93
94
95
GOHMHGABMHД ЕЛА ГАРАЖНЫЕПОДНИМАЯ АВТОМОБИЛЬПервое, с чем каждому приходится иметь дело, - это домкрат. Необходимость приподнять автомобиль возникает не только при замене проколотого колеса, но и во многих других случаях. С чего надо начать? Помните, автомобиль при подъеме норовит покатиться, а на скользком покрытии еще и сползти в сторону. Домкрат при этом может вывернуться из-под кузова, сложиться, сломаться - в зависимости от конструкции. Избежать этих бед помогают упоры под колеса, ручной тормоз, включение низшей передачи. Практически при всех работах с автомобилем (за очень редким исключением, типа замены колеса) полагаться только на домкрат, особенно штатный, не следует. Нужны надежные и прочные подставки, так как работать под автомобилем, качающимся на зыбком домкрате, может только сумасшедший. Если сползание автомобиля с неудачно установленного "подвернувшегося" домкрата происходит достаточно медленно, то падение в случае поломки домкрата почти мгновенно. Вот почему даже при самых безобидных работах умный механик не станет ничего делать, скажем, с передней подвеской, если кузов не установлен на устойчивые подставки. Любую работу здравомыслящий человек старается делать рационально, то есть с высоким качеством при минимуме затрат и потерь, включая царапины, ссадины и более серьезные травмы. О том, как их избежать, рассказывают Р. ТВЕГ и Э. КОНОП. Впервые занимаясь обслуживанием своего автомобиля, не спешите. Не гонитесь за высокой производительностью. Главное - хорошо выполнить работу и при этом не подвергать опасности здоровье свое и окружающих. ные из металла, с регулировкой вы ­ соты. Но годятся и самодельные, например устойчивые деревянные брусья сечением не меньше 150x150 мм. Учтите, весьма опасна "подставка" в виде шаткого столбика из старых рыхлых кирпичей! Для облегчения разнообразных ремонтных работ в гараже хорошо иметь дополнительный (например, гидравлический) домкрат, а штатный винтовой использовать только вдо ­ роге, тогда он и прослужит дольше. Кстати, один из признаков скорой по ­ ломки винтового домкрата - чрезвычайно тугое вращение винта в гайке. Приглядитесь - и вы почти наверняка увидите, что резьба в гайке изношена, срыв ее не за горами (рис. 1). Учтите, запасы здоровья у всех людей различны. Поэтому ссылки на того, кто всю жизнь безнаказанно умывается "соляркой", совершенно несостоятельны. Вам может хватить и одной процедуры... Чем же мыть детали? Никуда не денетесь - все тем же бензином, к е ­ росином и т. д. Но аккуратно. И в хорошо проветриваемом помещении. Лучше не тряпочкой, а хорошей ки ­ стью с достаточно длинной рукояткой. Наконец, чем потом мыть руки? Для этого сейчас продается множество средств, но вполне годится обычное мыло. Кстати, весьма популярная в гаражах мойка рук стиральными порошками хотя и очень эффективна, но имеет и отрицательную сторону: при такой концентрации раствор может серьезно повредить кожу.КАК И ЧЕМ МЫТЬПри ремонте того или иного уз ­ ла, агрегата каждому из нас доводится что-то очищать, отмывать, О подставках говорилось не раз. удаляя грязь, следы масла, электроЛучше - это специальные, выполненлита и т. п. Конечно, нет ничего проще, чем смочить тряпочку бензином и... (такие советы часто встречаются ив книгах). Но в том-то и дело, что ваша кожа, а также слизистые глаз, носа не должны соприкасаться с маслом,бензином, керосином, всевозможными растворителями. Наименее уязвима для по ­ добных воздействий кожа ладоней, в то же время особенно а опасно попадание растворителей или масла на лицо, тем паче в рот или нос. Рядом - сосуды го ­ Рис. 1. Изношенный домкрат опасен: а - нормальная ловного мозга. винтовая "пара"; б - изношенная.ЧЕМ МЫ ДЫШИМ?Отработавшие газы знамениты не только своим "букетом", мало напоминающим благоухание цветущего сада, но и содержанием разнообразных вредных веществ. Для всего живого - в автомобиле и вокруг него - особенно вредны тяжелые металлы, способные накапливаться в костях с самыми грустными для "носителя" последствиями. Благодаря Его Величеству Автомобилю в воздух попадает немало свинца, особенно при сжигании в цилиндрах этилированного бензина. Последний ядовит настолько, что им нельзя мыть детали, недопустимо его попадание на кожу и т. д. - вы можете быстро отравиться. Но и при сгорании бензина лучших сортов (неэтилированного) образуются также другие вредные вещества: окись углерода (СО), двуокись углерода (С0 2 ), окислы азота (NOx). Неполадки в работе двигателя, вызванные, скажем, системой зажигания, и соответствующие "пропуски" вспышек означают выброс в атмосферу паров несгоревшего бензина - углеводородов (СН). йоимиблами 1/96 5 Наиболее опасен и коварен угарный газ - СО. Он не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса, но уже при концентрации 0,01% во вдыхаемом воздухе неблагоприятно