54
55
56
ские решения и новации содержали в себе некий вызов. Он стал явным в 1988 году, когда в классе представительских автомобилей занял свое место "Ауди-У8". Соперничество с БМВ и "мерседесами" далось новичку нелегко, но он подготовил почву для преемника. Через пять лет появился "Ауди-А8" - интереснейший по конструкции представительский автомобиль. Его несущий кузов - полностью алюминиевый, а это, кроме высокой коррозионной стойкости, еще и легкость. Наряду с традиционной для "Ауди" компоновочной схемой (двигатель - впереди продольно, ведущие колеса - передние), был предложенСАМЫЕ-САМЫВершина модельного ряда крупной фирмы - всегда неординарный автомобиль. "Фольксваген" в этом смысле не исключение. Нам повезло: дилер германского концерна "Премьера" из Тольятти предложил познакомиться сразу с двумя такими машинами - самыми мощными, самыми быстрыми, в общем, "самыми-самыми". Итак, "Фольксваген-Пассат-Уг16" и "АудиА8 4,2-кваттро"! ОБЪЕКТЫ ЗНАКОМСТВА Исключительность "Пассата" заключена в его моторе. С двигателем VR6 "Пассат" приобретает резвость спортсмена (см. таблицу). Это особенно заметно на фоне не столь впечатляющих характеристик двигателей обычных "пассатов" рабочим объемом 1,8-2,0 л: мощность 75-100 л. с, крутящий момент -140-180 Н-м. Мотор получил обозначение VR6 неспроста. 6 - это, конечно же, число цилиндров, a VR - их расположение, среднее между V-образным и рядным. Угол развала цилиндров - всего лишь 15°. Двигатель настолько компактен, что легко встает под капот не только "Пассата", но и "Венто", а также "Гольфа" вместо штатных четырехцилиндровых моторов. Естественно, компоновка автомобилей не меняется - это по-прежнему переднеприводные машины с поперечным расположением силового агрегата. Этакий "Volk" в овечьей шкуре! "Ауди" никогда не претендовал на роль "народного автомобиля", скорее наоборот: предлагаемые фирмой передовые техниче54 ЗА РУЛЕМ"Ауди" сравнительно недавно появились в представительском классе, но у модели "А8" налицо черты породистого аристократа. Трехобъемный кузов "Ауди-А8" настолько гармоничен, что трудно отделить один "объем" от другого.Панель приборов. На центральной консоли, под рядом клавиш - пульты управления климатической системой и аудиотехникой. и полноприводный вариант "А8" - обозначаемый "кваттро". Для него предназначены и самый мощный мотор (см. таблицу) - V-образная "восьмерка" с четырьмя клапанами на цилиндр, и хитрая автоматическая трансмиссия Tiptronic ("Типтроник") с возможностью перехода на ручной режим. И "Фольксваген", и "Ауди", хоть и принадлежат к разным классам, имеют много общего: усилитель рулевого управления, АБС, вентилируемые тормозные диски (все - у "Ауди", передние - у "Фольксвагена"), две подушки безопасности, круиз-контроль, кондиционер. Впрочем, можно сказать, что есть все, "чего душеньке угодно", - либо в штатной комплектации, либо за дополнительную плату. К АК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ "VR6" издали не отличить от обычного "Пассата" - его выдают лишь обозначение на крышке багажника, а также многообещающая надпись "Exclusiv" на задней стойке крыши. В целом он показался даже несколько несбалансированным - такое впечатление, что тяжеловесный багажник от какой-то другой машины. Но на восприятие автомобиля сильно влияет цвет - и сказанное относится к черному образцу, с которым мы и общались. Позже, осмотрев серебристо-белый и красный "пассаты", мы пришли к выводу, что багажник не выглядит таким уж чужеродным. И все же универсал - "Пассат-Вариант" - смотрится лучше: у него вполне целостный облик, и может показаться дажерчто не^универсал делали на базе седана, а наоборот. Осенью 1994 года "Пассат" подвергли косметической ревизии, в результате чего он приобрел решетку радиатора вместо прежней глухой панели. Спереди автомобиль стал менее узнаваем, потеряв спорную, но оригинальную облицовку. В общем, внешне "Пассат" яркого впечатления не оставил. Другое дело "Ауди"! Вот уж чувствуется и престиж, и "эксклюзив"! Удивительное дело - впечатляющие габариты машины ощущаешь лишь вблизи или в сравнении с другим автомобилем. Стоящий на фоне какого-ниТехнические характеристики автомобилей "Фольксваген-Пассат-\/Н6" и "Ауди-А8 4,2-кваттро"Параметры "Фольксваген- "Ауди-А8 4,2Пассат-УР,6" Общие данные <оличество Количество мест Снаряженная масса, кг Полная масса, гаДлина, мм Ширина, мм Высота, мм Высота, мм База, мм Максимальная Максимальная скорость, км/ч Время разгона до 100 км/ч, с км/ч, Средний расход топлива, л/100 км Двигатель, тип