106
107
вЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ САЛЬНИКОВВ предыдущем номере был опубликован обзор подшипников, применяемых в автомобилях, который подготовил Антон УТКИН. Сегодня, продолжая тему взаимозаменяемости унифицированных изделий, он рассказывает о сальниках.Своими© оимишламиСальник - устаревшее название, сохранившееся с тех времен, когда место соединения вращающихся ва ­ лов с корпусом уплотнялось пень ­ кой, войлоком, фетром и т. п., с ма ­ з анными салом. Ныне эти детали официально именуют так: "Манжеты резиновые, армированные для ва ­ лов". Именно этот конкретный вид формованных резинотехнических изделий включен в обзор. Сальники, в отличие от подшипников, являются не стандартизованными, а нормализованными изделиями, то есть унифицированными для отрасли. Они изготовляются на спе ­ циализированных предприятиях заводах резинотехнических изделий (РТИ). Заказчиком и иногда разработчиком вьТступает конкретный ма ­ шиностроительный завод. Проектируя новую машину, м е ­ ханизм, узел, конструктор подбирает по каталогу отрасли наиболее подходящий сальник. И поскольку агрегаты одного и того же назначен ия , р ассчитанные на примерно одинаковые нагрузки, имеют одни и те же типоразмерыподшипников , то совпадают и диаметры валов, и посадочных гнезд для них, и, соответственно, сальники. На заводах РТИ применяют в основном два ви ­ да обозначений. 1. Манжеты резиновые, армированные для валов. Например, 1-20x37-1, где 1 - тип манжеты (количество рабочих кромок); 20 номинальный диаметр вала; 37 наружный диаметр манжеты; 1 группа резины. 2. Манжеты резиновые для валов од нокромочные из резины по ОСТ 110454-72. Например, 16x28x6, где 16 - номинальный диаметр вала; 28 - наружный диаметр; 6 - высота. Но очень часто маркировку на сальниках определяет завод - з аказ ­ чик. Обычно это номер по каталогу запасных частей в соответствии с единой семизначной системой ну ­ мерации, по которому определяется модель автомобиля (например, для12 GOHMHGA3MH 2/96МАНЖЕТЫ АРМИРОВАННЫЕРазмеры, мм Применяемость: Обозначение по каталогу запчастей Ш50-1602040 6204017 130-1110994 1102.3401027 72.01124; 6201124 Ш50-1009048 2108-1703042 МТ-804130 ИЖ-49 сб. 1-30-30 124.000.107.301 160.259200 1111-1701043 3.112-31176 2101-3401026 073.000.107.801 3302-3401022 75004122 63А-4207115 ИМЗ-8.101040-48 Ш50-1701160 864113 307600-П 469-3401069 965-2403100 400-3401069 36,5 ИЖ-56 сб. 4-27 245.1701120 2141-1701033 968-1601298 309777-П 864121 120-3509070 6206162-01 969М-2303100 2108-1701043 ИЖ-Ю сб. 1-14-11 ИЖ-Ю сб. 1-49 ИЖ-49 сб. 1-40-3 273521000917 966-2403100 124.000.192.601 2108-1005034 2101-1701043 2101-3401023 2101-2401034 245.1005034 965-1601298 412-1701033 274521008517D1625,1d8 12 1314,1h 77857777 7,5 10 987 10 67 8,5 10 10 76марка, модель машины М. "Карпаты", "Дельта" М. "Урал" ЗИЛ-4314 'Таврия" М. "Урал", "Днепр" М."Карпаты,"Дельта" ВАЗ-2108, "Ока" М. "Днепр" М. и ж - п , ИЖ-Ю М. "Восход" Лодочный мотор "Нептун" "Ока" М. "Минск" ВАЗ-2101 ...