86
87
БылоеГАРАЖ ОСОБОВ каждой стране, большой или малой, есть особый гараж - он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители - вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ив России. Он называется ГОН - гараж особого назначения. Первый государственный гараж царский, придворный - был организован в 1906 году. К февралю 1917-го, перейдя в ведение Временного правительства, он перерос в самое крупное и хорошо оснащенное автотранспортное предприятие России - 46 машин. Среди них преобладали иностранные - "Делоне-Бельвилль", "Роллс-Ройс", "Рено", Тюрка-Мери" и другие. Но были и два отечественных "руссо-балта". В начале ноября 1917 года Военно-революционный комитет реквизировал автомобили бывшей автобазы Временного правительства, добавил к ним несколько машин, брошенных прежними владельцами, и для обслуживания нового, советского правительства образовал транспортное подразделение. Когда столицей Советской России стала Москва, автобаза Совета Народных Комиссаров, переехав из Петрограда, заняла громадный по тем временам гараж П. Ильина в Каретном ряду, где разместились 62 автомобиля. Переезд состоялся в марте 1918 года, а летом для обслуживания В. И. Ленина и его семьи из состава автобазы были выделены шесть автомобилей и 12 человек персонала. Они разместились на территории Кремля в здании бывших царских конюшен, чтобы находиться всегда под рукой. Костяк будущего ГОНа составили86 ЗА РУЛЕМ 2/96 Петр Осипович Удалов был начальником ГОНа на протяжении 31 года.тается в силе и поныне, правда, ГОН теперь находится не в подчинении ФСБ, а в ведении Главного управления охраны Российской Федерации. В свое время ходило немало слухов и легенд о "Паккарде" и ЗИС110, якобы закрепленных за Сталиным. В автомобильном музее "Межциемс" в Риге ив коллекции одного японского собирателя находятся "сталинские" машины. Это верно лишь отчасти: ведь никто из руководителей страны не пользовался ка-В. И. Ленин, H. К. Крупская и М. И. Ульянова на автомобиле "Бенц37/60" 1913 года. Снимок 1 мая 1918 года. За рулем - С. К. Гиль.Один из 12-цилиндровых "паккардов", которые в 30-е годы обслуживали советское руководство.машины "Делонэ-Бельвилль", "РоллсРойс" и другие. Гараж постепенно пополнялся новыми автомобилями - "Паккард", "Линкольн", "Бюик", поскольку с 1924 года он обслуживал более широкий круг лиц - руководителей государства и членов Политбюро ВКП(б). Работники гаража в свое время были подчинены Главному управлению государственной безопасности НКВД, а позже КГБ. Этот принцип ос-ким-то определенным экземпляром автомобиля. Машина, на которой кто-то из них недавно ездил, могла затем встать на плановый ремонт, график которого и поныне выдерживается неумолимо. Детали и узлы заменяют не потому, что износились или вышли из строя (такое исключено), а как в авиации - потому что пришел регламентный срок замены. Кроме того, автомобили (как и их ГО НАЗНАЧЕНИЯТренировка в стрельбе из личного оружия.Для лиц, сопровождающих руководителей страны, работа в плотной толпе рядом с медленно движущимся автомобилем требует особой собранности и внимательности.дарства, премьер-министр выезжают на машине этой модели. Увы, ЗИЛ может делать нынче лишь несколько машин в год, а ГАЗ свернул шесть лет назад производство "Чайки". Конечно, сегодня не только ЗИЛ испытывает трудности. Не чужды они и ГОНу. Например, не хватает высококвалифицированных специалистов, в первую очередь водителей. В большинстве случаев это люди с первым классом вождения и стажем не менее десятка лет. Работа ответственная, в чем-то опасная - ГОН же не дает им особых социальных привилегий. Впрочем, все это - временные трудности. Ведь ясно, как божий день: пока существует страна, ее правительство, будет жить и гараж особого назначения, отметивший недавно свое 75-летие. Л. ВОЛГИНномерные знаки) то и дело менялись и по соображениям безопасности. В ГОНе эксплуатировали не только ЗИСы или ЗИЛы. Были и "победы", ГАЗ12, "чайки" моделей ГАЗ-13 и ГАЗ-14, различные "волги", начиная от ГАЗ-21. В семидесятые - восьмидесятые годы он получил и ЗИЛ-114, и ЗИЛ-117, и ГАЗ3102, а недавно - ГАЗ-3105. Почти все отечественные модели прошли через ГОН. И он, как самый суровый судья, участвовал в процессе их совершенствования: заводы с большим вниманием относились к его рекомендациям. Флагманом кремлевского автопарка остается величественный ЗИЛ-41047. Это сложная и дорогая машина. Она - визитная карточка страны. Поэтому, конечно, во всех торжественных случаях глава госуЗА РУЛЕМ 2/96