34
35
36
37
ской коробкой), а независимая подвеска передних колес - хорошую устойчивость и управляемость. Возможности других японских компаний были скромнее, поэтому "Мицубиси" и "Исудзу" лишь модернизировали свои модели в соответствии с требованиями рынка. "Мицубиси-Паджеро" и "Исудзу-Трупер" (последний продается в США под забавным названием "Бигхорн" - "Большая Дудка") специальНовое слово о вседорожниках - "Субару-Аутбек". Это - полноприводный "Легаси-Гран Вагон", но с большим дорожным просветом, шинами увеличенного сечения и слегка измененной внешностью.рляРоссийская автомобильная промышленность сегодня не радует ни качеством, ни многообразием предлагаемых машин, особенно если речь идет о полноприводных легковых - УАЗ да "Нива". Первому недавно исполнилось 30 лет с начала подготовки производства, грядет и юбилей второго 20 лет на конвейере. Многие их создатели, в ту пору молодые, успели выйти на пенсию. А как обстоят дела по другую сторону некогда железного занавеса? Едва оправившись от последствий топливного кризиса семидесятых, потребитель поначалу не обращал внимания на автомобили повышенной проходимости, заведомо менее экономичные, чем обычные легковые. Круг покупателей вседорожниковограничивался сельскими жителями и теми, кому по роду занятий приходилось много ездить по плохим дорогам. В 80-х годах, когда в США вошел в моду активный стиль жизни, включающий в себя занятия спортом и путешествия, горожанам потребовался автомобиль, который не только легко вмещал спортинвентарь или запасы провизии для пикника, но и мог легко, без неприятных последствий, на время покинуть дорогу. Пионером стал "Джип-Чероки", более современный и компактный, нежели старый "Джип-Вэгонир" с восьмицилиндровым двигателем. Он не пугал горожан разм ерами , обладал мощной, д овольно форсированной (по американским стандартам) рядной "шестеркой", умеренным расходом топлива . А втомобили "Форд-Бронко-П" и "Шевроле-БлейзерS" хоть и появились раньше, но по конструкции отличались от пикапов лишь закрытым кузовом. 34 ЗА РУЛЕМ 1/96ФОТШ"Мерседес-G" за прошедшие 17 лет мало изменился внешне, хотя набор двигателей полностью обновлен. "Сузуки-Х90" - так фирма представляет себе гибрид спортивной машины и вседорожника на шасси "Витары". Но это не концепт-кар, а серийная машина, уже поступившая в продажу. Новый выпад корпорации "Америкен моторе" (ныне вошла в состав "Крайслера") снова достиг цели. Семейной машине нужна была пара задних дверей они были только у "Чероки". Этот удар оказался для конкурентов куда тяжелее. И если "Форд-Эксплорер" вскоре смог отбить часть покупателей у "Джипа", то специалисты "Шевроле" еще долго пребывали в уверенности, что американскому вседорожнику ("спорт-ютилити") хватит двух боковых дверей. Однако им пришлось-таки сделать пятидверный "Блейзер S-10". Японские компании , для которых рынок США всегда был особенно важен, прикинули свои возможности и дали ответ. "Тойота" и "Ниссан", чье финансовое положение к тому времени вызывало лишь зависть американцев, смогли подготовить новые модели "Фо-Раннер" и "Террано" (он же "Пасфайндер") сообразно американскому вкусу. Трехлитровые V-образные "шестерки" с автоматической коробкой передач обеспечивали им хороший разгон и возможность буксировать тяжелый прицеп (впрочем, на выбор предложили и экономичные четырехцилиндровые двигатели с механиче-"Саньен-KJ" - новый корейский "полноприводник", о внешнем виде которого можно спорить. но оснастили автоматическими коробками передач и придали машинам более выигрышную внешность. Чуть позже благодаря финансовым вливаниям "Дженерал моторе" появился "ИсудзуРодео", более известный Европе как "Опель-Фронтера". Теперь самое время отвлечься от американских и японских автомобилей. В начале 90-х мода на полноприводные универсальные машины пришла в Европу. Ведь если разобраться, здесь почти не было таких машин, за исключением тех, что сделаны для военных. "Рейндж- Ровер", который выпускали с 1970 года, был единственным комфортабельным вседорожником. Одного взгляда на его собратьев "Ленд-Ровер-Дефендер", "Мерседес-G", "Оверленд" и почивший в бозе "ФИАТ-Кампаньола" достаточно, чтобы безошибочно определить заказчика этой техники. Наш УАЗ из того же ряда. Конечно же, "гражданских" качество отделки не удовлетворяло. Если "Мерсе"Гран Чероки" на пятом году жизни основательно обновлен - бамперы, салон, более "тяговитые" двигатели, 16-дюймовые колеса, трансмиссия с вязкостной муфтой, а для Европы - экономичный турбодизель (2,5 л, 115 л. с/85 кВт).