-2107,-2121 М. "Восход" "Газель" М. "Днепр" "Волга", ГАЗ-3307 М. "Урал" Мотоколяска СЗД М. "Карпаты", "Дельта" КамАЗМесто установкиРычаг сцепления Педаль и рычаг КП Ограничитель оборотов Рулевой вал Распредвал Коленвал Шток выбора передач Педаль переключения КП Коленвал, правый Коленвал, правый2622,1530 35 30 30 30 4734,815 15 16 16 17 17 1818,7Первичный вал КП Ступицы колес Рулевой вал Вал кикстартера Рулевой вал Вал кикстартера Рулевой вал Вал кикстартера Коленвал, правый и вентилятор Вторичный вал КП Угловой редуктор РУ Винт РУ Вал червяка Рулевой вал, вал сошки Ступицы колес, вал кикстартера ИЖ-П Первичный вал КП Первичный вал КП Первичный вал КП Насос гидроусилителя РУ Компрессор Ступицы колес Полуоси Ступицы колес Первичный вал КП Коленвал, промежуточный Коленвал, левый Коленвал, левый Коленвал, левый Полуось Ступицы колес Вторичный вал КП Коленвал,передний;распредвал Первичный вал КП Вал сошки Полуось заднего моста Коленвал, передний Картер сцепления Первичный вал КП Коленвал, правый40 35 37 32 32 34 35 40 3234,51919,320 20 20 20 20 21 22зилУАЗ35 23 23 24 24 24 24 24 25 25 25 25 25 25 25 26 26 27 28 2828,666,5 77 10 1113,5ЗАЗ.ЛуАЗ, "Москвич-412" М. ИЖ-П, и ж - ю Таврия" АЗЛК-2141 3A3, ЛуАЗ ЗИЛ-4314 КамАЗ ЗИЛ-4314 М. "Урал", "Днепр" ЛуАЗ М. 'Тула", "Муравей" ВАЗ-210840 42 45 46 46 38 42 45 52 52 52 62 38 4740,258 10 8 6,5 10 20 87 10 778 10 87 10 98м. иж-юМ. ИЖ-Юм. иж-пМ. ЯВА-638 3A3-968 М. "Восход" М. "Восход" ВАЗ-2108, "Ока" BA3-2101...-2107;-2121 BA3-2101...-2107;-2121 ВАЗ-2101 ...-2107; 2121 Таврия" 3A3 (агрегат 30 л. с.) "Москвич-412", ИЖ ЯВА-63842 47 43 45 45 47 50 5230 30 30 30 30 МАНЖЕТЫ АРМИРОВАННЫЕРазмеры, мм Применяемость: Обозначение по каталогу запчастей 273521008617 7204151,6204152 69-2401034 20-3401023-Б 402-1701210-04 400-2402052-05 53-3401023 7205033 6205033 31029-1701043 ИЖ-49 сб. 1-47-1 2108-2301034 21-2301035 2101-2402052-01 2121-2302052 6204157 КМЗ-8157-15204156 1102.3104035 1111-3104035 24-1701210 2101-1005034 245.1006085 2101-3103038 966-3103035 245.2303080 2141-2303034 400-2401034-05 407-1005034 309754-П 412-1005034-02 965-3104034 309827-П 20-1701210 12-2402052-Б1 402-3103035 7201025 51-1701211 3302-3103038 12-2401060-Б 51-2402067 406.1005034 53-1005034 864190 2121-3103038 965-1005033 864158 3741-3103038 МТ-801190 53А-3103046 968-1005159 968-1005033 3151-3103038 2101-1005160 245.1005160 864176 864180 408-1005160 2108-1005160 412-1005160-02D 5245,1 50,54449,25 49,25d 30 32 32 3333,4 33,4h10 8 12 10 9 9.5 10 8марка, модель машины ЯВА-638 М. "Урал", "Днепр"Место установкиВторичный вал КП Первичный вал КП Кулак шарнира переднего моста Вал сошки Удлинитель КП, внутренний Удлинитель КП, наружный Вал сошки Вилка кардана Поводок кардана и задняя ступица Первичный вал 5-ступенчатой КП Вторичный вал КП Полуоси приводов, правый левый Фланец хвостовика ГП /~\ Фланцы переднего редуктора и КП Вторичный вал КП Ступицы задние Удлинитель КП Коленвал передний (2105 - распредвал) Распредвал Ступицы передние Ступицы передние Полуоси приводов Фланцы приводов Полуось заднего моста Ступица передняя Коленвал, передний Вал сошки Коленвал, передний Ступицы задние (ЛуАЗ - все) Первичный вал КП Фланцы хвостовиков ГП и РК Фланец хвостовика ГП Ступицы передние Коленвал Вторичный вал КП Ступицы передние Полуоси и ступицы Фланец хвостовика ГП Коленвал, передний Коленвал, передний Вал сошки Ступицы передние Коленвал передний и заднийУАЗ"Волга", УАЗ "Москвич-412", ИЖ "Москвич-412", ИЖ ГАЗ-3307 М. "Урал", "Днепр" Мотоколяска СЗД "Волга", "Газель" М. ИЖ, СЗД ВАЗ-2108, "Ока" ВАЗ-2101 ...