72
73
Автомобильная жизнь4 44"Безопасность движенияи водитель" - т ак называется недавно изданная в США монография Л . Эванса. Автор, по образованиюфизик , р аботает главным научным сотрудником на ­ учно-исследовательского центра " Д женералмоторе " . Водитель с34 летним стажем . Книга содержит нем ало интересных, полезных наблюдений и советов. Поэтому хотим познакомить вас сдайджестом , который подготовил Василий ВЛАСОВ, профессор Саратовскогомедицин ­ ского университета. Н емногостатистики . С 1928 по 1988 год на дорогах США погибло 6о7 0 лет он уже в три раза выше, чем в двадцать. Мужчины в возрасте 20 - 5 0 лет рискуют умереть от травм примерно на четверть меньше, чем женщины. Ф акторыинженерныеи дор ожные . По данным А. Эванса, наиболее опасны на дорогах двухдверные машины. (Правда, для маленьких машин разницы между двух- и четырехдверными не существует.) Владельцы больших двухдверных автомобилей - самые опасные. Это следствие поведения владельцев престижных купе, а не конструкции автомобиля. Риск значительно снижается , если используются ремни безопасности и рулевая колонка, поглощающая энергию удара. висит от сезона. Пик наблюдается летом, причем как для водителей, пассажиров, так и для пешеходов (рис. 2). А вот погода вопреки ожиданиям не столь весомый фактор риска. 38% происшествий случаются в хороших условиях, 84% - на сухой дороге. Больше всего гибнут в выходные и праздничные дни, в очевидной связи с употреблением алкоголя. Ночью смерть в ДТП также чаще является следствием алкоголя, а не темноты. Реже всего люди гибнут в утренние часы, ведь в это время интенсивность движения наиболее мала. В одителиипешеходы . С опытом водитель приобретает все новые навыки. Его внимание постепенно концент-•0,05X==#30 АОй81°Возраст водителей, годыSO60708090В расчете на миллион водителей вероятность вовлечения в ДТП мужчин, особенно молодых, выше, чем женщин. В течение года отношение числа ДТП со смертельным исходом к общему числу аварий минимально зимой и максимально в конце лета. В потоке плотно следующих одна за другой машин торможение первой вызывает запаздывающее и более резкое торможение следующих и, наконец, столкновение (машины 8и 7). 9 87654321 Изменение дистанции между автомобилямилее 2,5 миллиона человек, только с1977 по 1 988 больше, чем во всех войнах, участницей которых являлась Америка. Число травмированныхвдорожно транспортных происшествиях превышает количество убитых примерно в70 раз. Экономические потери от ДТП составляют в Соединенных Штатах74 миллиарда долларов в год. Влияние пола и возраста на ДТП . Учет смертельных исходов ДТП ведется департаментомтранспортаСШАс1 975 года. Принимаются во внимание все умершие в течение 30 суток после аварии. Мужчин погибает в два раза больше, чем женщин (рис. 1). На одного 65-летнего мужчину гибнет восемь двадцатилетних - молодые ездят больше и опаснее. С 20 лет риск смертельного исхода ДТП возрастает для водителя в среднем на 2% в год, так что в 72 ЗА РУЛЕМ 1/96В современных автомобилях переднее правое место не более опасно, чем место водителя, к ак представлялось раньше. Во многом опасность зависит от силы и направления удара. Например, при ударе справа сзади риск гибели для пассажира на правом заднем месте в семь раз выше, чем для водителя при ударе спереди, а по отношению к переднему пассажиру - в 1,7 раза . При ударе справа спереди риск для переднего пассажира почти в два раза выше, чем для водителя. Изменение экономической, дорожной ситуации, конструкции автомобиля заметно влияет на смертность в дорожных авариях. Рост ДТП вСША пришелся на 30 - 4 0 - е годы , с падотмечалсяв1955 - 1 960 годах. Ф акторыокружающей сред ы . Смертность на дорогах сильно за-рируется на более узком секторе обзора, взгляд реже уходит вдаль, в стороны. Зрительный контроль - опора водительского мастерства. Покажется неожиданным: водители с одним глазом вдвое безопаснее людей с полноценным зрением. Важнее не острота зрения, а способность анализировать обстановку. С практикой приобретаются уверенность и свобода действий, исчезает страх. Правда, зачастую чересчур быстро, когда качество вождениянамногониже , чем представления хозяина машины о своем мастерстве. Вот объяснение тому, что чаще гибнут молодые водители - это связано с рискованным поведением за рулем и поездками в неблагоприятных условиях, например ночью. По даннымавторамонографии , мужчины 17 - 2 2 лет чаще попадают в дорожные происшествия ив качестве пешеходов. Среди женщин-пешеходов вактивном возрасте 20 - 6 0 лет смертность в два-пять раз ниже, чем у мужчин. По мере взросления мужчины становятся менее опасными водителями и пешеходами. Д оказано , у тверждаетЛ . Эванс, что преступники, в том числе убийцы, чаще нарушают и правила дорожного движения. Опасные водители в основном интеллектуально менее развиты , мало законопослушны, агрессивны на дороге, нередко отягощены семейными проблемами. Виновниками аварий чаще становятся те , кто курит за рулем. О