42
43
КУЗОВ ПОД ЦВЕТ шляпкиЗапада придают очень важное значение, здесь набрал сравнительно невысокий балл -2,14. Это, возможно, связано с тем, что в Европе машина служит альтернативой поезду - на ней чаще, чем у нас, ездят на большие расстояния с солидным багажом. Цвет кузова потянул в среднем на 2.2S балла, то есть не столь важен, как форма. В то же время он явно значимее, чем цвет отделки салона (1,85 балла). "Если сравнить кузов с верхней одеждой, то отделка салона - всего лишь подкладка", - пояснила одна из опрошенных. Мощность и максимальная скорость, как следовало ожидать, стали аутсайдерами - 1,57 балла. "Гонки мне ни к чему, прокомментировала та же дама. - Достаточно, чтобы машина просто ехала и избавляла от общественного транспорта, где тебя давят и толкают". Нашлась лишь одна женщина, оценившая большую максимальную скорость как "очень важную". Почему - не смогла конкретно сказать, но благоразумно заметила: "Скорость - это как диапазон голоса: должны быть и низкие ноты, и высокие. Мало ли что?.." Что касается экологичности, оценки колебались от 0 ("не имеет значения") до 3 баллов ("очень важный фактор"). Общий средний балл оказался невысоким - 1,7. Но отрадно, что оценки молодых женщин были значительно выше - в основном от 2 до 3. Видимо, экологическое воспитание нового поколения все-таки дает плоды. В странах Старого Света широко распространено мнение, что женский автомобиль должен быть небольшим. Думаю, этот миф создали мужчины, которым приходится оплачивать покупку машин для своих жен, дочерей и любовниц: маленькая-то дешевле! Многих женщин удалось убедить, например, что в автомобиле солидных размеров трудно поворачивать руль. В этой связи стоит припомнить, как лихо вращают его наши троллейбусницы. А вообще-то полезно знать, что в больших автомобилях, как правило, есть усилитель руля, будто специально созданный для женщин. Поэтому, к примеру, "Фордом-Скорпио" управлять даже легче, чем маленькой "Фиестой". Большинство опрошенных - примерно 55% - хотели бы иметь автомобиль средних размеров ("большой ни к чему, а маленький - непрестижно"). За машину-малышку высказались лишь 33 % ("удобнее парковать, более юркая"). Эта цифра наверняка была бы ниже, если бы женщинызнали : при достаточно серьезном ДТП в большом автомобиле, вообще говоря, безопаснее... Вкусы вкусами, а все зависит от финансовых возможностей. Среди дам, управляющих "корсами", "фиестами" и т. п., немало таких, которые предпочли бы что-нибудь выше классом. Но, "по одежке протягивай ножки"... Леонид САПОЖНИКОВЖенщина выбирает автомобиль совсем не так, как мужчина. Последний обязательно попросит поднять капот и станет с умным видом разглядывать двигатель. Непременно спросит продавца о максимальной скорости. Автомобиль для большинства мужчин - это удовольствие от вождения и возможность снять стрессы быстрой, подчас рискованной ездой. Даме, в общем, безразлично, что находится под капотом - лишь бы машина ехала и не ломалась. Избитый афоризм "автомобиль - не роскошь, а средство передвижения" отражает, скорее, женский, чем мужской подход. Но это средство передвижения должно быть безопасным, красивым и удобным. Не претендуя на статистическую со42 ЗА РУЛЕМ 2/96лидность результатов, я провел маленькое исследование: опросил несколько десятков своих коллег-журналисток и деловых женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Они должны были оценить ряд потребительских качеств автомобиля по следующей шкале: 4 балла - исключительно важное качество, 3 - очень важное, 2 - важное, 1 - малозначительное, 0 - не имеющее значения. Высший средний балл - 3,86 - набрала безопасность машины. Причем набрала бы все 4, если бы не группа девушек, несколько недооценивших этот фактор в силу молодого оптимизма и отсутствия детей. Далее в узком диапазоне от 3 до 2,85 балла расположились удобство сидений, качество отопления и вентиляции салона, форма кузова и экономичность. Любопытно, что объем багажника, которому дамы ТЯЖЕЛО В УЧЕНЬЕ?