62
63
Клуб автолюбителейгерметиками, красками, клеями в маслонасос, бензонасос, насос омывателя, карбюратор - тут от них жди беды. - Да, я тоже однажды "уплотнил" карбюратор герметикой. Потом едва не пришлось новый покупать - бесконечные приключения: то одна система откажет, то другая. Кусочки лезут в каналы, жиклеры - ищи их там после!.. Тут - только прокладки! И притом высококачественные - рыхлый картон, с ворсом, тоже не годится. - Что вы все о масле? Я вам другое расскажу. На тему "чего не надо делать". Собирался в отпуск - тут как назло отказал спидометр. Вскоре выяснил, что не работает сам привод - тот, что на коробке передач. Вынул я его, а там нет винтовой шестерни, потому что нет и запорного кольца - все это слетело. Как извлечь из картера? Можно снять коробку, отделить заднюю крышку - вы представляете объем работы? И тут кто-то из доброжелателей присоветовал: ставь новый привод ипоезжай , а те детальки пусть на дне коробки остаются - они на скорость не повлияют! Сказано - сделано. Еду. Хорошо идет "пятерка"! Но радовался не слишком долго: где-то тряхнуло на выбоине - щелчок внизу, потом странный шум. Не понравилось мне это, нашел придорожную эстакаду, заехал, глянул - и ахнул. В задней крышке коробки - здоровенная дыра! Детальки-то закатились по наклонному дну прямиком под ведущую шестерню заднего хода... - Отпуск вышел - что надо! - Бывают прямо-таки уникальные случаи. Все знают, что на "Жигулях" довольно легко ломается успокоитель цепи. Другой раз начинаешь менять, а старого-то нет! Отвалился и лежит в масляном поддоне . О бычноедело . К ак - т о разбирали мы старый мотор - в поддоне нашли аж три успокоителя, не считая железок помельче. Не зря ведь на маслоприемнике защитная сетка ! Многие это знают и при замене успокоителя допускают небрежность - если, мол, старый и упадет внутрь, не страшно. А у меня. понимаешь, двигатель заклинил! - Как же это? - Да защемило успокоитель между цепью газораспределения и звездочкой! Вот такой был конфуз. Помучились мы, пока его извлекали. - Таким историям нет числа... Как-то мой сосед мудрил с карбюратором на своей "пятерке" - снимал, чистил, регулировал. И вот одной гаечки из тех, что крепят фильтр, не досчитался. Почему-то заподозрил, что она упала во впускной коллектор и, привязав к проволоке магнит, "исследовал" трубы: гайка нашлась. А могла и под клапан попасть... - Под клапан - полбеды! Не дай Бог. если все же проскочит и окажется зажатой между поршнем и головкой - тогда финиш, дорогой коллега. Учти это - и кончай курить! Надо поработать... 62 ЗА РУЛЕМ 1/96 замер лучше всего проводить через отверстия вывернутых запальных свечей или свечей накаливания, изготовив для этого переходник-штуцер. Форсунки впрыска топлива лучше лишний раз не трогать. На многих иномарках, например на "мерседесах" 70-80-х годов, установлено по одной пружине на клапане. Здесь идеально подойдет для рассухаривания приспособление, показанное на фото 3. При работе с ним одна рука свободна, можно обойтись без напарника, и даже замена маслосъемных колпачков доставит удовольствие. Если еще воспользоваться гибким магнитом для извлечения сухарей, то всю замену на четырехцилиндровом двигателе удается выполнить за один час!АВТОСЛЕСАРЯРусская земля издавна славится своими умельцами и изобретателями: кто не учил в школе про Кулибина и Ползунова. В наше время умельцев, которые легко справляются с ремонтом автомобилей своих друзей, знакомых и соседей, вы найдете в любом кооперативном гараже или на стоянке. Их девиз: "Безвыходных ситуаций не бывает!" "Автокулибины" есть и за границей, например в Германии, вот только инструментов да приспособлений у них побольше. Чем пользуется немецкий механик при ремонте, рассказывает наш корреспондент в Берлине Михаил ГОРБАЧЕВ. Начнем с диагностики, ведь это главное в ремонте автомобилей - устранить выявленную неисправность часто легче, чем найти ее причину. Вот пример. С двигателем творится неладное: он иногда перегревается, работает с перебоями, но почему - определить не удается. Однако охлаждающую жидкость пришлось долить. Первое, что