24
25
ГЛАВНОЕ-ВЫЖИТЬТакова суть программы предприятия, названной "План выживания". Он висит на видном месте - там, где каждое утро директор проводит совещание за большим круглым столом, и содержит четырнадцать пунктов. На первый взгляд, все эти пункты - дань прошлому времени, но их реализация, тем не менее, возможность выжить и зарабатывать. Есть там, к примеру, такой. "Каждый работник УЗАМа - работник сбыта и маркетинга". Сумел найти покупателя - получи свой процент. Что ж, нынче важно не только и даже не столько произвести, сколько продать. УЗАМ создал "Торговый дом "Уфимские моторы". Есть у него уже представительства в Москве, С.-Петербурге, в других крупных городах России. На заводе выпускают не только моторы и запасные части, но и другие изделия - к примеру, магниевые колесные диски и разные полезные в хозяйстве вещи. Таким образом тоже зарабатывают деньги.РОВНО ЧЕРЕЗ ГОДНа Уфимском заводе начат выпускВо втором номере журнала за прошлый год наши корреспонденты Вячеслав СУББОТИН и Антон ЧУЙКИН поделились своими впечатлениями от посещения УЗАМа - Уфимского завода автомобильных моторов, где делают двигатели для "москвичей". И вот год спустя они снова в Уфе. Говорят, обещанного три года ждут. Признаться, мы так и думали, знакомясь тогда с планами уфимцев. Разве можно было поверить, что на заводе появится вся гамма моторов - причем даже не в образцах, а в виде серийной продукции, - представленная год назад только в таблице (ЗР, 1995, № 2), то есть на бумаге. И это тем более удивительно, что ситуация на предприятии, мягко говоря, не из лучших. Судите сами, за 1995 год выпущено 70 тысяч моторов при расчетной мощности 450 тысяч. Уфимцы готовы были сделать и больше, но для кого? Ведь его основные потребители - АЗЛК и "Ижмаш" - в 1995-м больше стояли, нежели работали. Мало того, даже за полученные моторы они еще полностью не рассчитались. К примеру, АЗЛК задолжал УЗАМу, на момент нашего приезда в Уфу, ни много ни мало 22 млрд. рублей! Как расплачиваться с поставщиками, чем платить зарплату рабочим? Москве и Ижевске, один из которых был минавтопромовский, а другой принадлежал "оборонщикам". Разноподчиненность имела негативные последствия - технические и экономические. Конструкторы-двигателисты, испытатели, доводчики жили в Москве, а технологи и производственники - в Уфе. Первые предлагали новые модели, модернизированные варианты, вторые успешно их отвергали. В Ижевске же, где автозавод всегда был пасынком "Ижмаша", двигателистов-проектировщиков вовсе нет, все конструкторы, испытатели и технологи только автомобильного профиля. Так продолжалось без малого тридцать лет. В итоге АЗЛК - владелец чертежей, разработчик двигателей - их не производит. Ижевск - мало что без своих моторов, но и без конструкторов. Уфа с моторами, но до последнего времени вообще без службы проектирования. К этому надо добавить общую экономическую ситуацию, больно ударившую по оборонным отраслям, что не могло не сказаться пагубно на Уфимском и Ижевском заводах. Как же обстоят дела теперь? АЗЛК уже шестой год пытается вдохнуть жизнь в собственное моторное производство. Пока безуспешно. Все больше делается попыток закрыть огромным капотом "сорок первого" моторы иномарок - дизель от "Форда", бензиновый от "Рено" из Аргентины. Результаты этих новаций пока не видны. Ижевцы упорно борются за свою "Орбиту" ИЖ-2126 и вообще за выживание. Там пока не до моторов. А уфимцы - третья сторона "союза" - оказались, можно сказать, у пропасти и вынуждены искать выход самостоятельно, не особенно надеясь на своих партнеров. В том же ключе еще один пункт стратегического плана выживания - толлинг - работа на "давальческом" сырье: завод получает от заказчика заготовки (или сырье), делает готовые детали и отдает ему часть, а другую оставляет себе для реализации. Но, конечно же, главным для УЗАМа были и остаются двигатели, а в последнее время освоение новых модификаций и моделей. И здесь уфимцы, без преувеличений, многого достигли. Созданная собственная конструкторская служба совместно с разработчиками моторов АЗЛК подготовила несколько проектов для серийного производства.