68
69
из 'Кб^ыв'ЩЖ'и "3/i руиггн,"Презентация первой переднеприводной модели "Пежо" состоялась в апреле 1965 года. Расположенный поперек кузова двигатель с алюминиевыми блоком и головкой цилиндров был довольно легким - весь силовой агрегат весил 151 килограмм. Не трехвальная, как на "Аутобьянки-Примула", а двухвальная коробка передач располагалась позади мотора, а под ним - главная передача. Отбор мощности на коробку производился косозубыми цилиндрическими шестернями. Полуоси, несмотря на компоновочные ухищрения, получились неравной длины. Что касается их синхронных шарниров, то наружные на "Пежо-204" - сдвоенные карданные, а внутренние - типа 'Трипод". Фирма "Пежо" стала одним из первых заказчиков компании "Гленцер", выпускавшей "триподы". Любопытно, что приписываемого переднеприводным автомобилям недостатка - малого угла поворота передних колес и большого радиуса поворота машины - конструкторы "Пежо" избежали. Пожалуй, инженеры французской фирмы одними из первых оцени-fFли компоновочные достоинства свечной пружинной подвески "Мак-Ферсон". Они нашли и наиболее подходящую ей "пару" для подвески задних колес: продольные балансирные рычаги, соединяющую колеса, легкую балку и винтовые пружины. Дисковые тормоза передних колес, реечное рулевое управление, расположенный на рулевой колонке рычаг переключения передач, очень жесткий пятиопорный коленчатый вал - вот дополнительные особенности модели -204. Удачная планировка салона дала возможность довести полезную длинупассажирского помещения до 1760 мм (почти какуВАЗ-2101). Архитектурное оформление (стайлинг) кузовов выполнила известная кузовная фирма "Пининфарина". • "Пежо-204" выпускался с кузовами четырех типов: базовый - четырехдверный седан, а также пятидверный универсал (тяжелее базового на 30 кг), двухдверное купе (тяжелее на 5 кг), двухдверный кабриолет (легче на 20 кг). Годы выпуска -1965-1976; количество мест - 5; двигатель: количество цилиндров - 4, рабочий объем -1130 см 3 , клапанный механизм -ОНС, мощность - 53 л. с/39 кВт при 5600 об/мин; количество передач - 4; главная передача - косозубые цилиндрические шестерни; размер шин - 145SR14; длина - 3990 мм; ширина 1570 мм; высота -1400 мм; колесная база - 2590 мм; колея колес: передних -1320 мм, задних -1290 мм; масса в снаряженном состоянии - 870 кг; наибольшая скорость - 143 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч 19,6 с; эксплуатационный расход топлива - 6,8-9,2 л/100 км.СУБАРУ-1000" (Япония)С&&bitJ1*7u€<4*rмозной момент передавался через полуоси. Рулевой механизм - реечный. Дебют новой модели состоялся в 1965 году. Она выпускалась с двух- и четырехдверными несущими кузовами около 60 тысяч в год. В конце 1967 года на Токийском автомобильном салоне экспонировалась модернизированная модель "ФФ1" с более мощным двигателем и измененным оформлением передней части кузова (отличающиеся данные этой разновидности приведены в скобках). С 1974 года " Ф ФГ выпускалась в полноприводном варианте. Годы выпуска;,- 1965-1969 (1968-1974); количество мест - 4; двигатель: количество цилиндров - 4, рабочий объем - 977 (1088) см 3 , клапанный механизм - OHV, мощность - 55 л. с/40,5 кВт (62 л. с/44 кВт) при 6000 об/мин; количество передач - 4; главная передача - конические шестерни со спиральными зубьями; размер шин - 6,15-13 дюймов; длина - 3930 мм; ширина -1480 мм; высота -1390 мм; колесная база - 2420 мм; колея колес 1280 мм; масса в снаряженном состоянии - 690 (695) кг; наибольшая скорость - 1 30 (145) км/ч; эксплуатационный расход топлива - 7-8,5 л/100 км.История автомобилестроения Японии европейцами еще мало изучена, поэтому многих удивит, что еще в 1937-1939 гг. японская фирма "Асахи" выпускала переднеприводные малолитражки с моторами рабочим объемом 730 см 3 . В послевоенные полтора десятилетия "Миказа", "Сузуки" и другие фирмы разработали легковые модели с передними ведущими колесами. Однако масштабы их производства были небольшими. Пионером же крупномасштабного выпуска переднеприводных автомо[HUEIг1НГПбилей в Японии стал завод "Субару". Он нием цилиндров и трехопорным коленвырос на обломках компании "Накаджи- чатым валом. ма", известной во времена второй мироДвигатель водяного охлаждения вой войны своими авиамоторами. В послебыл вынесен вперед, и компоновка моторвоенные годы ее предприятия выпускали ного отсека напоминала схему, принятую мотороллеры "Саньо", автобусы "Фуджи", для "Ллойд-Арабелла" (ЗР, 1995, № 7). железнодорожные вагоны, а с 1958 года и Для "Субару-1000" характерны нелегковые автомобили. часто встречавшиеся тогда инженерПервая переднеприводная моные решения. В их числе - сдвоенный дель фирмы называлась "Субару- карбюратор, каждая камера которого 1000". Дабы избежать перегрузки пепитала рабочей смесью свой блок циредних ведущих колес, конструкторы линдров. Тормоза передних колес (барапошли на создание алюминиевого банные, как и на задних) были вынеседвигателя с оппозитным расположены от ступиц к главной передаче, и торч. щ life.