95
96
Р > у лСТАВИМ ПРИЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО НА "САМАРУ"Сегодня владельцам ВАЗ2108, -2109 предлагают не ­ сколько вариантов прицепных устройств. Цена у всех примерно одинаковая - от 160 до 180 тысяч рублей. Наибольшее распространение получили конструкции, разработанные и выпускаемые подмосковными предприятиями "Трейлер" (фото 1) и ММЗ - Мытищинский машиностроительный завод (фото 2). Последнюю также делают в Брянске. Мы поставили на "девятку" и то, и другое устройство. Выскажем несколько замечаний, связанных с проведением этих работ. Начнем с мытищинского варианта. Он должен крепиться к консолям лонжеронов, к о ­ робу на задней панели ивы штамповке под запасное колесо. По нашим прикидкам - работа часа на два. Увы, мы ошиблись: установка длилась около пяти часов и потребовала при этом серьезной подгонки как устройства к автомобилю, так и автомобиля к устройству. Пришлось подрезать отрезной машинкой все пластины и места крепления к кузову (показаны на фото стрелками), а увесистым молотком поправить практически все его элементы - трубу и боковые пластины. Места правки указаны красными стрелками. Не удалось нам сразу закрепить устройство - крепежные детали пришлось тоже дорабатывать. Монтаж "трейлерского" приспособления занял всего полтора часа. Подгонять и править нам ничего не понадобилось. В этом одно из его преимуществ. Другое - меньший вес при такой же прочности. Еще один плюс мы обнаружили, когда полностью смонтировали устройство, его шар находился чуть дальше от бампера, чем у мытищинского. Это важно, поскольку у некоторых прицепов замковое устройство достаточно велико и может не поместиться в этом промежутке. И последнее: шар у прицепного устройства ММЗ приворачивается к балке двумя мощными болтами, у"Трейлера" он вварен в трубу. Можно спорить, что лучше: у одного и другого способа крепления свои плюсы. Нам же кажется, что вварной вариант для российских условий всетаки предпочтительней - злоумышленники его не отвернут и не унесут с собой. Итак, приступим к монтажу "трейлерского" устройства. Для работы необходимы, кроме обычного инструмента, дрель - механическая или электро, рулетка, мел или карандаш. Работы'лучше проводить на яме или подъемнике, но можно и на полу, если поставить машину на козелки. Головкой "на 17' отворачиваем два болта (справа и слева), крепящих бампер к кронштейнам задней панели (фото 3). Металлической щеткой очищаем гайки и шпильки, крепящие бампер к подкрылкам в колесной нише. Смазываем их проникающей жидкостью ("Унисма", ЗВВС, WD40). Ключом "на 10" отворачиваем по две гайки с каждой стороны (фото 4). Руками аккуратно, чтобы не повредить резьбу на шпильках, оттягиваем бампер на себя и выводим шпильки из отверстий подкрылков (фото 5). Снимаем бампер с машины. Закрепив ленту рулетки на кронштейнах бампера, отмечаем среднюю линию на задней панели (фото 6), чтобы правильно сориентировать устройство на автомобиле: шар и труба (балка) должны быть расположены строго по оси машины. Приставляем прицепное устройство и размечаем места будущих (крайних) отверстий крепления (фото 7). Керном намечаем места для сверления. В багажнике прикладываем пластину-усилитель и по бугаркам от кернения определяем, насколько точно они совпадают с отверстиями пластины, которая должна опираться на короб и плотно прилегать к панели (фото 8 повернуто, место прилегания указано стрелками). Если не требуется корректировка, сверлим два отверстия (в крайних точках) диаметром 10,5-11 мм (фото 9). Закрепляем прицепное устройство двумя болтами (фото 10) вместе с усилителем. Используя в качестве кондуктора прицепное устройство, сверлим следующие два отверстия того же диаметра (на фото 10 указаны стрелками) и еще четыре снизу, прижимая балку к днищу кузова (фото 11). Закрепляем прилагаемыми болтами устройство к кузову. Обязательно смазываем их защитным составом - "Мовилем" или, на худой конец, "Литолом" (фото 12). Обрабатываем этим же препаратом места соприкосновения устройства с кузовом как внутри, так и снаружи. Протягиваем провода через сливное отверстие, в нише под запасное колесо. Оно закрыто резиновой пробкой (на фото 8 указана стрелкой). Прокладываем и подсоединяем проводку согласно схеме и закрепляем розетку на прицепном устройстве. Ставим бампер на место. Заделываем герметиком отверстие в кузове, где проходит провод.