действует на человека. При 0,5% отравление происходит уже в считанные минуты - известны случаи, когда человек неожиданно те ­ рял сознание, то же происходило ис тем, кто пытался ему оказать помощь. Углекислый газ С02 опасен при более чем 10%-ной концентрации. Работая в гараже, даже при распахнутых воротах, старайтесь не пускать двигатель. Особенно опасен режим прогрева с вытянутым "подсосом", когда двигатель работает на очень богатых смесях. Когда же карбюратор не отрегулирован или не исправен, это опасно вдвойне. Помните о коварстве СО и учтите, что во многих случаях отравленному им медицина помочь не в состоянии. Сколько раз говорилось об опасности всякого времяпровождения (в том числе ночевки) в стоящем автомобиле с работающим двигателем! Но энтузиастов (и жертв) не убавляется, поэтому снова заостряем на этом ваше внимание. Казалось бы, что проще? "Зарегулируем" карбюратор так, чтобы двигатель работал на бедных бензино-воздушных смесях, и получим содержание СО в выхлопных газах, едва отличимое от нуля! Однако при этом растет содержание окислов азота NO x , тоже наносящих вред организму. К тому же при подобной регулировке могут происходить пропуски вспышек ив воздух выбрасываются углеводороды СН. Значит, существует некая оптимальная регулировка, при которой чуть больше СО, но меньше Г\ЮХ и СН.лить кислоту в воду, процесс растворения идет нормально. Но ив этом случае выделяется очень много тепла - если электролит готовить в стеклянной банке, есть риск, что она лопнет. Поэтому здесь предпочтительней специальная посуда - керамическая. Если вы хотите воспользоваться пластмассовой посудой, сначала проверьте, способна ли она выдержать хотя бы действие кипятка - многие пластмассы при 100°С уже плавятся. Остывший электролит можно хранить ив посуде из нестойких к нагреву пластмасс, например в бутылках из-под "колы", "херши" и т. д., к тому же при этом исключается риск раз ­ бить тару, как это случается со стеклянной. Но обязательно наклейте этикетки с четким указанием, что это именно электролит, а не минеральная вода, иначе однажды по ошибке ктонибудь и его попробует на вкус. Знатоки говорят, что аккумуляторная кислота, попавшая в рот, напоминает кипяток. Если ее тут же выплюнуть (вы это сделаете непроизвольно) и прополоскать рот водой (еще лучше содовым раствором), то скорее всего обойдетесь без последствий.правило, неизвестно). Когда вы ударяете молотком по другому твердому предмету, - например работая зубилом, - в точке их контакта возникают чудовищные напряжения, от которых сталь выкрашивается. Осколки разлетаются примерно так же, как при взрыве гранаты, нередко нанося лю ­ дям серьезные травмы, требующие хирургического вмешательства. Едва ли не главная опасность здесь - л и ­ шиться глаза, поэтому работать мо ­ лотком лучше в защитных очках. И за ­ метьте, не в стеклянных, а сделанных из небьющихся материалов. Как правило, люди этим пренебрегают, а зря. Сказанное распространяется и на некоторые другие инструменты, в основном режущие - уже упомянутые зубила, всевозможные бородки, кернеры, ножи, сверла, напильники и т. д., - все они сделаны из различных марок стали и термообработаны. Их осколки ведут себя так же. Например, не вздумайте использовать напильник в качестве какой-нибудь выколотки, по которой бьют молотком, - тут опасная поломка гарантирована.РАБОТАЯ КЛЮЧОМ...Если место позволяет, старайтесь работать накидным ключом или же ключом-головкой - меньше опасность срыва граней гайки или болта. Хотя есть, конечно, и высококачественные рожковые ключи (из тех, например, о которых вы читали в журнале). Если ключ внезапно сорвется с гайки, п о ­ вредив грани, или болт срежется, вы можете удариться рукой о детали автомобиля и повредить ее. Поэтому многие опытные механики при грубых работах, когда к болтам или гайкам нужно приложить большую силу (например, ремонтируя узлы под маши-А "ТОСОЛ", "НЕВА", "РОСА"?В основе "Тосола" - этиленгликоль. Голубой напиток кому-то по вкусу напоминает ликер, но употреблять его в этом качестве не рекомендуется. Если в течение 30 минут после рюмки не промыть смелому экспериментатору желудок, не передать его в руки медиков, дело может обернуться трагедией. Не надо дегустировать и другие технические жидкости - антифризы, тормозные жидкости, ацетон, растворители и т. п. Если в вашем хозяйстве зачем-то хранится метиловый спирт, наклейте на бутылку этикетку "Метанол", избегая слова "спирт" - последнее для некоторых граждан выглядит настолько магическим, что яд непременно украдут и выпьют. Тормозные жидкости "Нева", "Роса", "Томь" обладают весьма неприятным, отпугивающим запахом - их, слава Богу, никто не пьет. Что касается дедовской БСК, ее кое-кто все же путает с благородными напитками. Надеемся, ни вы, ни ваши друзья не относятся к этой компании.КАКОВ НА ВКУС ЭЛЕКТРОЛИТ?