-2107;-2121 "Нива" М. "Урал", "Днепр" 'Таврия", "Ока" "Волга", "Газель" ВАЗ-2101 ...-2107;-2121 "Таврия" ВАЗ-2101...-2107 ЗАЗ-968 "Таврия" АЗЛК-2141 "Москвич-412", ИЖ Мотоколяска СЗД "Москвич-408";-2138 ЗИЛ-4314 "Москвич-412",ИЖ ЛуАЗ, ЗАЗ, СЗД ЗИЛ-43144849,434 34 35 35 3535.8 35,8 36,7Однокромочный и (справа) сальники.двухкромочный48 52 57 68 68 48 52 56 56 5557,157 9912 12 8З АЗ - 1 102 - 1 102 - 3 401027 ) , где впервые был примененданный сальник, и агрегат, на котором он установлен. Иногда на сальнике мо ­ гут быть указаны его геометрические размеры (например, 45,1x31,5x8,5), то есть вопреки всем нормам в данном случае цифра 31,5 означает не номинальный диаметр вала, а внутренний диаметр сальника в свободном состоянии. (Именно это и нужно чаще всего учитывать, если вы видите маркировку с нецелыми числами.) В некоторых случаях на сальнике вообще может сто ­ ять, скажем, пятизначный номер по какой-то внутризаводской номенклатуре. И обязательно должен быть (и почти всегда есть) фирменный знак завода РТИ (основные из них приведены в ЗР, 1992, № 12). Технические условия на "Манжеты резиновые, армированные для валов" изложены в ГОСТ 8752-79. Согласно им эти детали должны ра ­ ботать при температуре от - 3 0 до +100°С, держать давление до 0,5 атм. при скорости скольжения вала по рабочей кромке до 10 м/с. Изготовляют армированные манжеты всегда из бензомасло стойкой резины на основе синтетических каучуков СКН (бутадиеннитрильный) или СКФ ( ф торкаучук ) . Резина на основе последнего качественно выше, например, может ра ­ ботать при температурах до +200°С. Чаще всего такие сальники имеют коричневый цвет. В представленную здесь таблицу включены почти все сальники внутренним диаметром от 8 до 80 мм наиболее распространенных в нашей стране марок автомототехники. Поскольку именно внутренний диаметр определяет возможную взаимозаменяемость, сальники расположены в38 38 40 40 40 40 40 4141,2710 77 10 9 10 99 10 10 10 10 10 10 10 8 10 9,5 10 10 10 8 10 8 10 10 10 10 12 10 10 10 10 10 16 11 10 1058 60 5655,7 55,758 62 62 62 68 75 65 70 76 80 72 82 70 80 7673,1542 42 42 42 42 42 42 43 50 50 50 52 54 55 5555,3УАЗ"Волга", "Газель" "Москвич-412", ИЖ М. "Урал" ГАЗ-3307 "Газель" "Волга" ГАЗ-3307 "Волга", "Газель" (16-клапанныйдвиг.) "Волга", УАЗ, ГАЗ КамАЗ "Нива" ЗАЗ (30 л. с.) КамАЗ82 80 85 85 90 90 90 90 90 9256 56 60 60 60 64 65 65 70 70 70 76 80 82Ступицы колес Коленвал Ступица передняя Ступица задняя Коленвал, задний Коленвал, передний Ступицы колес Коленвал. задний Коленвал, задний Фланцы валов КП, РКиГП Коленвал, задний Коленвал, задний Коленвал, заднийУАЗМ. "Днепр" ГАЗ-3307 "Газель" ЗАЗ-968, ЛуАЗ УАЗ-469,-3151 ВАЗ-2101...-2107;-2121, "Ока" "Таврия" КамАЗ "Москвич-408",-2138 ВАЗ-2108 и 16-клапанный дв., "Волга", "Газель" "Москвич-412", ИЖ100 100 105Услов ныеобо эначени i:ГП - главн;1Я перед ача; КП - коробка передач; М. - мотоцикл, мопед; РК - раздаточная коре бка; РУ - рулевое управление . О - обратное направление врашену я вала.йоимийлами 2/9613