йоимишламиАМЕНЯЕМ СИСТЕМУ ВЫПУСКАВспомним: система выпуска со стоит из трех основных частей, которые приходится периодически заменять. Это приемная труба ("штаны"), "резонатор" и основной глушитель. В зависимости от разных обстоя тельств их заменяют одновременно или же по мере разрушения каждой части. Работа эта не очень сложная, но требует определенной последовательности действий, а также знания некоторых приемов. Дело в том, что находящиеся под кузовом узлы и детали системы сильно корродируют, подвергаясь действию грязи, воды, солей и тепла. Разъединить их основная трудность при ремонте. Поэтому перед началом работы необходимо очистить от грязи резьбу на болтах хомутов, стягивающих трубы системы. Затем, чтобы об -На верное, не найти владельца "Жигулей" (да и других наших машин), наездившего хотя бы 100 тысяч, который не занимался бы системой выпуска. Уж так она сделана, что через какое-то время приходится одно заменять, другое подваривать. Еще недавно двигатель шелестел, а сегодня ревет, как "пускач" на тракторе "Беларусь" - значит, пора заняться ремонтом. О том, как лучше его выполнить, рассказывает Рустам ГАБДУЛЛИН.легчить отворачивание гаек и болтов, нужно нанести на резьбу ка к ой - н ибудь препарат с высокой проникающей способностью. Самый распространенный у автолюбителей - тормозная жидкость, благо она под руками . Но она помогает не всегда. Более эффективны специ-/ /3 45 .90° yittfflttimit(ffliilitiiKfflfflfflttti ifflwwtffltfflfальные жидкости : аэрозольная "Унисма", ЗВВС (но они сейчас редко встречаются в продаже), а также недавно появившееся универсальное средство WD-40 и его аналоги, предлагаемые разными зарубежными фирмами (STP, AGA и др.). Начнем с замены основного глушителя. Отворачиваем гайку на хомуте, разжимаем его и пытаемся разъединить трубы. Не получается? Обстучите соединение молотком, смочите упомянутыми препаратами. Если не помогло, обмотайте место соединения мягкой тканью и пропитайте ее 70-процентной уксусной эссенцией, которую продают в бакалее. Но будьте крайне осторожны, чтобы кислота не попала на кожу, тем более в глаза! Через 10-15 минут трубы обычно удается разъединить. Операция облегчается, если из готовить несложное приспособление (рис. 1). Это два разъемных хомута, в одном из которых сквозные отверстия с резьбой и два болта. Работает приспособление так: подвижный хомут 2 свободно сидит на трубе 5, но упирается в торец трубы 1. Неподвижный хомут 3с болтами 4 закреплен на трубе 5. Вращая поочередно болты 4, вы легко, не деформируя детали, разъедините трубы 1и 5.2020ГГЦгпгю:Рис. 1. Разъединение труб с помощью приспособления (для "Жигулей"): 1 наружная труба; 2 - подвижный хомут; 3 - неподвижный хомут; 4 - болт М40x80; 5 - внутренняя труба.Итак, глушитель снят. Если по вреждения небольшие, попробуйте его отремонтировать. Бывалые автомобилисты применяют разные способы, например такой. Поврежденное место тщательно очищают от ржавчины, затем вырезают три куска стеклоткани, чтобы первый перекрывал отверстие, а каждый следующий на 1,5...2 см с каждой стороны перекрывал предыдущий. Эти заплатки надо прокалить паяльной лампой, чтобы удалить парафин из стеклоткани. Затем их пропитывают силикатным конторским клеем и поочебоимийлами 2/96 5 S131 2Рис. 2. Колпачковая гайка 1 на шпильке 2 коллектора. редно накладывают на отверстие, просушивая каждый слой. Такая за плата держится довольно долго. Можно применить специальную заплатку - клейкую ленту ( н апри мер, фирмы AGA "Custom Accessories"). Это термостойкий ма териал, позволяющий на какое-то время отремонтировать глушитель. Чтобы демонтировать "резонатор", нужно отвернуть болт крепления приемной трубы к коробке иос лабить стяжной хомут. Разъединяем "резонатор" и трубу таким же способом, как глушитель. Осталось снять приемную трубу. Для этого требуется отвернуть гай ки крепления фланца к выпускному коллектору. Надо иметь в виду, что эти гайки изготовлены из латуни, а резьбашпилекпокрыта слоем ржавчины . Нетрудно догадаться, что если при отворачивании приходится прилагать большую силу, то резьба на мягкой гайке будет без надежно испорчена. Новую же