О том, как прекрасная половина человечества обучается вождению, рассказывает директор учебно-спортивного клуба "Стимул Геннадий ДЬЯЧЕНКО. Женщин в автошколах стало значительно больше: половина, а то и две трети в каждой из учебных групп - они. Мужчины просто теряются среди накрашенных глазок и губ, кудряшек и запаха духов. Кто же сегодня горит желанием получить "права"? На первом месте - домохозяйки. У кого-то стали зарабатывать мужья, освободив своих любимых жен от необходимости ходить на службу. У кого-то стали состоятельными родители, предоставив чадам жить в свое удовольствие. Молодым (а, как правило, средний возраст "курсисток" лет 25-27) дамам хочется чем-то заняться, и они идут учиться вождению. Довольно много и представительниц другой категории - деловые женщины. Те, для кого автомобиль - одно изсредств зарабатывания денег. Бывает, их обучение оплачивает фирма, которой выгоднее отказаться от водителя, используя "по совместительству" шоферские навыки сотрудниц. Есть и студентки. Они видят в объявлениях о приеме на работу строчку "водит, права" и принимают решение идти на курсы, чтобы заинтересовать будущих работодателей. Отношение к учебе в автошколе у мужчин иу женщин разное. Если почти каждый представитель сильного пола, еще не сев за руль, уже мнит себя асом (как-то само собой разумеется,что все у него получится и так, а школа - формальность), то дамы откровенно трусят. Переживают, что у них ничего не получится, что экзамен они никогда не сдадут, что, управляя машиной, сделают что-то не так. Проходит несколько занятий, и выясняется: пока мужики хлопали ушами, пугливые "курсистки" их обогнали. Теорию знают гораздо лучше этих "асов". Правда, камень преткновения у наших дам - устройство автомобиля. Не дается большинству изучение техники. И еще многие просто боятся машины. Из-за неуверенности в себе - и ошибки в вождении. Наиболее характерная для женщин: с трудом осваивают задний ход. Сложнее всего научить будущую автомобилистку ставить машину задом в гараж Такое впечатление, что это какая-то особенность женской физиологии! Тут спасти могут только настойчивые тренировки. Другая характерная "болезнь": забывают о "ручнике"... Причем избавляться от всех ошибок и комплексов нужно на площадке. До тех пор, пока не появится уверенность, на улицу - ни-ни! Женщины боятся потока, и как в нем себя поведут одному Богу известно. Знаменитая "женская логика" может проявиться самым неожиданным образом. У большинства дам есть характерная особенность - тоска по сильному плечу. В приложении к вождению это выглядит так: они спокойны и управляют машиной уверенно, только когда рядом человек с водительским опытом. Тогда наши женщины чувствуют, что есть на кого положиться, от кого ожидать помощи - и едут нормально. Но стоит оказаться без помощника... Поэтому я всегда советую: учитесь ездить самостоятельно, без подсказчиков. Переживите с самого начала некоторый дискомфорт, зато потом будет лучше. Речь не о тех моментах, когда, действительно, без посторонней помощи не обойтись. Тут уж женщине нужна вся ее решительность: остановить машину "спасителя" иногда можно, только встав поперек дороги и расставив руки... Всем тем, кто еще только думает, нужны или нет "права", идти учиться или не стоит, могу дать рекомендацию. Если вы едете в качестве пассажира на машине, не смотрите бездумно по сторонам. Пользуйтесь случаем и наблюдайте за дорогой. Запоминайте маршрут, старайтесь заметить все знаки (что они означают, не стесняйтесь спрашивать у водителя, ему только приятно продемонстрировать свои знания). Следите за разметкой, за движением автомобиля. Все это очень пригодится потом, когда вы решите сесть за руль. И если даже не решите - Правила дорожного движения не мешает знать каждому. Записала Елена ВАРШАВСКАЯЗА РУЛЕМ 2/96 43