110
111
112
СвоимиСиламиГГ\"ДЕКРЕТНЫЕ" БОЛТЫ КОЛЕСИтак, ваша задача сводится к тому, чтобы максимально затруднить вору его деятельность. В частности, этой цели служат традиционные болты-"секретки" - по существу в некоторых случаях это настоящие блокирующие устройства. Подобных конструкций множество - изобретателей у нас всегда хватало. Собираясь купить готовые "секретки" или изготовить их самостоятельно, учтите некоторые требования, подсказанные опытом. Например, сразу прикиньте, надежно ли выбранная конструкция В последние годы, казалось бы, стали реже красть автомобильные колеса. Шины перестали быть остродефицитным товаром. Но беда в том, что цены приближаются к астрономическим. К тому же автомобилисты все чаще - и не без оснований! - отдают предпочтение красивым, легким и прочным легкосплавным дискам колес, тоже очень дорогим. Иными словами, вопреки удобной теории (из тех, что мы придумываем для самоуспокоения), колеса и сегодня охотно воруют. Разница лишь в том, что десять лет назад краденое удавалось продать дороже, чем в магазине, а теперь его сбывают чуточку дешевле. Когда вы обнаружите свой автомобиль стоящим на кирпичах, знание всей этой "теории" нисколько не облегчит тяжесть потерь! Об этом напоминает Р. ТВЕГ.(D010,5>/" V *т\Г*0,8,I ш*DiЮ ^1"С<01^5>мю60°©©< М12х1,25CD0 23,\ oo0< 323 > 01 < 8ЛоПЗ022,9 M12x1,25La<0 19>m22 йоимийлами 1/96•е-<"26>Рис. 1. Конструкция "секретного" болта на принципе трения конуса по конусу: 1 - ключ; 2 - болт; 3 - переходник; 4,5- защитные втулки; 6 - болт. ©60° 022,9 -018,9 .. М12х125013ГГ+S1©) \соfМ12х1,250 18,9 °. <0 > с 22,9 ,>—\гСО,(Мсо(М 11x45° 2 Ласкиi¥1'sa0-| 9+о,10 23>ю©)м10 23,1'0 19 <0 >* •чSM12x1,251,,<—М12х1,2526,S19 Рис. 2. "Секретный" болт с использованием стандартного: 1 - штатный болт; 2 - контргайка; 3,4 защитные втулки; 5 доработанный болт. 022,9 022,9S197ТСП*«-Й+0,1Рис. 3. "Секретный" болт с эксцентрично расположенным силовым штифтом или отверстием. е противостоит таким простым, но действенным слесарным инстру ­ ментам, как трубный ("газовый") ключ, мощные клещи или просто молоток с зубилом. Многие остроумные конструкции утрачивают ценность вместе с работоспособностью, если в них попадают грязь, вода, соль. Бывает, что после этого и сам хозяин не знает, как "секретку" отвернуть. Особенно придирчивым тут должен быть каждый, кто ездит зимой. По этой же причине очень же ­ лательно, чтобы "секретка" была стойкойккоррозии - некоторые конструкции могут быть "восприимчивыми" к ржавчине настолько, что после первой же зимы под воздействием воды и соли приходят вне ­ годность. <60° (322,9 ..«л> 'CD•*•)У- 0 18,9 \ >/со/у1< °см*1ю-018.9LO( эЮ ^Г X-1со см1\Li1ГW-+0 23<М12х1,25 d = 6...10 е = 2...6М12*1,25 d = 6...10 е = 2...5 ,т<,0 23,соS.< > 0 26 >0 19* <^ 019, 0 26 ,боимиблами 1/9623 От некоторых типов "секреток" т ребуетсяособаяпрочность . Не потому даже, что они должны про ­ тиводействовать вору с его зуби ­ л ом , а потому , что внекоторых случаях само устройство или его ключ, "хитрый" переходник и т. п., будучи неправильно сконструиро ­ ваны, изготовлены, т ермообрабо таны, ломаются при попытке их за ­ тянуть или отвернуть . И вот вам новые проблемы! Конечно, "секретка" не должна быть чрезмерно громоздкой. Если она существенно тяжелей штатного болта, это может заметно ухудшить балансировку колеса. Приведем несколько конструк ­ ций блокирующих устройств, о ко ­ торых журнал раньше не сообщал. Первое, показанное на рис. 1, основано на эффекте самотормо ­ жения в сопряжении конических поверхностей деталей. При отсутствии смазкисамоторможениев паре "сталь по стали" получается уже при конусности 1:8 (например, палец шаровойопорыпередней подвески имеет конусность 3:25, то есть около 1:8,3). При сборке устройства на болт 6 надевают защитную втулку 5, в ко ­ торую запрессовывают втулку 4 (вместо запрессовки может использоваться клей или закернивание , главное, чтобы одна втулка не вы ­ падала из другой). Вращаясь относительно болта, втулки исключают возможность захвата его головки трубнымключом или каким - т о иным инструментом. В то же время, если болт и втулки изготовлены из высококачественной стали, н апри ­ мер стали 45 ( Г ОСТ1050 - 8 8 ) , и правильно термообработаны , н е ­ просто одолеть их и зубилом. Чтобы отвернуть или завернуть болт, на него надевают переходник 3и стягивают конусное соединение болтом 2. После этого действуют штатным "баллонным" ключом. Размеров D, D-j, d, d 1 на рисунке не даем, они должны быть индивидуальными - выбирайте сами. Следующий тип "сторожа" п ока ­ зан на рис. 2. Здесь использован штатный болт "Жигулей" 1 сконтр ­ гайкой 2. "Секретный" болт защи 24 йоимийлами 1/96S19022,9,S191010,5 —'—>C\JX^ 0i 22,8 Di *•<М12*1,25Рис. 4. "Секретный" болт с использованием нескольких силовых штифтов. щен втулками 3, 4. Чтобы вывернуть болт 5, в негопредварительно ввертывают болт 1 до упора, затем заклинивают ("контрят") гайкой 2. Третий тип блокирующего уст ­ ройства (рис. 3) покажем в двух ис ­ полнениях, практически равноценных. Устройство отличается особой "конкретностью" передачи усилия от ключа и переходника к болту, так как здесь это обеспечивается экс ­ центрично расположенным силовым штифтом достаточно большого диа ­ метра - до 8-10 мм. В зимних условиях все же предпочтительней кон ­ струкция со штифтом, выступающим из головки болта, так как ее легче очистить от грязи или льда. Еще один тип устройства (рис. 4) отличается тем, что здесь пере ­ ходник имеет несколько цилиндрических штифтов и соответствующих им отверстий в головке болта. О т ­ верстия сверлят по шаблону. Недостаток конструкции - повышенная чувствительность к загрязнению или обледенению . П равда , э того довольно легко избежать: д оста ­ точно закрыть отверстие защитной втулки резиновой пробкой. Подобным способом можно защитить от ­ верстия ив других типах "секреток", особенно резьбовые. Конечно, этим не исчерпывается тема "секреток". Опыт автолюбителей показывает, что всевозможных типов становится год от года больше. Кто, например, мешает вам вместо стандартной шестигранной головки сделать другую? С кажем , "фасонную" - в виде овала, в ось ­ мерки, треугольника со скругленными углами. Или пятигранной? П о ­ добные конструкции есть в продаже, но их недостаток понятен: у кого-то может оказаться "ваш" ключ. Другое дело - ключ-переходник, ный своими руками... Итак - думайте, изобретайте! сделан