НА КОНВЕЙЕРЕВ начале 1995 года двигатель 3317 объемом 1700 см 3 (ЗР, 1994, № 10; 1995, № 2) полностью вытеснил с конвейера долгожителя - полуторалитровый мотор "Москвич-412" и его модификацию 331.10. О том, как проявил себя мотор 1700 на редакционном АЗЛК-2141, мы уже писали (ЗР, 1995, № 10). За год он прошел с автомобилем около 50 тысяч километров и зарекомендовал себя с лучшей стороны. О нем мы расскажем не в этом, как было обещано в анонсе ЗР № 1, а уже в следующем номере журнала, представив более обстоятельно итоги эксплуатации. Дело в том, что двигатель мы вернули на завод, где он прошел стендовые испытания, после чего был разобран для лабораторного анализа деталей. Новое сердце "Москвича" бесспорно оживило интерес покупателей к этой машине. Ныне по нитке конвейера наравне с 1700 уже идут моторы 1800 см 3с обозначениями 3313 и 3318. Первый - дефорсированный (степень"СОЮЗ" ТРЕХУсугубляет положение всех трех заводов их весьма странные для нашего времени взаимоотношения. Когда-то Уфимский моторный (Министерства авиационной промышленности) обязали освоить производство нового двигателя "Москвич-412" для двух заводов - в 24 ЗА РУЛЕМ 2/96 сжатия 7,2) для "сорок первого", рассчитан на бензин А-76. Максимальная мощность - 80 л. с. (при 5300 об/мин), крутящий момент - 13,5 кгс-м (при 3400 об/мин). Второй, со степенью сжатия 8,5, работает на бензине АИ-91. Мощность - 90 л. с. (при 5000 об/мин), крутящий момент-14,2 кгс-м (при 3500 об/мин). "Разжатый" мотор немного слабее форсированного, но у него в России неоспоримое преимущество - доступное низкооктановое топливо. Кстати, такие машины работают уже в московском такси, и, по первым отзывам, их моторы ведут себя достойно. Для ижевцев в Уфе делают двигатели объемом 1600 см 3 . Конструкторы УЗАМа считают эту модификацию наиболее удачной. В самом деле, максимальную мощность - 80 л. с. мотор развивает при 5500 об/мин, а крутящий момент 12,2 кгс-м - уже при 3400 об/мин (см. рис.) Все двигатели ныне комплектуют как обычной классической системой зажигания, так и микропроцессорной - по жела-стью "вверху". И те и другие уже есть в продаже. Внешнее отличие таких двигателей - наклейка на крышке головки блока. Несколько лет уфимцы (вместе с московским авиационным предприятием "ЭГА") заняты системой распределенного впрыска. Работы близки к завершению. По дорогам уже поехали первые автомобили с двигателем 1600 см3, оснащенные многоточечным инжектором. Эта система, как иу вазовцев (ЗР, 1995, № 10), решает много задач, в первую очередь экологических. Ведь не за горами тот день, когда и мы вынуждены будем перейти на более жесткие нормы токсичности отработавших газов. УЗАМ к этому готовится. Да что там впрыск! На заводе уже подумывают над дизельным мотором.ГВОЗДЬ СЕЗОНАИ наконец, последняя модификация УЗАМа в прошедшем году - мотор 3320 рабочим объемом 2000 см3. За ним-то, собственно, мы и от-РОВНО 2000рухлитрового двигателяВнешние скоростные характеристики двигателей УЗАМNe, кВт 70 65 60 55MKDН и 150140 130140 120/Умкр50 457х\Л-Д Ne .120 "10 1С0 9е г кВ 370 360 35040 35 30 35 330 320 30\//ют не на конвейере, а в опытно-промышленном производстве службы главного конструктора. И пока только в запчасти для настоящих ценителей мощности. Тому есть несколько причин. Оба автозавода - АЗЛК и ИЖ - пока не могут принять такой