Цвигатель, Рабочий объем,см 3 Диаметр цилиндра и ход поршня, мм Степень сжатия Мощность, л. с. (кВт)/об/мин Мощность, Максимальный крутящий момент, Максимальный кгс-м (Н-м)/об/мин 81,0x90,3 кваттро"-Наше знакомствобудь дерева или дома "А8" на свои пять метров длины не выглядит. А вот "порода" чувствуется с первого взгляда, и даже без фирменных четырех колец вы легко узнаете "Ауди" - правда, рискуете спутать с "А6" или даже с "А4" - они похожи. "Ауди-А8" воспринимаешь сразу как единое целое. Этому не мешают несколько архаичные "паровозные" колеса - кажется, они подчеркивают самолетный облик всего остального. Эта машина предстала перед нами именно лайнером. Что ж, поднимемся на борт! В САЛОНЕ Белый кожаный салон внушает уважение, в том числе ик самому себе, ради которого, собственно, все это великолепие. Жесткие, как у всех "немцев", сиденья, и - первая проблема. Известно, что правильная посадка в автомобиле предполагает несколько основных этапов подгонки сиденья. Сначала, используя как базу педаль сцепления (выжатую прямой ногой), устанавливают продольное положение. Затем, оценивая обзорность, подбирают высоту подушки. И наконец, держась за руль почти прямыми руками, выбирают наклон спинки. А теперь скажите-ка, как все это проделать в "Ауди", где педали сцепления нет, положение руля можно выбирать по вкусу, а сиденье предоставляет весь мыслимый набор регулировок? "А8" рассчитан на водителя, знающего, какая поза ему нужна, и дает возможность телу принять любое удобное положение. Богатый набор всяких устройств определил соответствующее количество кнопок и клавишей по всему салону - на подлокотниках дверей, сбоку от сидений, между ними и, конечно, на панели приборов и центральной консоли. Чтобы ловко управляться со всем этим хозяйством, нужна привычка - но на ее приобретение ушло значительно меньше времени, чем ожидали. Дело в том, что ив движении мы ненадолго отвлекались для "разведки боем", нажимая по очереди на все видимые клавиши. Атрибуты представительского класса белая и черная кожа, натуральное дерево, просторная посадка, отличная шумо- и теплоизоляция от окружающего мира - намекают сидящему в салоне: 'Ты теперь - персона". А каков "Фольксваген"? Тоже сплошь кожа, но — черная. Сидеть удобно всем - иVСветлые тона больше к лицу "Фольксвагену". Панель приборов "Пассата" кажется несколько старомодной и тяжеловесной.водителю, и пассажирам. После "Ауди" в салон "Пассата" попадаешь как к себе домой. Все же этот автомобиль нам попривычнее (еще одно подтверждение "народности" "Фольксвагена"). ПОЕХАЛИ! Скажем сразу - "Пассат" неожиданностей не преподнес. Несмотря на тяговооруженность, его не назовешь спортивным автомобилем. Наоборот, всем своим поведением и характером он подчеркивает: "Это ничего, что 170 "лошадок" под капотом! Управлять мною нетрудно, так что не тушуйся..." И действительно, присидеться к "Фольксвагену" оказалось просто, тем более что он прощал ошибки. Например, трогался без напряжения на второй передаче и катился на пятой со скоростью 50 км/ч; легко "рулился", не требуя специальных навыков; очень надежно тормозил, не доводя колеса до юза (есть АБС!). В то же время большое усилие на педали сцепЗА РУЛЕМ 555 51365 1910 4605 1720 1430 2625 2245 51750 2350 5034 1880 1436 28808,7 8,7 9,6 9,6250 250 7,3 7,311,6 1.1,6 V8 4172 84,5x93,010,0 10,8 174(128)/5800 300(220^6000 24(235)/4200 41(400)/3300 н аше знакомство.Скромная табличка на багажнике свидетельствует о незаурядных возможностях модели "VR6". "Рентген" двигателя "VR6". Обратите внимание на малый угол развала. ления и жесткая подвеска не давали забыть о том, что при случае можно хорошенько разогнаться. Правда, мотор придется "раскочегарить". Характеристика крутящего момента такова, что наилучший разгон обеспечен после 3500 об/мин. За этим рубежом "Пассат-\Ж6" сбрасывает с себя "овечью шкуру", однако не пугая водителя неожиданным оскалом. Изюминка "Фольксвагена" вообще и "Пассата" в частности простота управления, нетребовательность к водительским навыкам. Любой "фольк" может сесть в этот "ваген" и сразу поехать. Поэтому даже модификация "VR6" скорее образ, чем истинно спортивный автомобиль. "Ауди" дал гораздо больше впечатлений. Разберемся для начала с автоматической трансмиссией "Типтроник". Рычаг управления, расположенный между передними сиденьями, может ходить в двух прорезях. Левая - для обычного режима, с положениями рычага "Р", "N", "D" и т. д. Переведя легким толчком рычаг в правую прорезь, переходим на ручное управление коробкой. В телерепортажах