110
111
112
На рис. 3 показано, как вталкивается резиновый элемент в проушину спо ­ мощью тисков (рис. 3, а) или болта, гайки и больших шайб (рис. 3, б). Д е ­ лу хорошо помогает мыльная эмульсия (но ни в коем случае не масло, так как впоследствии оно портит ре ­ зину и, кроме того, способствует ее проскальзыванию). Заметьте: удобно работать болтом с достаточно длинной резьбовой частью. Мы использовали болт М12х1,25 (рис. 4). Шайбы показаны на рис. 5. Для запрессовки стальной втулки тоже используются тиски (рис. 6, а) или болт (рис. 6, б). Применение эмульсии обязательно, иначе уже в процессе этой операции резиновая втулка может быть повреждена. Чтобы подвеска правильно ра ­ ботала и резиновые втулки не испытывали чрезмерных нагрузок, снова напомним, что поворот штанги вокруг оси стяжного болта происходит без проскальзываниядеталей только за счет упругой деформации резинового элемента. Чтобы пос ­ ледний прослужил дольше, существует узаконенная методика сборки заднейподвески . В книгах она обычно выглядит так (рис. 7): - гайки крепления всех пяти штанг и проушин задних амортизаторов нужно ослабить до появления проскальзывания деталей в шарнирах; - нагружают заднюю часть автомобиля так, чтобы расстояние А (см. рис. 7) от балки заднего моста до продольного лонжерона кузова составило около 125-130 мм; - в этом положении штанг и амортизаторов затягивают гайки: моментом около 8 кгс-м для штанг и6 кгс-м для амортизаторов. Разумеется, если вы подозре ­ ваете, что штанги деформированы, обязательно проверьте, соответствует ли расстояние между центрами проушин следующим значениям: продольные штанги - 300 мм (верхняя) и 615 мм (нижняя); поперечная штанга - 1057 мм. Конечно, если вы ремонтируете не "Жигули", а другой автомобиль, требования к установке задней подвески могут быть иными. Но влю ­ бом случае их нужно выполнять не ­ укоснительно. 16 боимийлами 2/96КОНИЧЕСКИЕ РОЛИКОВЫЕ ПОДШИПНИКИаоимишламиБольшой интерес автолюбителей вызвали появившиеся в последнее время конические двухрядные роликоподшипники, которые можно ставить вместо недолговечных шариковых в колеса "Самары", АЗЛК-2141, "Оки". По просьбе редакции об этих и других конических подшипниках рассказывает специалист завода-изготовителя Владимир ГРИЩЕНКО.Конические роликоподшипники состоят из четырех деталей - наружного и внутреннего кольца, роликов и сепаратора. При работе подшипника основную нагрузку несут ролики, несколько стью в продольном направлении. Это обеспечивает более равномерное распределение напряжений в месте контакта. Форма ролика в виде усеченногоТаблица 1 Подшипники в колесах отечественных автомобилейМодели автомобилей Передние колеса Обозначения и размеры, мм Задние колесаd"Волга" ГАЗ-24 25 ВАЗ-2101...-2107 ВАЗ-2121 40 3A3-1102 ВАЗ-1111, "Ока" 34 30D6-7305АШВd32D6-7806А | 72В| 29.75d40D6-308АУШВdDВ| 62 | 18,5 6-7804У| 90 | 23" | 72 | 19' | 80 6-7204А | 47 23* | 15,2525 256-7805У 6-2007108А 40 | 68 | 196-180306К1УС17 6-180508К2УС9 40 2019,05 | 45,25 |15,494 26 6-2007108А | 68 | 19 | 64 | 37" | 60 | 37 6-256907E1C17 6-256706Е1С17| 57,15 117,462 30'- | - I 6 137205А52 52 6-7205А | 16,25- | | 16,25- 1- 1_ | _ |_6-7804У 19,05 45,25 115,494' Для шариковых подшипников указана ширина наружного кольца.Ly.конуса обусловливает контакт между сферическим торцем ролика и бортом внутреннего кольца в виде линии, когда подшипник не несет нагрузки. Под нагрузкой же эта об -меньшую - внутреннее кольцо и еще меньшую - наружное. Роль сепаратора - размещать ролики на одинаковом расстоянии друг от друга, а также вы ­ талкивать нагруженный ролик из зоны загрузки. Внутреннее кольцо подшипника, ролики и сепаратор собирают, опрессовывают и устанавливают в узел обычно отдельно от наружного кольца. Подшипник сконструирован таким образом, что продолжения образующих наружного и внутреннего колец, а также роликов пересекаются в одной точке, находящейся на оси подшипника (рис. 1). Благодаря этому получается линейный контакт ролика с кольцом. Дорожки качения колец и ролики, как правило, изготовляют с небольшой выпукло --•оо&.61ЩвРис. 1. Конический роликоподшипник: d - внутренний диаметр; D - наружный диаметр; В - ширина. Рис. 2. Эллиптическое пятно контакта (указано стрелкой) между роликом и пояском.