих неожиданные результаты своих двухлетних тестов, подтвердивших достоинства таких зимних шин, и это подлило масло в огонь: сегодня все больше норвежцев делают выбор в их пользу. Конечно, в провинции, особенно на севере, где на дорогах бывает и лед, - шипы вне конкуренции. Обязательна ли установка зимних шин? Нет, но согласно правилам водитель в Норвегии должен обеспечить свой автомобиль всем необходимым для безопасной езды. Так что, считай, обязательна. О безопасной езде пекутся и государство, и местные коммуны. Здесь, можно сказать, идеально поставлена служба дорог, их блиц-очистка от сне-автоматически включаются и фары), и два "красных" без "желтого" в пешеходных светофорах, чтобы лучше видеть запрещающий сигнал, и знак на горных дорогах "Включай первую передачу", и обязательные шлемы для велосипедистов, и многое, многое другое. Да, неотвратимы и суровы наказания, да, строг, очень строг контроль, но все это, не побоимся громких слов, во имя действительно великой цели - остановить гибель людей на дорогах. Вдумаемся еще раз. В городе, где наезжают миллионы километров, в дорожных происшествиях сердце человека останавливалось всего семь раз. А господин Вегусдал считает, что и это много - такого вообще не должно быть. Случайно перед отъездом в Москву я заглянул в "права" своего старого друга, отметившего 87-летие в этом году, и оторопел. В графе "Действительно по..." (есть там такая) стояло 9.06.2008. Оказывается, в Норвегии можно управлять автомобилем ив сто лет, если доживешь и будешь здоров. Жаль, не поинтересовался яв дорожной полиции, сколько в городе столетних за рулем. Осло-Москва М.ТИЛЕВИЧ ЗА РУЛЕМ 12/95 49