машину куда более комфортабельную, чем "Дефендер", и почти вдвое дешевле старшего брата - "Рейнджа". Что касается рекламы для "Дискавери", то лучше соревнований "Кэмел Трофи" просто не найти. Совместная работа "Исудзу" и "Дженерал моторе", а также финансы последней сделали "Опель" первой среди немецких фирм по объему выпуска вседорожников. Сейчас конструкции "ИсудзуРодео", "Опеля-Фронтера" и "Хонды-Паспорт" (по сути это одна и та же машина) уже заметно различаются, приспосабливаясь к запросам местных покупателей. "Хонда", прежде не делавшая автомобилей повышенной проходимости, теперь выпускает еще и "Ленд-Ровер-Дискавери" под именем "Хонда-Кроссроуд". Свежий ветер подул в лагере "4x4" в 1994 году с появлением "Тойоты-РА\/4", которая смогла доказать, что двухлитровый мотор может обеспечить автомобилю лучший разгон, чем у американских машин с двигателями вдвое большего объема. Что касается способностей этого автомобиля на дорогах с твердым покрытием, то сегодня в своем классе у "Форд-Эксплорер" с обновленной внешностью - типичный образец "среднего" вседо(рожника и соперник "Гран Чероки". дес , призвав на помощь свои опыт, сумел быстро сделать из спартанского салона весьма комфортабельный, то другим "милитаристам" на этом фронте пришлось капитулировать. Не сдался только "Ленд-Ровер". Двадцатилетний опыт производства "королевского" "РейнджРовера" позволил создать "Дискавери" "Шевроле-Сабербен" - длинный, как лимузин, и просторный, как автобус, но на самом деле это, скорее, грузовик. "Ниссан-Террано-И", он же "Форд-Маверик", - небольшой, в европейском вкусе вседорожник, при проектировании которого много внимания уделили поведению машины не только на асфальте."Тойота-Фо-Раннер" скоро отпразднует свое десятилетие. До сих пор популярен благодаря удачному дизайну, высокому качеству и умеренной цене.- далеко не предел, а на плохих дорогах или в горах, где включаются пониженные передачи, впору брать в сопровождение бензовоз. Например, топливный бак упомянутого "Сабербена" вмещает 160 литров бензина, однако двигатель рабочим объемом 7,4 л - так называемый "большой блок" - и мощностью 230 л. с/169 кВт легко расправляется с ним в среднем за 800 километров ("маленький блок" тоже не так мал - 5,7 л; 200 л. с./147 кВт ) . Если американцев такой расклад скорее настораживает, чем пугает, то европейцев, которые платят за бензин втрое дороже, он приводит в сонета нет конкурентов. Ранее лишь "Сузуки-Витара" и не очень комфортабельная "Нива" могли оспаривать утверждение, что вседорожный автомобиль обязательно должен быть большим. Чуть раньше "Тойоты-ПА\/4" на европейский рынок вышла корейская машина "Киа-Спортидж" собственной разработки, тоже небольшая. Вполне возможно, что в ближайшем будущем "Тойоту-ПА\/4" начнут делать в Европе под маркой "Фольксваген", как сейчас пикап "Хайлюкс". Время показало, что легкие "вездеходы" имеют свой сектор спроса. Однако развивается и другая тенденция. В 90-е годы окончательно сформировался образ большого вседорожника как престижного автомобиля. Д ажевСамый европейский по концепции вседорожник - "Опель-Фронтера" не выделяется ни динамикой, ни проходимостью, но отлично держит дорогу, экономичен и выглядит дороже, чем стоит. стране дешевых автомобилей - США хорошо "упакованный" пятидверный вседорожник в два с лишним раза дороже пикапа на том же шасси. Цена машин в "люксовом" варианте - 24-25 тысяч долларов в США и 40-75 в Европе. Оснащение наиболее дорогих моделей мало уст упаетпредставительским . Мощные двигатели в сочетании с автоматическими коробками передач обеспечивают плавный и интенсивный разгон, лучше приспосабливаются к дорожным условиям, что повышает проходимость машин. Внушительный объем салона и возможность его трансформации делают большие вседорожники популярными у состоятельных людей, желающих объединить лимузин и грузовик в одной маши36 ЗА РУЛЕМ 1/96 не. Не стоит сбрасывать со счетов и обыкновенное человеческое тщеславие - тот, кто сидит выше других (а посадка водителя во вседорожниках - специфическая), чувствует себя королем. На покупателей, любящих комфорт и престиж, рассчитаны "Рейндж-Ровер", "Тойота-Ленд-Крюйзер-FZJSO" и "Шевроле-Тахо" - укороченный вариант самого большого в мире вседорожника "Сабербен". У машин внушительные размеры и масса, мощные, как правило, восьмицилиндровые бензиновые двигатели объемом минимум 4 литра (у "Шевроле" - 5 л), шикарные салоны, отделанные деревом и кожей. Характеристика, которую меньше афишируют, - расход бензина. 