делают в таком случае немецкие мастера - опрессовывают систему охлаждения (то есть испытывают на герметичность под давлением), используя маленький насос с манометром. Его надевают вместо крышки расширительного бачка или пробки радиатора (фото 1). Достаточно нескольких качков, чтобы создать давление в 0,5 бара (пол-атмосферы), когда течь дает о себе знать. Если она снаружи - все ясно. Ну а если место течи не видно? Можно ли проверить прокладку головки блока, не разбирая двигатель? Для этого берем специальный прибор-индикатор немецкой фирмы "Хацет" (номер по каталогу 793-1) - фото 2. Нажимаем на грушу и втягиваем воздух из расширительного бачка или радиатора. Теперь прибор определяет наличие СО в этом воздухе. Если лакмусовая жидкость в приборе окрасилась в желтый цвет, значит, выхлопные газы попадают в систему охлаждения - как правило, изза повреждения прокладки под головкой блока или деформации ее привалочной плоскости. По этой-то причине жидкость уходила в цилиндры. Следующий обязательный прибор компрессометр. Он хорошо известен нашим автоумельцам. Хочу лишь напомнить, что компрессию надо измерять только на хорошо прогретом двигателе, а у дизелей1. Приспособление для опрессовки системы охлаждения. Неплохо также иметь в своем арсенале приспособление для центровки ведомого диска сцепления (например, той же фирмы "Хацет", номер по каталогу 2174). Оно универсально и позволяет сцентрировать диск сцепления при его замене на автомобилях любой марки. Конечно, это можно сделать с помощью старого первичного вала коробки или простой оправки. выточенной на токарном станке. Но в Германии валик найти труднее, чем у нас. Есть простой прибор, чтобы проверить плотность, а стало быть, определить точку замерзания охлаждающей жидкости. Трещину в алюминиевом поддоне картера двигателя часто заделывают двухкомпонентным полимерным составом. Силиконовый герметик (применяемый также при установке сантехники) обязательно нужен вгараже . Им можно даже без разборкиустранить течь масла из-под прокладки, зажатой двумя деталями , например головкой блока и корпусом распредвала на двигателе 280-го "Мерседеса" (W123, W126). На обезжиренный стык деталей герметик обычно наносят специальным пистолетом. Этот же препарат годится для замазывания различных трещин и неплотностей в кузове, через которые попадает вода, например в багажнике. Можно им устранить дребезжание панелей две- Клуб автолюбителейреи или закрыть трещину в пластмассовом корпусе фары, чтобы спасти отражатель. Главная особенность этого герметика в том, что после полного высыхания он остается эластичным. Вообще, немецкие слесари и автолюбители больше наших применяют всевозможные автопрепараты. На полках российских автомагазинов сегодня можно найти одинаковые продукты автохимии многих фирм. Да вот беда, часто продавец не знает, зачем нужно то или иное средство. Здесь легко сделать ошибку. Покупайте только то, в чем уверены, полагаясь на знание иностранного языка или на рекомендации друзей и знакомых, а также на пуб2. Так проверяют на герметичность прокладку головки блока. ликации в компетентных изданиях. Вернемся к механике. На старых автомобилях газораспределительный механизм приводит цепь. На "Мерседесе" от нее не отказываются и поныне. Но заменить ее сложнее, чем ремень, - требуется расклепать звено и вновь надежно соединить. Для этого тоже есть специальное приспособление - струбцина. Работать с ней легко, просто, с гарантией, что цепь не ускользнет. При ремонте иномарок подчас очень трудно выполнить простую, казалось бы, операцию - снять колпачок с проводом со свечи. Владельцам наших "восьмерок" и "девяток" это знакомо. Дергать за провод опасно, его можно надорвать или выдернуть из наконечника. Немцы применяют специальные клещи, у которых длинные губки изогнуты таким образом, что можно захватить металлический наконечник, взять "под корень" и легко снять со свечи. Наиболее аккуратные автомеханики пользуются иногда инструментами , очень похожими на медицинские. Вот знакомый с детства стетоскоп. Длинную тонкую трубочку от него прикладывают к "больному" двигателю. Этот