пасностьповышаетсяв состоянии стресса: у взрослых это нередко бывает в период развода, у молодежи - до и после дня рождения. Алкоголь и дорожно-трансп ортныепроисшествия . Статистический анализ позволяет отнести на счет алкоголя 10% повреждений транспортных средств, 20% травм и 47% смертей. Алкоголь - самый значимый из факторов риска ДТП: пьяные за рулем гибнут в два-три раза чаще, чем трезвые. В США первый закон, запрещающий вождение в нетрезвом виде, был принят еще в 1910 году. Сегодня подобные меры принимают во всех странах, однако порог для вынесения диагноза "алкогольное опьянение" различен. В Швеции допустимое содержание алкоголя в крови - 0,02%, в США - 0 , 1 % , в Австралии - 0,05%. В последнее время наблюдается тенденция снижать порог концентрации. (В России, по словам начальника ГУ ГАИ РФ В. Федорова, подготовлено предложение установить допустимый уровень 0,05%. По его мнению, это цивилизованный путь; он уверен в положительном решении правительства.) Статистические данные подтверждают, что регулирование потребления алкоголя правовыми ограничениями малоэффективно. Польза от всех мер максимальна лишь в первое время после их введения. Причина - низкая вероятность быть пойманным. Более действенно влияние общественных факторов: осуждение пьянства за рулем, запрет рекламы алкоголя. Э ффективность средств защи ­ т ы . При использовании ремней безопасности эффективность профилактики травм в ДТП составляет 41 % , а в последних моделях автомобилей - еще выше. Для поясных ремней, применяемых на задних сиденьях, она - 18%, для плечевых - 29%. Эффективность надувных подушек для передних пассажиров 17%, а в сочетании с ремнями - 46%. В реальной обстановке средства защиты используют лишь 10-30% водителей и пассажиров. Если бы ремни применяли все, можно было бы ожидать снижения смертности на 40%. Пока же эта цифра составляет лишь 23%. В Швеции,где обязательное пристегивание ремнями безопасности то вводилось, то отменялось, уровень смертности на дорогах колебался в пределах 15-20%. Отмена обязательного использования шлема мотоциклистами приводит к повышению смертности в среднем на 25%. К ак снизить риск надороге . Автор, как опытный водитель, основное внимание уделяет интервалу между машинами и стратегии обгона. Интервал в две секунды он считает оптимальным вариантом , п рикотором минимален риск наезда и отсутствует возможность вклиниться между машинами. Для последующего автомобиля близость к переднему никакой пользы не приносит. Если к вашей машине "прицепился" кто-нибудь сзади - уйдите вперед или помигайтестоп - с игналами . Это обычно отбивает желание висеть на хвосте. Можно и пропустить такого. Но часто подобные водители впереди плетутся значительно медленнее. Это их образ поведения, а совсем не спешка. В монографии приведены сложные расчеты, как в большой группе следующих одна за другой машин возникают столкновения (рис. 3). Торможение первой машины вызывает нарастающую волну "отсроченных" торможений у последующих. В результате очередная не успевает сбросить скорость. Если вы заметили, что оказались в длинной цепи автомобилей - обязательно увеличивайте интервал. Перед обгоном не надо самому "цепляться" к передней машине. Непрерывно настигая ее, процесс обгона завершите быстрее и безопаснее. Не нужно ездить рядом с другими машинами, если дорога свободна. Следует, обгоняя или отставая, держать как можно более широким свободное пространство вокруг себя. Заключение К сожалению, каждый склонен считать себя чуть лучше и умнее остальных. Эта переоценка , п роистекающая из любви к себе и возможности наблюдать чужие ошибки, опасна для других участников движения. Проблемы дорожной безопасности продолжают оставаться за пределами внимания общества. Во всех странах водители недооценивают вероятность появления детей на дороге, везде недостаточно культивируют доверительный стиль вождения, ориентированный на взаимопомощь. А втормонографии делает однозначный вывод: для уменьшения риска ДТП в первую очередь необходимо изменить поведение водителей. А факты свидетельствуют - на поведение решающее влияние оказывает образ жизни общества. Как живем, так и ездим.АВТОРЫНОКАвтосалон "Полянка"Дилер"Рено"предлагает со склада в Москве и под заказ легковые автомобили Твинго, Клио, Рено 19, Лагуна, Сафран, Эспас, автомобили для коммерческих перевозок Экспресс, Трафик, Мастер.Россия, Москва, Ленинградский пр-т,39, ЦСКА, УСК, тел./факс (095)т213-7258 RENAUUПрофессиональные наборы для ремонта сколов и трещин на автостеклах типа "триплекс" Поставляем расходные материалы. Тел. (095) 444-65-81ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМУРАВЕЙ-2 ТМЗ-5.403-01КТУЛАМАШЗАВ0ДРИЖСКИЙ МОТОЗАВОДОптовая и розничная продажа: - грузовые мотороллеры "Муравей" - мотоциклы -трициклы - авто-, мотоприцепы - мотокультиваторы - мотоблоки - мини-тракторы - мопеды, мокики, мини-мокики - мотозапчасти Тел. факс представительства завода: (095) 252-17-60, 252-65-99ЗА РУЛЕМ 1/9673