20 литров на "сотню" в городестояние, близкое к обморочному. В США также предпринимались попытки сократить разрыв между вседорожником и обычным легковым универсалом. "Крайслер", не раз удивлявший своей интуицией (или расчетом?), выпустил в 1992 году модель "Гран Чероки", впервые снабдив компактный (с американской точки зрения) автомобиль V-образной "восьмеркой" объемом 5,2 ли мощностью 223 л. с/164 кВт. Сочетание довольно обтекаемого кузова и относительно небольшой массы (1,8 т) позволило ему стать самым динамичным среди вседорожников массового.производства и, несмотря на непритязательную отделку, а также не слишком большой внутренний объем, бестселлером и образцом для подражания. Его активно покупают не только в Америке, но ив Европе, у нас, в России, а недавно даже начали собирать в Австрии. В заключение попытаемся сформулировать потребительскую классификацию вседорожников, учитывая их назначение. Разделим машины на легкие (несущий кузов, дорожные шины, высокофорсированные бензиновые двигатели ) , средние (рамнонесущая конструкция, обычно неза- висимая подвеска передних и зависимая задних колес, универсальные шины, умеренно форсированный бензиновый двигатель или дизель с турбонаддувом), тяжелые (рама, вместительный кузов, дизель с турбонаддувом или низкофорсированный бензиновый двигатель, зависимая подвеска, шины повышенной проходимости) утилитарные (рамная конструкция, простой кузов с плоскими стеклами, безнаддувный дизель, возможность об- i служивания не слишком квалифици рованным персоналом). Ясно, что та"Пляжный вариант" - это "ТойотаRAV4" с короткой базой. Длинная машина предназначена более солидным покупателям.внешний вид, достаточный комфорт в сочетании с высокой посадкой водителя, хорошее сцепление с дорогой в любую погоду, большой дорожный просвет. Новое поколение легких вседорожных машин, которое появится к концу 90-х годов, несомненно, будет с несущими кузовами, независимой подвеской всех колес, возможно, с изменяемым дорожным просветом, обязательно с хорошей аэродинамикой и современными двигателями. Впрочем, одна такая модель уже существует. "Субару-Аутбек" это, по существу, известный "Легаси-Вэгон", но поставленный на большие колеса, с увеличенным дорожным просветом и несколько измененным внешним оформлением в стиле "офф-роуд" - "вне дорог". Ачтобы компенсировать потерю в динамике и сделать возможной буксировку тяжелого прицепа, на нем установили более мощный двигатель объемом 2,5 ли мощностью 155 л. с/114 кВт вместо 2,2 ли 135 л. с/99 кВт. Изготовлять вседорожники сегодня хотят почти все, вплоть до БМВ и "Ягуара". Возможно, увидим даже полноприводный "Кадиллак" - более дорогую, мощную и скоростную версию "Шевроле-Тахо". Но если "Ягуар", скорее всего, окажется просто "люксом" "Форда-Эксплорер", то "Мерседес" и БМВ вовсю испытывают прототипы абсолютно новых вседорожных полноприводных машин со всеми перечисленными выше техническими решениями. Дело за малым - чтобы покупательский бум на эти автомобили не прекратился так же внезапно, как и начался. Что касается России, то здесь при нынешнем положении с производством и импортом лишь немногие смогут близко познакомиться с вседорожниками конца 90-х. Анатолий ФОМИНкое деление в значительной мере условно: ведь некоторые автомобили по ряду признаков относятся к разным группам. Полную гамму машин выпускает, пожалуй, только "Тойота": RAV4, "Фо-Раннер", "Ленд-Крюйзер-Н0и80", "ЛендКрюйзер-Ю70". Однако уже очевидно, что в ближайшее время наибольшее развитие получат легкие машины, ведь по статистике лишь один из десяти владельцев "вездеходов" в США и Европе использует машину вне дорог с покрытием. Большинство привлекаетв них"Тойота-Ленд-Крюй3ep-HDJ80" и "НиссанПатрол-GR" часто встречаются на наших дорогах. Тяжелые мощные машины с зависимой подвеской всех колес и прочной рамой рассчитаны на долгую жизнь на плохих дорогах. Впрочем, у "Ниссана" есть еще более "дубовый" вариант, где вместо пружин и реактивных тяг - рессоры.ЗА РУЛЕМ 1/9637