88
89
СпортВ нынешнем году чемпионат мира по ралли на полноприводных автомобилях начался со шведского ралли. Но на старте не оказалось одного из главных лидеров мировых первенств последних лет - команды "Тойота Тим Юроп". Не будет ее и на последующих этапах. Почему? "Самое трудное в нашем деле - найти добросовестного, надежного, безупречно честного партнера, с которым можно быломира по ралли, шведа ждал жестокий удар судьбы - технические комиссары обнаружили на двух машинах его "конюшни" - Дидье Ориоля и Юхи Канккунена - грубейшее нарушение правил. Турбокомпрессоры "селик" были так хитро "усовершенствованы", что мощность машин, по оценке экспертов ФИА, увеличивалась аж на четверть. Напомню, что все автомобили с турбомоторами, участвующие в чемпионате мира по ралли, должны оснащаться специальнойБлестяще выступив на заключительном этапе чемпионата у себя дома, Колин МакРей стал в 27 лет первым британским чемпионом мира по ралли.*ОФООЯ.<ЧЬбезнаказанности и подтолкнула Андерссона на нарушение спортивного закона. Но, как говорят французы, что знают двое - знают все. И не умаляя способностей "пинкертонов" ФИА, вполне реально предположить, что в данном случае кто-то из людей 'Тойоты" однажды либо случайно проговорился, либо намеренно "сдал" коллег-плутишек. Ах, Уве, как важно найти безупречно честного партнера! Как бы там ни было, дело сделано. Еще в Испании Ориоля лишили добытого им четвертого места. Наказали бы и Канккунена, но он не добрался до финиша. Однако санкции эти показались руководителям ФИА недостаточными - кому приятно, когда мошенники выставляют тебя дураком. И решение о наказании 'Тойоты" передали во Всемирный со-\*шгее/i or imamаРЯ ЛПЛ*В минувшем сезоне честь "Форда", в отличие от предыдущих лет, защищала полузаводская команда RAS, что, очевидно, и скаJ залось на результатах в зачете марок. шайбой диаметром 34 мм на впуске, которая ограничивает порцию поступающего в цилиндры воздуха, а значит, и снижает мощность мотора. Эта шайба стояла и на "тойотах", но оказалось еще одно хитроумно спрятанное всасывающее отверстие. Причем инженеры команды так законспирировали необычное приспособление, что это дало повод президенту ФИА Максу Мосли заявить: "За тридцать лет в автоспорте мне не доводилось сталкиваться со столь изощренным обманом". Может статься, именно убежденность вбы мошенничать без всякой опаски". Думаю, если шеф раллийной команды 'Тойота Тим Юроп" Уве Андерссон читал рассказ О Генри "Поросячья этика", то эти слова главного персонажа вполне могли прийти ему на ум в конце минувшего года в Испании. Там, на предпоследнем этапе чемпионата 88 ЗА РУЛЕМ 2/96 вет Международной федерации. Трудно припомнить другой случай, когда чрезвычайный совет собирался бы столь оперативно почти в полном составе. Вердикт высокого суда поверг в шок не только Уве Андерссона и его людей, но весь раллийный мир. У команды "Тойота Тим Юроп" и ее гонщиков отняли все набранные ими за сезон очки, а "конюшню" седовласого шведа еще и дисквалифицировали на год вперед. Никогда прежде в автоспорте не применяли столь суровых санкций. Причину беспримерной строгости ФИА пресс-секретарь Мосли итальянец Франческо Лонганези объяснил так: "Умышленный обман требует примерного наказания. Было бы слишком просто, если бы 'Тойота" отделалась штрафом. Это означало бы, что за деньги можно купить даже право на мошенничество". Позиция, казалось бы, неуязвимая ив высшей степени справедливая. Но вот что любопытно. Никто из соперников Тойоты" не счел возможным упрекнуть за обман команду-конкурента. А пилот "Субару" Карлос Сайнс даже позволил себе резкие высказывания в адрес ФИА: "Если санкции не будут смягчены, то, может, стоит отделить ралли от Международной федерации? Действия этих людей из ФИА надо остановить!" Не в том ли дело, что не только Тойота" не в ладах со спортивным законом? Многие руководители "конюшен" сетовали на то, что регламент чемпионата мира чересчур сильно спеленал техническую инициативу инженеров. Чего стоит, например, ограничение мощности машин до 300 л. с. Сами специалисты считают, что ныне в такие рамки не укладывается ни один автомобиль лидеров. Но ФИА смотрит на это сквозь пальцы.