Рис. 3. Схема "О" установки двух подшипников; а - расстояние между серединами роликов. ласть принимает эллиптическую форму, способствующую гидродинамическому режиму смазки (рис. 2). Расположенные под углом до ­ рожки качения позволяют коническому роликоподшипнику воспринимать как радиальную, так и осевую нагрузки. Это особенно важно для подшипника колеса, так как при установившемся прямолинейном движении автомобиля на подшипник действует восновном радиальная нагрузка, а во время поворотов - осевая. Чем больше угол наклона дорожки качения к оси подшипника, тем выше его спо ­ собность воспринимать осевую нагрузку. Конические роликоподшипники автомобилей, приведенные в таблице 1, устанавливают попарно, по так называемой схеме "О" (рис. 3). Она предпочтительна для колес, поскольку позволяет получить большую опорную базу (расстояние а на рис. 3). В литературе по автомобилестроению эта схема на ­ зывается так ­ же методом сетрайт. При таком способе установки у работающего ведомого колеса вращается наружное кольцо подшипника, при монтаже которого в корпус ступицы ис ­ пользуют прессовую посадку. ТребуемыйРис. 4. Узел колеса: 1 - поворотный кулак; 2 подшипник; 3 - ступица; 4 - вал (ось); 5 -гайка. осевой зазор подшипника обеспечивают непосредственно при его монтаже в машину. Гайку ступицы затягивают, пока наружное кольцо не будет вращаться с заданным моментом вращения. Надежность и добротность этой схемы способствуют ее широкому применению в отечественных и зарубежных автомобилях. Желая уменьшить объем эксплуатационного обслуживания узлов автомобиля, производители все чаще отдают предпочтение двухряднымРис. 5. Конический роликоподшипник с приставным бортом (указан стрелкой).Таблица 2 Применяемость двухрядньк закрытых конических роликоподшипников в колесах зарубежных автомобилейОбозначение Размеры, мм Фирмы, применяющие подшипники Рено Ситроен Пежо ФИАТ СЕАТ-Фольксваген Исудзу Хонда Рено Рено ФИАТ Лянча СЕАТ-Фольксваген Шкода Ровер Ауди Мазда Фольксваген Мерседес-Бенц Форд Порше Модели автомобилейdJRM2525D 5260,03В 37 37 37 37 35 3725 30 34 35 35 35RS Супер, R9, R11.R19, Клио Виза GTI, Виза-дизель 205,306,309 127,133, Ритмо Ивиса, Малага Имарк Сивик, CRX1300 Клио Супер 5, R9, R11.R19 Крома, Регата, Ритмо. Фьорино Дельта, Призма Малага, Ивиса, Рондо, 127,133 Фаворит Маэстро, Метро, Монтего 80,90.100 628,929 Гольф, Синхро, Джетта, Пассат, Вариант 200Т, 230ТЕ, 250D, 250TD,300ТЕ,300TD Транзит 959JRV3049 JRM3534 JRM3535 JRM3535 JRM3935A64 64 65 68JRM3938A JRM393938,139 4968 68 8437 37 43JXC25469 JRM4949Рис. 6. Узел колеса "Волво" (подшипник с приставным бортом). йоимийлами 2/96 17 подшипникам, которые не требуют обслуживания. Осевой зазор в таких подшипниках подобран и установлен заранее, в них заложено необходимое, строго дозированное количество смазки и смонтированы уплотнения. Монтаж подшипника заключается в установке его на ось ступицы ив поворотный кулак с последующим затягиванием гайки (рис. 4). Сначала были созданы двухрядные шариковые подшипники. Их применение оказалось оправданным как для приводных, так и для неприводных ко ­ лес. В отечественных легковых автомобилях последнего поколения конструкторы обошлись всего четырьмя ти ­ поразмерами колесных подшипников такого вида. В ступицах задних колес автомобилей ЗАЗ-1102 и ВАЗ-1111 "Ока", однако, применены однорядные конические роликоподшипники - по соображениям, прежде всего, экономического характера - они дешевле двухрядных шариковых закрытых. Повышение долговечности, н а ­ дежности и грузоподъемности подшипникового узла при сохранении преимуществ двухрядных подшипников было достигнуто разработкой двухрядных роликовых подшипников, которые способны заменить шариковые (табл. 2). По данным шведской фирмы СКФ (SKF), известного производителя подшипников, статическая и динамическая грузоподъемность конических роликоподшипников при одинаковых габаритах с шариковыми в 1,7...2 раза выше. Высокие технические параметры по ­ добных отечественных подшипников (табл. 3) подтвердили стендовые идо ­ рожные испытания. Для надежной работы узла необходимо обеспечить определенные посадки колец на ступицу ив поворотный кулак при соблюдении технологии