18
19
20
Журнал уже коротко сообщал о новом, четвертом поколении шведских грузовиков "Скания". Широкой публике автомобиль показали прошедшей осенью - фирма принимала автомобильных журналистов со всего мира. О новом семействе грузовиков рассказывает Антон ЧУЙКИН, побывавший в гостях у "Скании". По результатам нашего мини-опроса, мнение нескольких профессионалов-дальнобойщиков о грузовиках "Скания" свелось к следующему: "Автомобили довольно дорогие, но в эксплуатации себя полностью оправдывают - служат надежно и долго". А что представляет собой изготовитель машин с такой репутацией? О ФИРМЕ Имя ей дала провинция Сконе на юге Швеции - т ам , в Мальме, в 1891 году возникла небольшая фабрика велосипедов "Скания". Чуть позже она обзавелась собственной эмблемой - изображением грифона внутри стилизованной велосипедной звездочки, а в 1906 году фирма переехала в городок Седертелье в 30 километрах к югу от Стокгольма и стала называться "Скания-Вабис". Автомобили под этой маркой выпускали до 1969 года, когда два крупных концерна слились в один - "СААБ-Скания". Грузовики и автобусы сохранили марку "Скания", а вот эмблема концерна не раз видоизменялась. Все вернулось на круги своя в начале 1995 года - "Скания" и СААБ вновь стали независимыми фирмами, а капоты автомобилей украсила осовремененная велосипедная звездочка с коронованным грифоном.Штаб-квартира и часть производства по-прежнему находятся в Седертелье, а вообще "скании" собирают, кроме Швеции, в Дании, Нидерландах, Франции, Польше, Мексике, Бразилии и Аргентине. Продукция фирмы - тяжелые грузовики (полной массой свыше 15 тонн) и автобусы. Почти все комплектующие "Скания" производит сама, а это не слишком распространено в автомобилестроении. Используя модульный принцип в конструировании и сборке, специалисты фирмы из трех-четырех типов рам, двигателей, кабин и т. д. предложат клиенту больше 150 модификаций грузовика одной модели, и уж хоть одна устроит даже самого придирчивого покупателя. Кстати, все автомобили собирают только под конкретный заказ. И заказов этих довольно много. В 1993 году "Скания" поставила клиентам 23 тысячи грузовиков, на следующий год - 31 тысячу, а за первые шесть месяцев 1995 года - 21 тысячу. Основной рынок сбыта - Европа, следом - Латинская Америка, а в самой Швеции остается лишь 3% автомобилей. Традиционно грузовые "скании" делятся на три семейства (по полной массе и литражу двигателей). Модели предыдущего поколения несли индексы "93", "113" и "143". Последняя тройка обозначает поколение, а первое число - округленный рабочий объем двигателя в литрах. Желающих узнать о "еканиях" предыдущего поколения отсылаю к каталогу "Мир грузовиков-96"*, а мы переключимся на новейшую продукцию - с четверкой в индексе.О НОВОЙ МАШИНЕ Презентацию в Седертелье организовали с размахом - новый грузовик в лучах прожекторов поднимался на платформе среди бьющих фонтанов под оглушительный грохот барабанов. Вот он, красавец! Встречают по одежке. Сохранив фамильные черты, новый автомобиль выглядит весьма оригинально: чего стоят хотя бы "уши" для обдува воздухом боковин кабины и прямоугольные фары, вмонтированные в аэродинамический козырек на крыше. Дизайн, как говорилось в пресс-релизе, "разработан инженерами "Скании" и отшлифован специалистами кузовного ателье "Бертоне". Пока "четвертая" "Скания" представлена двумя семействами - самые тяжелые и мощные грузовики серии "R144L" с модернизированным дизелем мощностью 460 или 530 л. с. и пришедшая на смену "113-м" серия "R124L" с совершенно новым шестицилиндровым двигателем (все эти автомобили образуют новый L-класс "еканий" полной массой до 60 т). Пламенный мотор. Двенадцатилитровая рядная "шестерка" своей конструкцией недвусмысленно намекает - XXI век не за горами! Судите сами: раздельные головки цилиндров, четыре клапана на цилиндр. Поршень составной: верхняя часть - стальная, а соединенная с ней через палец юбка - алюминиевая. Кроме увеличения прочности поршня (а на его днище в начале рабочего хода давит два десятка тонн), такое решение позволило уменьшить так называемый мертвый объем камеры сгорания - пространство от верхнего компрессионного кольца до днища поршня. Следствие -* "Мир грузовиков-96". Иллюстрированный каталог. - М: Издательство "За рулем", 1995.18ЗА РУЛЕМ 19 /6 Над дизайном рабочего места водителя тоже поработали на славу. Приборов, как видите, не больше, чем в КамАЗе, зато сколько клавиш, управляющих "сервисом": обогревом зеркал, фарой заднего света, микроклиматом...