гай ку найти не таклегко . П оэтому резьбу шпильки нужно тщательно очистить и нанести какой-нибудь из названных выше препаратов. Если все же гайка оказалась поврежденной, не заменяйте ее на стальную, потому что через короткое время стальные гайка и шпилька так "срастаются", что их потом приходится срезать. А чтобы не иметь проблем в дальнейшем, лучше всего выточить из латуни колпачковую гайку, которая полностью закрывала бы резьбу шпильки (рис. 2). Итак, гайки мы отвернули, но фланец трубы никак не может сойти со шпилек - не хватает места. В ы ход есть - немного отклонить дви гатель влево (по ходу движения). Проще всего это сделать спомо щью домкрата, уперев его пятку че рез дощечку в правый брызговик, а суппорт - во впускной коллектор (см. ЗР, 1995, № 8). В некоторых случаях (когда не хватает чуть-чуть6 GOUMKGA iv.ii 2/96места) достаточно высоко поддомкратить правое переднее колесо, чтобы двигатель немного наклонился влево за счет своего веса. Монтаж новой или отремонтир ованнойсистемы не занимаетмноговремени , но и тут стоит учесть опыт бывалых. Чтобы в дальнейшем трубы легко разъединялись, при сборке про ложите между ними полоску медной фольги или фторопластовой ленты. Если хомут недостаточно плотно стягивает трубы, снимите ножовкой или напильником немного металла в стыке, как показано на рис. 3. Чтобы продлить срок службы деталей выпускной системы, нанесите на них, пока они новые, слой эпоксидного антикора или термо стойкой краски (она есть в продаже), которые защитят от коррозии. Если ослабли резиновые под вески корпуса глушителя к кузову, да так, что он чуть ли не скребет по земле , у становитерядом со штатными деталями по паре пру жин от старой раскладушки.ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗА РУЛЕМ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЭЛЕКТРОННУЮ БАЗУ ДАННЫХ "АВТОМИР"База данных "Автомир" - это ежемесячно обновляемое, надежное и удобное электронное издание, центральная тема которого - автомобиль. База данных включает в себя следующие основные разделы. Каталоги автотранспортной техники - технические и регулировочные данные по легковым, грузовым, спортивным автомобилям, мотоциклам, автобусам и другой автотранспортной технике, а также фотографии машин. Сведения о применяемых эксплуатационных материалах, электронике, колесах, шинах и т. п. Фирмы автомобильной индустрии - общая информация о фирмах: название, адрес, продукция, услуги, историческая и другая информация. Среди фирм представлены как производители, так и продавцы автомобильной продукции и сопутствующих товаров. Личности автомобильной индустрии - общая характеристика личности: дата и место рождения, семейное положение, образование, достижения в жизни, а также другие сведения и фотографии. Библиография - библиографическая информация о печатной продукции издательства "За рулем" и других издательств. Новости и история автомобилестроения - информация о текущих событиях, исторические сведения и факты, связанные с развитием автотранспортной техники, индустрии, спорта, а также другая информация, представляющая актуальный и исторический интерес. База данных "Автомир" будет распространяться по подписке и содержать все разделы информации либо выборочно по желанию заказчика. Если вам нужна достоверная информация, охватывающая широкий круг вопросов по автомобильной индустрии и удобная в работе, используйте самый совершенный инструмент, достойный вашей квалификации. Контактные телефоны: (095) 207-10-58 факс: (095) 207-16-30Рис. 3. Хомут для труб (заштрихованный участок спиливать для обеспечения зазора при затяжке).П рокладку фланца приемной трубы лучше не использовать по вторно, поскольку она уже сильно обжата и может прогореть. Что делать , если прогорела прокладка приемной трубы, а новой нет? Возьмите кусок многожильного медного провода, очистите его от изоляции, скрутите проволочки в жгут. Затем сплетите жгут кольцом так, чтобы диаметр сечения был 8...10 мм. Диаметр кольца для " ж и гулей" и "москвичей" - 40...45 мм. Остается установить его на место прокладки и затянуть гайки. Большинство этих рекомендаций пригодны для всех автомобилей.