мотор для комплектации машин, поскольку отдельные узлы их трансмиссии будут работать на пределе своих возможностей, передавая максимальный крутящий момент. Прежде всего это касается сцепления. Нажимной диск под действием диафрагменной пружины должен прижимать с определенным усилием ведомый диск к маховику. Для сцепления "сорок первого" характерен большой разброс величины этого усилия. Если на автомобиле стоит корзина с самой слабой из допустимых пружин, а передаваемый крутящий момент достиг 16 кгс-м, возникнет пробуксовка сцепления. Правда, в обычной эксплуатации использовать такой режим - максимальный момент в течение длительного времени-случается очень редко. Сцепление "сорок первого" вообще его слабое место. Оно ис обычным "412-м" мотором работает, как показывает опыт, всего около 30 тысяч километров. А раз так, то много не потеряем, коли поставим двухлитровый двигатель в наш "Москвич", - решили мы. Тем более, если одновременно заменим ведомый диск сцепления на другой - от ВАЗ2121, у которого мощнее демпферные пружины и больше рабочая площадь накладок. Для этого достаточно сточить его шлицевую ступицу до размеров "москвичовской". Другой способ продлить жизнь сцепления - применить главную передачу с большим передаточным числом, к примеру, 4,22 или 4,3 (вместо штатной 4,1). Такие редукторные пары можно купить на автомобильных рынках. С ними сокращается время буксования сцепления при троганье. Пока у нас проблем не возникает, пары мы не меняем.ТРОГАЕМСЯ В ПУТЬУже первые сотни метров просто изумили. Такого приятного ощущения от ускорения мы не испытывали даже на спортивных машинах. Ведь там оно было закономерным, а здесь - неожиданным: ну не может "сорок первый" так ускоряться и быстро ехать, обгонять "самары" и иномарки, буксовать на сухом асфальте. Быстро осознаешь, что за рулем этой новой старой машины приходится меньше суетиться и дергаться, реже переключать передачи. На пятую можно переходить уже на скорости 70 км/ч - мотор "не проваливается" и не "взбрыкивает", а плавно и достаточно быстро набирает обороты. Много еще других положительных качеств находишь в обновленном "Москвиче", но об этом и его поведении в эксплуатации расскажем позже - в одном из ближайших номеров журнала. Желающим же оснастить свой "Москвич" новым мотором можем сообщить, что любой из них, включая двухлитровый, вам предложат на заводе в Уфе. З РУЛЕМ 2/96 А 25340//Зе S ^ ~ - ^ ^/330 320 310 300 29015 10 51000 15002000 25003000 35004000 450050006000 5500 п. Об/мин) 15002000 25003000 3500400О 450050006000 5500 п. об'м—1800 см 3 (3313), дефорсированный со степенью сжатия 7,2 (бензин А-76) 1800 см 3 (3318), бензин АИ-91 Ne - эффективная мощность, Мкр - крутящий момент, де - удельный расход топлива.2000 см 3 (3320) 1600 см 3 (102)нию заказчика. И не важно, этот заказчик - АЗЛК или рядовой автолюбитель. Отметим, что в качестве запасных частей завод теперь отправляет партии моторов ис нестандартными распределительными валами фирмы "Мастер-мотор", о которых мы уже сообщали (ЗР, 1995, № 4). Благодаря этим валам улучшаются параметры двигателя на тех или иных режимах - кому какой по душе. Одному нужен мотор, который "хорошо тянет внизу" (на низких оборотах), другому - с большей мощно-правились в Уфу, чтобы поставить в редакционную машину и самим оценить его качества. Характеристики двигателя впечатляющие: максимальные мощность - 100 л. с. (при 5000 об/мин), а крутящий момент-16 кгс-м (при 3400 об/мин). Для сравнения у ВАЗ-2106 (двигатель 1600 см3) - 75,5 л. с. (5400 об/мин), 11,8 кгс-м (3000 об/мин); у ГАЗ-31029 "Волги" (двигатель 2,4 л) - 100 л. с. (4500 об/мин), 18,6 кгс-м (2600 об/мин). У мотора 3320 диаметр поршня - 88 мм, ход - 85 мм. Такие двигатели ныне собира