Новый шестицилиндровый дизель. На "рентгене" видны составные поршни, четырехклапанные головки и прочие технические новинки.меньше нагара и меньше токсичных оксидов азота в выхлопе. Шестерни приводов распредвала, топливного насоса высокого давления (ТНВД), масляного насоса, гидроусилителя руля и воздушного компрессора расположены "с тылу" - все эти агрегаты приводятся от маховика. На переднем конце коленвала сидят вентилятор и шкив, с которого поликлиновым ремнем вращение передается на помпу системы охлаждения, генератор и компрессор кондиционера. Перенос наиболее нагруженных приводов назад разгрузил передний конец коленвала и снизил крутильные колебания. Мотор получился славный. Впрочем, о личных впечатлениях чуть позже, а пока краткая характеристика. Мощность - 400 л. с/294 кВт при 1800 об/мин, крутящий момент - 1810 Н-м в диапазоне 1100-1500 об/мин, минимальный удельный расход топлива- 189 г/кВт-ч при 1300 об/мин. Восьмицилиндровый V-образный дизель рабочим объемом 14 литров служит уже не первому поколению грузовиков. Новому семейству "R144L" он достался после модернизации и теперь существует в двух вариантах. Первый - мощностью 460 л. с/338 кВт при 1900 об/мин и крутящим моментом 2030 Н-м при 1100-1500 об/мин; второй, для самых тяжелых "еканий" мощностью 530 л. с./390 кВт при 1900 об/мин и моментом 2300 Н-м при 1100-1500 об/мин. Обратите внимание: у всех моторов крутящий момент остается постоянным в довольно широком диапазоне частот вращения коленчатого вала это эффект турбонаддува. Топливоподачей на всех двигателях управляет компьютер (система EDC), выбирая наилучшие параметры работы дизеля. Вообще электроники много - процессоры в системах управления тягой (круизконтроль), антиблокировки тормозов, трансмиссионного тормоза... Еще один компьютер, связанный со всеми остальными, работает в системе "Оптикруиз", управляющей коробкой передач. Трансмиссия и проч. Коробка передач - механическая, с делителем и демультипликатором, всего передач - 14. Чтобы управляться с ними было легко, в качестве дополнительного оборудования "Скания" предлагает "Оптикруиз". Принцип действия - автоматическое управление ручной коробкой передач. Компьютер, выбрав нужный момент (и учтя даже манеру вождения шофера), ограничивает подачу топлива в цилиндры (с помощью EDC) и дает команду двум силовым пневмоцилиндрам на расцепление пары шестерен в коробке передач. Затем, уравняв с помощью двигателя скорости шестерен следующей передачи, вводит их в зацепление. Сцеплением пользуются только при троганье и остановке, да и синхронизаторы уже не нужны (они оставлены на случай отказа "Оптикруиза"). В наследство от третьего поколения достался L-классу трансмиссионный тормоз-гидрозамедлитель. Компактный агрегат размером немного больше "жигулевской" коробки передач обладает очень большим моментом сопротивления на прокручивание. Подключенный к коробке передач, он развивает 400...800 л. с. тормозной мощности и служит надежным помощником, а часто и заменой основным тормозам. Пока L-класс предлагают с двумя или тремя мостами (колесные формулы 4x2 и 6x2), с несколькими базами, в вариантах седельный тягач или шасси. "Сканию" могут оснастить пневмоподвеской всех осей или только задней. Кроме собственно "подвесочных" функций и подъема третьей оси (когда автомобиль идет порожняком), пневмобаллоны в подвеске позЗА РУЛЕМ 1/96 19 Наше знакомствоА8" (см. ЗР, 1995, № 12) - ощущения точь-в-точь такие же, хотя коробки передач принципиально разные: механическая на "Скании" и "автомат" на "Ауди". "Оптикруиз" - настоящая палочка-выручалочка: поставил его "на автомат" и забудь о коробке передач, разгоняйся, маневрируй, следи за грузом или, в моем случае, знакомься с машиной. Вторым объектом знакомства был седельный тягач "R124L" с "низкой" кабиной и шестицилиндровым двигателем последней модели семейства. Полная масса - 40 тонн, и при мощности двигателя 400 л. с. этот автопоезд был порезвее предыдущего. Дело тут не только в лучшей тяговооруженности (10 против 8,8 л. с/т), но ив трансмиссии. На второй машине стояла обычная "ручная" коробка передач, а при некотором навыке, который продемонстрировал инженер фирмы, человек переключает передачи, даже выжимая сцепление, быстрее электронного "Оптикруиза". И вновь вспомнился тест "Ауди-А8": "Типтроник" - пародия на ручную коробку", - сказал тогда испытатель ВАЗа. Возможно, кто-то из асов-дальнобойщиков так же назовет "Оптикруиз" за его паузы в передаче момента на колеса, пока шестерни выходят и входят в зацепление. Но уверен, и поклонников у "Оптикруиза" будет много. "Скании" четвертого поколения мне понравились - есть в них стиль, типичная для фирмы сдержанность и уверенность. А что будет дальше? О БУДУЩЕМ Некоторые новинки от "Скании" в зародыше видны уже сейчас. Очевидно, скоро появится традиционная капотная "Скания", и если над дизайном вновь работает Нуччо Бертоне, этот грузовик поразит автомобильный мир. Кстати, посмотрите на новую кабину сбоку - не кажется ли вам, что наклонная выштамповка на двери указывает линию будущего капота?.. Что касается двигателя, следует ожидать внедрения насос-форсунок и турбокомпаунда - турбины в выпускном тракте, соединенной через редуктор с коленвалом. Это устройство перейдет со старого шестицилиндрового двигателя на новый, когда инженеры решат, как использовать возможности турбокомпаунда - на улучшение экологических показателей при прежней мощности или наоборот. Что-то готовится на смену "легкому" "93-му" семейству "еканий", а значит, будет и "дневная" кабина без спальных мест. С ее появлением третье поколение окончательно уступит место следующему. Но это будущее довольно далекое и туманное, а из разряда весьма вероятных и близких событий - конкурс "Грузовик года-96". Я, кажется, знаю, кто будет победителем. А вы?воляют при необходимости поднимать раму над передней осью на 220 мм, над задней на 134 мм и опускать на 80 и 100 мм соответственно. Это очень удобно при погрузкевыгрузке, например, пол кузова можно установить точно вровень с рампой. Кабина, которую мы выбираем. Для грузовиков четвертого поколения фирма предлагает на выбор две кабины: "R" и "R Топлайн". Первая - с двумя спальными местами вдоль задней стенки, вторая - "королевского" размера с высокой крышей и спальной полкой в ней (вторая - за сиденьями). Отмечу интересные особенности в оборудовании. Это холодильник между сиденьями, дублирующий пульт управления магнитолой, отопителем и люком в крыше "в головах" верхней спальной полки, и еще одна новинка устройство "Скания алерт", издающее при включении "пи-пи" через неравные промежутки времени, примерно раз в три - пять минут - чтобы не уснул водитель. А чтобы не уснули вы, перехожу от технических описаний и проспектов к живой машине. В Седертелье журналистам дали возможность поездить на новых грузовиках. О ЛИЧНОМ Нет, "кататься" на автопоезде длиной 24 метра и массой 60 тонн нельзя это вам не игрушки, машина предназначена для работы. Но это - уже вывод, а пока я только подхожу к флагману "Скании" - фургону семейства "144" (530 л. с , колесная формула 6x2) с четырехосным прицепом. Сиденье ласково обнимает спину - регулировок множество и сидеть можно хоть 20 ЗА РУЛЕМ 1/96Дитя "Скании" и ателье Бертоне во всей красе. Седельный тягач серии " R124L" с кабиной "R Топлайн".в позе лотоса. А при традиционной посадке сразу замечаешь непривычное для нашего человека взаимное расположение педалей газа и тормоза. Сняв ногу с первой, не сразу находишь вторую: то в рулевую колонку упрешься, то боишься между педалей попасть. А дело все в том, что обе педали просто расположены как надо и нажимать на них можно, не отрывая пятку правой ноги от пола, перенося только носок. Я-то по привычке переносил ногу, едва ли не упираясь коленкой в руль. Конечно, после этого нащупать расположенную вровень с акселератором тормозную педаль было нелегко. Пора оценить работу "Оптикруиза". Рычаг управления коробки передач покороче обычного и имеет четыре положения: "задний ход", "нейтраль", "автомат", "ручное управление". Ставлю его в положение "А" - автомат - на панели приборов загорается цифра 1, плавно отпускаю сцепление... поехали! Разгон - до 1500 об/мин по тахометру, а дальше, несмотря на нажатую педаль газа, двигатель делает паузу - сбавляет обороты, на панели появляется "2", и плавный разгон продолжается. Переведя рычаг в положение "М" - ручного переключения передач, можно короткими перемещениями рукоятки в стороны повышать или понижать передачи, перескакивать через одну или две. Формула 1, да и только! А мне эта система напомнила "Типтроник", применяемый на "Ауди-