=ггго*из коилгкуят -ЗА pyusoi" (свййнпйпвайшвяиннхбилв'куят "3rf pyuswКоробка передач размещалась внутри базы, а главная передача между ней и двигателем. Полуоси равной длины несли на своих наружных концах шариковые шарниры равных угловых скоростей типа "Рцеппа". Размещение пружин независимой подвески передних ведущих колес всегда представляло головоломку для конструкторов переднеприводных автомобилей. Для "Ауди" нашли неожиданное по простоте и дешевизне решение - подвеску "Мак-Ферсон" свечного типа. Она, в свою очередь, вызвала к жизни цепочку взаимосвязанных технических решений: полунезависимая торсионная подвеска задних одной из четырех марок, которые некогда колес, отрицательное (18 мм) плечо обкатвыпускал "Ауто-Унион" - "Ауди", "Ванде- ки управляемых колес, раздельный диагональный привод тормозов. Таким образом, рер", ДКВ и "Хорьх". Первую модель делали на бывшем в модели "Ауди" был заложен логически заводе "Ауто-Унион" в Ингольштадте. Как обоснованный стереотип конструкции, кои ее предшественницы (все ДКВ), она иметорый потом невольно повторяли и повтола привод на передние колеса. Двигатель ряют поныне многие фирмы. был вынесен вперед, за пределы колесной На "Ауди" уживались такие новинбазы и располагался вдоль кузова. Чтобы ки, как полнопоточный масляный уменьшить передний свес, радиатор с венфильтр и дисковые тормоза передних тилятором пришлось поместить слева от колес с архаичным переключением пемотора, наклоненного на 40 вправо. редач на рулевой колонке и спиральныw шПосле того, как фирма "Ауто-Унион", выпускавшая автомобили ДКВ, вошла в декабре 1964 года в концерн "Фольксваген", в ее производственной программе произошли серьезные изменения. Был поставлен крест на бесперспективных двухтактных двигателях, а у компании "Мерседес-Бенц" куплена лицензия на четырехтактный двигатель. Его установили в моторный отсек реконструированной модели ДКВ-Ф102. Новая машина получила имя "Ауди", как воспоминание обми зубьями конических шестерен в главной передаче. Неудачным оказаГИ лось распределение масс - без нагрузки на передние колеса приходилось 63%. Автомобили выпускали как с двух-, так ис четырехдверными кузовами типа "седан". Первая модель "Ауди", по сути, явилась компромиссной конструкцией. Через четыре года на смену ей пришла более совершенная машина "Ауди-100". Годы выпуска: 1965-1968; количество мест - 5; двигатель: количество цилиндров - 4; клапанный механизм - OHV, рабочий объем -1696 см3, мощность - 72 л. с/53 кВт при 5000 об/мин; количество передач - 4; размер шин 6,45-13; длина - 4370 мм; ширина -1635 мм; высота -1460 мм; колесная база 2480 мм; колея передних и задних колес -1324 мм; масса в снаряженном состоянии (двухдверный кузов) - 1040 кг; наибольшая скорость - 145 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 13,4 с; расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч - 8,3; при 120 км/ч - 10,8; при городском QJ51 цикле езды-12,1.Все модели этой фирмы, начиная с самой первой, - переднеприводные. В ноябре 1967 года увидела свет модель -99 с весьма необычно скомпонованным силовым агрегатом. Двигатель установлен в моторном отсеке продольно с наклоном в 45° на правый бок. Поэтому все нуждающиеся во внимании водителя узлы (прерыватель, водяная помпа, карбюратор, масляный фильтр) были легкодоступны. Сам мотор обращен сцеплением вперед. Крутящий момент через гитару (на: бор шестерен) передавался на коробку передач, размещенную... под двигателем, а уже от нее - на главную передачу. Получившийся компактный агрегат не выступал значительно вперед за линию центров передних колес.Двигатель спроектирован в Англии фирмой "Стандарт-Триумф", ныне уже не существующей, и СЛАБ выпускал его по лицензии. В дальнейшем мотор пережил не одну модернизацию. Шарниры равных угловых скоростей "Рцеппа"соединяют полуоси с ведущими колесами. На всех колесах дисковые тормоза, причем привод их -Автомобили СААБ-99 зарекомендовали себя очень прочными машинаГромадный опыт СААБа в области ми, они долгое время были излюбленсамолетостроения был использован на ным "оружием" ведущих раллистов мимодели -99 не только в конструкции сира и продержались на конвейере два ловых брусьев и нагруженных панелей в десятилетия. несущем кузове. Его аэродинамическая Годы выпуска: 1967-1987; колиформа выбрана так, что коэффициент чество мест - 5; двигатель: количелобового сопротивления довольно низок ство цилиндров - 4, клапанный ме- 0,37, что для конца шестидесятых, коханизм - OHV, рабочий объем -1709 гда многие модели характеризовались см 3 , мощность - 87 л. с/64 кВт при значением Сх=0,45, весьма неплохо. 5500 об/мин; количество передач -раздельный, диагональный. Передние колеса на поперечных рычагах и винтовых пружинах. Подвеска задних колес - зависимая, на винтовых пружинах. СЛАБ сразу оценил достоинства шин радиального типа и подстроил под них характеристики подвески колес. Традиционно на модели -99 реечный рулевой механизм, очень компактный и точный по кинематическим параметрам. В салоне кузова предусмотрена раздельная подача теплого воздуха от отопителя - в зону передних ив зону задних сидений.СААБ-99 (Швеция)Л Л\й.ЕГИ4; размер шин - 165SR15; длина 4350 мм; ширина -1670 мм; высота - 1450 мм; колесная база 2480 мм; колея колес: передних 1380 мм; задних -1410 мм; масса в снаряженном состоянии - 1070 кг; наибольшая скорость - 164 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч -14,5 с ; расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч - 7,0; при 120 км/ч - 9,7; при городском цикле езды-11,6.\щ*из 'хоилгкужи ,УМ pyusoi"шJZTE.