Решение Всемирного совета ФИА во главе с президентом Максом Мосли (справа) лишило Юху Канккунена возможности побороться за свой пятый титул чемпиона мира.водных турбоавтомобилях. Они, мол, стали настолько быстрыми, что соревнования на них чрезвычайно опасны. При этом, правда, почему-то не вспоминают, что за десять лет проведения чемпионата мира на таких автомобилях не было ни одной тяжелой аварии с участием ведущих гонщиков. Какую же альтернативу предлагает ФИА? По решению ее руководства дальнейшее существование ралли как спортивной дисциплины могут обеспечить лишь машины "умеренных достоинств", близкие к тем, что можно купить в обычном магазине. И на свет появилась так называемая формула 2 - автомобили с приводом на одну ось и "атмосферным" двухлитровым мотором. Поначалу было даже решено запретить "турбомонстры" с 1998 года. Однако намерение ФИА столкнулось с резким протестом всех ведущих команд чемпионата. - Зрелище могут обеспечить только автомобили, превосходящие по своим техническим параметрам те, на которых приехали болельщики, - заявил знакомый нам Уве Андерссон. - "Мицубиси" придает большое значение тесной связи между высоким уровнем технических решений, заключенных в раллийных машинах, и их применением на серийных автомобилях. Такая связь исчезнет с введением формулы 2, - вторил ему Эндрю Коуэн, шеф команды "Мицубиси". И ФИА пошла на попятный. Существование "полноприводного" чемпионата было продлено до 2000 года, но при этом ужес прошлого сезона статус мирового первенства получили и состязания формулы 2. Они, правда, оказались в тени главного чемпионата - автомобильные фирмы предпочитают действовать на этом фронте через своих Дилеров. Но это не смущает федерацию. Напротив, скромное положение ралли в иерархии автоспорта, похоже, устраивает ее руководство. Ведь на бледном фоне еще ярче засияет звезда "королевы" - формулы 1, столь любимой Максом Мосли и его другом Берни Экклстоуном. Подобный ход событий вполне вписывается в логику действий Международной федерации, уже прикрывшей два других чемпионата мира - по кольцевым гонкам на легковых и на спортивных автомобилях. А тут такой "подарок" со стороны одного из главных оппонентов! Как им было не воспользоваться, ведь после отлучения "Тойоты Тим Юроп" от сезона 1996 года в первенстве остаются лишь три команды - "Мицубиси", "Субару" и "Форд". Стоит ли ждать XXI века, чтобы решить судьбу полноприводных машин с турбонаддувом? Думаю, ответы на эти вопросы уже знают в ФИА. Станислав НЕЧАЮК, журнал " АМС - Автомотоспорт" Фото агентства DPPI ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ 1995 ГОДА Личный зачет: 1. К. Мак-Рей (Великобритания) - 90 очков; 2. К. Сайнс (Испания, оба - "Субару-Импреза") - 85; 3. К. Эрикссон (Швеция, "Мицубиси-Лансер-Эволюшн III") 48; 4. Ф. Делекур (Франция, "Форд-ЭскортRS-Косворт") - 46; 5. Т. Мякинен (Финляндия, "Мицубиси-Лансер-Эволюшн III") - 38; 6. Б. Тири (Бельгия, "Форд-Эскорт-ЯБ-Косворт") 34. Зачет марок: 1. "Субару" - 350; 2. "Мицубиси" - 307; 3. "Форд" - 223.Впрочем, иной читатель может возразить: дескать, мошенник должен быть наказан, а закон, пусть несовершенный, остается законом. Это так, но любой приговор должен все-таки соответствовать мере вины, а судьи, утверждая его, обязаны оставить в стороне любые пристрастия. Здесь же, похоже, не обошлось без "высших соображений". Вот уже два года ФИА стремится закрыть чемпионат мира по ралли на полноприШвед Кеннет Эрикссон, мог претендовать на высший титул. Однако по воле руководства команды "Мицубиси" он временно переключился на участие в Азиатско-Тихоокеанском чемпионате. Впервые в зачете марок победу праздновала команда "Субару".