стетоскоп позволяет точно установить источник шума в моторе. Представьте, на восьмицилиндровом двигателе с кучей навесного оборудования - генератор, сервоусилитель, гидронасос, воздушная и водяная помпы - в каком-то узле вышел из строя подшипник. Определить без стетоскопа, где это произошло, труднее, чем решить уравнение со многими неизвестными. Разумеется, и при ремонте простой отечественной техники он способен помочь. Хотите попробовать? Возьмите металлический пруток (например, удлинитель от набора головок) и приложите одним концом к подозреваемому источнику шума, а другой конец зажмите в кулак и приставьте к уху - это будет самым примитивным стетоскопом. Во всяком случае вы легко установите, что шумит: генератор или водяной насос, откуда идет подозрительный стук - из-под клапанной крышки или из картера. А вот прибор тоже из медицины - светоскоп. Длинная телескопическая ножка на одном конце маленький фонарик (его опускают в свечное отверстие), на другом - окуляр. Через него видно все, что творится в камере сгорания или в цилиндрах мечта каждого моториста! Один раз мне удалось с его помощью определить источник звонкого металлического бренчания. Оказалось, седло клапана "покинуло" свое посадочное место и болталось между клапаном и головкой блока. В другой раз, заглянув в цилиндр, не увидел поршня: он был полностью разрушен оторвавшимся клапаном и его остатки упали в поддон. Приборчик ИКС-1, вворачиваемый вместо свечей и позволяющий отрегулировать качество смеси, тоже пришел с запада и получил у нас распространение. Немного потренировавшись, можно браться за регулировку состава смеси. В бездефектных, исправных двигателях это удается выполнить довольно точно. Но на полках немецких автомагазинов я нынче его не нашел. Продавцы со стажем что-то припоминали, а молодые вовсе ничего не слышали. Видимо, это объясняется тем, что в Германии уже бытует мнение о невозможности отрегулировать или починить современный автомобиль домашними средствами. Отчасти это верно. Открыв капот суперсовременного БМВ или "японца" и взглянув на плотно забитый моторный отсек, остается только присвистнуть и развести руками. Но наши владельцы старых иномарок вполне обходятся своими силами, выполняя большинство необходимых сервисных работ. А вообще-то век "автокулибиных" подходит к концу. Фирмы все больше напичкивают свою продукцию разнообразной электроникой. Уже со второй половины восьмидесятых годов регулировки и работы с двигателем стали в "домашних условиях" непосильной задачей факт, с которым придется мириться. Приведу такой пример. На автомобилях "Мерседес" выпуска после 1993 года (эта фирма одной из последних широко открыла двери электронике) при выходе из строя какого-то элемента в электрической цепи "отрубается" вся цепь, и если виной был всего-навсего плохой контакт или монтаж блока, то включить снова эту цепь можно только с помощью специального компьютера. Отрегулировать двигатель или выяснить причину неправильной работы той или иной системы тоже по силам лишь компьютеру. О том, что он стоит уйму денег, вы уже догадались, но это еще не все. Увидеть такой компьютер можно только на СТО фирмы (в нашем примере "Мерседес-Бенц"), так как он пока нигде не продается. Немного посопротивляться, конечно, стоит. Например, на современных автомобилях с каталитическим нейтрализатором для регулировки системы впрыска на содержание СО можно обойтись простым "карманным" мотор-тестером. Надо только знать, куда его подключить. Не нужен даже газоанализатор. Но это, видимо, последний подарок. Умельцам останутся только кузовные работы - ведь и начиненные электроникой, автомобили гниют и попадают в аварии - да некоторые сервисные операции, например замена тормозных колодок, ремонт или замена глушителя, шиномонтаж и т. п. Пока работы хватит. Вывод прост: тем, кто собирается ремонтировать свой автомобиль сам или руками умельцев, следует воздержаться от покупки современных моделей и подыскать более старую, но еще крепкую машину. ЗА РУЛЕМ 19 /6 63г 3. Легко заменить маслосъемные колпачки, когда есть такое приспособление.