Прежде чем заняться всерьез аккумулятором, вспомните, как действует кислота на одежду и обувь. Вы можете даже не заметить, что мелкие брызги попали вам на брюки - назавтра они напоминают решето! Специалисты обычно рекомендуют обуваться в резиновые сапоги, одежду защищать резиновым же фартуком и т. д. Можно ли обойтись без этого? Да, если вы от природы очень аккуратны и сумеете не капнуть, не пролить, не брызнуть... Сразу напомним старое правило: нельзя лить воду в кислоту (особенно концентрированную!). Плотность кислоты 1,84 г/см 3 , воды - 1 г/см 3 . Попав на поверхность кислоты, капля воды не спешит утонуть, раствориться моментально закипает, разбрызгивая кислоту, что очень опасно. Если же 6 йоимийлами 1/96ЧЕМ СТРАШЕН МОЛОТОКЕсли вы думаете, что коварство молотка проявляется лишь в возможности "схлопотать" им по пальцам, то глубоко и опасно заблуждаетесь. Вспомните: молоток - это сталь, причем закаленная, часто безграмотно (кто и где сделал ваш молоток, какРис. 2. Перчатка и смягчающая прокладка между ладонью и ключом. ной), пользуются рукавицами или перчатками, кто к чему привык, - от матерчатых до старых кожаных. Это отчасти спасает и от повреждения сплетение нервов, расположенное в центре ладони. Этим местом сильно нажимать на ключ или отвертку не следует. Если же приходится, то не грех подложить смягчающую прокладку, хотя бы свернутую тряпку (рис. 2). Работая, старайтесь (по возможности) располагать ключ так, чтобыние) для старой батареи, утратившей значительную часть емкости, - очень часто в последние два-три часа за ­ рядки идет только электролиз воды, ее разложение на водород и кислород. При определенном их соотношении образуется смесь, способная от искры или иного источника не просто воспламениться, а взорваться, поэтому смесь и называют гремучей. Нередко взрывы происходят как бы по одной схеме: , вы зарядили от автономного источника батарею, затем сразу ставите ее на автомобиль, но она еще продолжает выделять газы. Подсоединяете одну клемму, затем другую... И тут взрыв. Обычно взрывается ближайшая банка. Результатыши прежние беседы о бедных и богатых смесях?), а посему в конце концов достигнет "гремучей" фазы - около одной весовой части бензина на 15 частей воздуха. Если в этот момент в гараже проскочит, скажем, искра изза неисправной электропроводки или кто-то зажжет спичку - грянет взрыв! Если бензин продолжал бы испаряться и дальше, смесь могла на ­ столько переобогатиться, что взрыв стал бы невозможен. Но на практике чаще всего он происходит "вовремя", то есть когда вы его не ждете! Пролитые ацетон, керосин, спирт - ничем не лучше. Соотношения другие, а результаты те же.> w1^ОСТОРОЖНЕЙ С ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ!Когда приходится пользоваться электродрелью на 220 Вв металлиРис. 3. Правильно зажимать деталь в тисках!б/Я 00 ^тянуть его к себе, а не толкать от себя - в первом случае вероятность по ­ вредить руку гораздо меньше. Для получения максимального момента прикладывайте силу перпендикулярно стержню ключа. Закрепляя для работы какой-нибудь узел в тисках, позаботьтесь, чтобы момент от приложенной вами силы относительно центра закрепления был наименьшим, иначе узел может вырваться из тисков (рис. 3).ЧТО ЗНАЧИТ "ГРЕМУЧАЯ"?Речь пойдет не о змее, а о смеси, например, водорода, обильно выделяющегося в конце зарядки из банок аккумулятора, и кислорода. Особенно характерно это (так называемое кипе"впечатляющи", вплоть до оторванных пальцев. Поэтому, если есть возможность, заряжают батарею, не снимая ее с автомобиля. Пробки не открывают, ведь на ходу она подзаряжается и при закрытых (завернутых). Основные клеммы оставляют присоединенными к батарее, а провода зарядного устройства подключают к ним с помощью зажимов типа "крокодил". Вообще говоря, гремучую смесь с воздухом могут создать различные "продукты" из тех, что есть у вас вга ­ раже. Это и бензин, и растворители, и газ из негерметичного баллона... Например, в жаркий безветренный день в гараже почему-либо прохудилась канистра с бензином, он начинает вытекать и испаряться. Плотность паров в воздухе все нарастает (помните наческом корпусе, не забывайте об опасности электротравмы. Особенно велика она в дождливую погоду, при высокой влажности. Если уж возникла необходимость втакой работе, наденьте резиновые пер ­ чатки (не медицинские, а те, что бывают уэлектриков ! ) , под ноги подложите резиновый коврик или обуйтесь в резиновые сапоги. Неслучайно многие профессионалыремонтникитакимидрелями не пользуются, а переделывают их, н а ­ пример, на питание от 36 В. То же относится к паяльникам, в севоз ­ можным шлифовальным машинкам и т. д. Лучше с помощью трансформатора сначала понизить напряжение с 220 до 36 В (иногда 40-50), а уже к этому, более безопасному ис ­ точнику подключить потребители. (воимийлами 1/96 7