с гонок формулы 1 иногда видно, как пилот включает нужную передачу нажатием кнопки на руле. Здесь примерно то же самое. Чтобы переключать передачи, достаточно слегка двигать рычаг взад-вперед. Например, в стоящей машине вы перевели рычаг вправо - автоматически включилась первая передача. Жмете на газ - автомобиль поехал. Толкаете рычаг вперед (потом он снова вернется) - включилась вторая передача, еще раз - третья; толкнете назад снова вторая. Ручное переключение и фиксация передач - нужная вещь, если на дороге скользко, а уж зимой, в гололед - просто незаменимая, потому что дает возможность тормозить двигателем. Мы ездили летом и особой разницы между двумя режимами не ощутили - разгон примерно одинаковый, разве что на ручном режиме можно раскрутить мотор до предела. Кстати, ограничитель оборотов работает здесь в очень небольшом интервале, поэтому при его включении провала не ощущаешь: машина просто перестает разгоняться, а не сбрасывает скорость, как многие другие. Неспешный разгон, когда педаль газа нажимаешь примерно на половину хода, очень хорош - уверенный, солид56 ЗА РУЛЕМ Возможно, это дело привычки, но в пробках, при коротких передвижках нам никак не удавалось остановиться плавно - все время торможение с каким-то клевком, несолидным для "эксклюзива". Управляемость "Ауди-А8" выше всяких похвал: послушный, надежный с великолепной устойчивостью. А как же иначе должен вести себя полноприводный автомобиль? Подвеска же и вовсе удивила. Едущие за нами уверяли, что на неровностях задок "Ауди" раскачивается, а сидящие в салоне почему-то этого не чувствовали. По звуковым ощущениям "А8" произвел впечатление... одноосного автомобиля. При проезде поперечной трещины слышался не двойной перестук, как обычно - "бубух", а слабый одинарный - "бух", и все. Звукоизоляция, вообще, так хороша, что сидящий за рулем слышит собственное сопение в тяжелых дорожных ситуациях. СЛОВО ПАССАЖИРА О "Пассате" сказать нечего просто все хорошо. А вот поездка на заднем сиденье "Ауди-А8" вызвала не только превосходные оценки, но и определенные ассоциации. Из душной июльской жары мы перенеслись в кондиционированную прохладу. За закрытыми дверьми - тишина, если не считать слабый звук от работающего кондиционера. Тронулись, маневрируем, легкий перестук на трещинах асфальта, наконец выехали на длинную прямую. Мощный разгон под ровный шум мотора, и уже хорошо ощущаешь спинку кресла. Легкое подрагивание, перестук снизу... Быстрее, быстрее... И вот уже ускорение спадает, вибрации прекращаются, можно отстегнуть ремни, закурить и ждать стюардессу с напитками... А, черт побери, мы ведь на земле. Редкий автомобиль не вызывает желания пересесть с места пассажира за руль. "Ауди-А8" оказался одинаково хорош и для водителя, и для пассажира, подарив одному кайф от управления послушной и надежной машиной, второму - приятный отдых во время поездки. Вкратце впечатления от двух "эксклюзивных" автомобилей таковы. Они не обманули нас. "naccaT-VR6" оказался, по сути, народным автомобилем - "Фольксвагеном", но с аристократическими чертами. "Ауди-А8 4,2кваттро" - дорожный лайнер, заслуживший наше безусловное уважение. В. СУББОТИН, А. ЧУЙКИН Редакция благодарит инженеров-испытателей ВАЗа В. Крутова, С. Мишина, Д. Просвирина, а также фирму "Премьера" (Тольятти) за помощь в подготовке материала.ный. "Автомат" почти незаметно переключает передачи по достижении двигателем 3000-3500 об/мин. В салоне можно пить чай из блюдечка без опасения его расплескать. В то же время, замечая стремительно уплывающий назад пейзаж, понимаешь, что неспешность эта относительная. Теперь наступим на газ поосновательней. Переключения уже происходят на 6000 об/мин, но сопровождаются такими немилосердными рывками, что сидящие в салоне дружно начинают кланяться. Попробуем ручной режим. Нас ощутимо вжимает в спинки сидений, но для настоящего "спортивного" характера этого мало. Разгон быстрый, но мы теряем много времени на переключениях сцепления-то нет, а заменяющая его гидромуфта, хоть и управляется электроникой, работает с запаздыванием по сравнению с обычным сцеплением. Один из нас, поклонник агрессивного стиля, с досадой назвал 'Типтроник" "пародией на ручную коробку". И все же 7,3 с на разгон до 100 км/ч - это, согласитесь, очень неплохо! Тормоза несколько снизили оценку "А8" как представительского автомобиля. Да, их эффективность выше всяких похвал, но реактивное действие и жесткость педали, отталкивающей ногу, как будто говорят: "Да ладно, хватит тебе тормозить - лучше разгоняйся!"