сборки. Наиболее употребительной посадкой при установке на ступицу под-Таблица 3 Конические двухрядные роликоподшипники для колес отечественных автомобилейОбозначение и размеры подшипника, мм Модели автомобилей Пеоедние колеса Задние колесаd.DВВАЗ-1111 "Ока"6У-537906С1730 I 60 34 I 6437 | 72I 37 I 3737 ГАЗ-3105 ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102 АЗЛК-2141ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 АЗЛК-21416У-537907С176У-537908С17—6У-537909С17498443ность и надежность. Основной вывод исследователя: существующие допуски на отклонения геометрической формы рабочих поверхностей колец и роликов обеспечивают почти максимальную долговечность подшипников. Ужесточение требований не дает существенного ее увеличения, так как после монтажа колец в гнезда кулаков и ступиц с натягами, а также в результате технологических погрешностей сборки начальные значения местных отклонений диаметра дорожек качения и углов ко ­ нусов изменяются ив несколько раз превышают допустимые при изготовлении на подшипниковом заводе. При установке подшипников ре ­ монтникам рекомендуется: промыть керосином и протереть насухо чистыми салфетками посадочные места на ступице ив корпусе поворотного кулака; устранить забоины, вмятины, механические повреждения, следы коррозии; тщательно проверить микрометром галтели (радиусы сопря ­ жения) и упорные заплечики вала и корпуса, а также размеры посадочных поверхностей у ступицы, а нутромером или штихмассом - отверстие корпуса ; п осадочные места смазать консистентной смазкой. Монтаж вести с помощью специальных приспособлений - монтажных труб (изготовленных из мягкого ме ­ талла), ручного пресса или молотка. При затяжке конических роликоподшипников колесо автомобиля следует вращать, чтобы ролики подшипника установить в рабочее положение. Если это не выполнить, трудно обеспечить предварительный натяг подшипника. Хотя он и увеличивает трение в подшипниках, однако под действием эксплуатационной нагрузки его влияние на трение незначительно. По мере износа роликов и дорожек качения натяг будет уменьшаться, а со временем появится и осевой зазор. Если же колесо при монтаже не вращать, то у затянутого подшипника с началом работы появляетсяшипника внутреннего кольца является посадка Кб, а при установке наружного кольца в корпус - Р7. Так, для автомобиля АЗЛК-2141 предельные значения натягов при посадке внутреннего кольца на ступицу таковы: мин. - 2, макс. 23 мкм; при посадке наружного кольца в корпус поворотного кулака: мин. - 10, макс. - 51 мкм. Шероховатость посадочных мест не должна превышать 0,63 мкм, чтобы в процессе посадки и во время эксплуатации под нагрузкой смятие и срез микронеровностей были незначительными. Если натяг при по ­ садке меньше необходимого, кольцо может проворачиваться, вызывая ин ­ тенсивно возрастающий износ посадочных поверхностей и выход узла из строя. Если же натяг слишком велик, а тем более искажена форма посадочных мест (овальность, конусность), нарушится первоначальная геометрическая форма колец. Этот дефект вызовет вибрацию подшипника, повышенный его износ. Неперпендикулярность торцов и несоосность посадочных мест могут создать недопустимый угол перекоса колец. Несколько лет назад сотрудник ВНИИ подшипниковой промышленности А. Зарецкий определил влияние точности изготовления посадочных мест под подшипники на их долговечТаблица 4 Пары дюймовых конических роликоподшипников, применяемые в передних и задних колесах зарубежных автомобилейРоссия Аналог SKF Обозначение и размеры подшипника, мм Фирмы, применяющие подшипникиd7703А 2007406А1 7703А 7006А 7804У LM 11749/ LM 11710 K-L 44649/ K-L44610 LM 11749/ LM 11710 K-L 45449/ K-L 45410 K-LM 11949/ K-LM 11910 K-LM 67048/ K-LM 67010DВАльфа-Ромео, БМВ. Ауди, Тальбо, Опель, Фольксваген, Триумф, Мазда, Мицубиси, Тойота, Волво, Форд17,462 39,878 13,843 26,988 50,292 14,224 17,462 39,878 13,843БМВ, Альфа-Ромео, Ауди, Опель, Тойота, Волво, Форд2919,05 31,7550,292 14,224 45,237 15,494 59,131 15,875 БМВ, Бедфорд, Дэймлер, МерседесБенц, Опель, Воксхолл, Мицубиси, Морган, Лейланд, Тальбо, Порше, Тойота, ФИАТ, МаздаРис. 7. Узел колеса с двумя коническими подшипниками. Стрелкой указан заплечик. 18 йоимийлами 2/967906А1