116
Безопасностькрышу пятерки и запечатала ее водителя в узенькой нише, предназначенной для ног правого пассажира. С ознавая , что вслед за этим может произойти самое страшное - пожар, водитель "пятерки" попытался выключить зажигание. Но ни руля, ни приборной панели на привычном месте не было, лишь искореженный металл крыши, прижатый к сиденью. Привыкший надеяться только на себя и находить выход из любых ситуаций, водитель нечеловеческим усилием перевернулся в своем металлическом мешке спиной вверх и надавил на искореженный металл. На его счастье, полуприцеп, двигаясь после опрокидывания по инерции, частично сполз с крыши и она поддалась. Немного, всего на два-три сантиметра, крыша отошла от подголовника сиденья. Этого хватило, чтобы перевести спинку в лежачее положение. Через образовавшуюся щель и такую же малость в правой задней дверце, изрядно помятый, но внешне вполне целехонький пленник "пятерки" выбрался на свободу. На исходе была вторая минута после первого удара в левый борт. Собравшиеся прохожие и милиционер никак не могли поверить, что после такой аварии от водителя хоть что-то осталось. Лишь заглянув через щель внутрь того, что еще несколько минут назад было автомобилем, и найдя его пустым, с трудом соглашались. Мне остается назвать имя водителя - Владимир Джанибеков. Фото, думаю, пояснений не требует. Назавтра Владимир Александрович снова сел за руль, но уже другой машины, а через четыре дня убыл в командировку. И лишь немногие из близкого окружения знали причину обширного "бланша" под правым глазом. Несведущие же многозначительно намекали на его амурное происхождение, чем изрядно веселили генерала. - А почему бы и нет? - мило улыбаясь, в тон любознательным отвечал он. К сказанному добавлю, что это был десятый "день рождения" Владимира Александровича в земных условиях, не считая официального. Но о других своих повторных "рождениях" он, возможно, еще расскажет, если когда-нибудь решится написать мемуары. Александр МИЛЬЯНЕНКОштт шВ наш стремительный век такие ситуации возникают постоянно и повсеместно - от кухонной плиты домохозяйки до трассы космического корабля, не говоря уже о трассах автомобильных. Но если специальная подготовка летчиков, а тем более космонавтов, предусматривает отработку действий в нештатных и аварийных ситуациях, то автомобилистам здесь похвастаться нечем. Тем большую ценность приобретает поучительный опыт благополучного выхода из безвыходной ситуации на дороге. Хочу рассказать о том, как специальная подготовка помогла одному из космонавтов в буквальном смысле слова выжить, но не в космосе, а на земле, причем в аварии, где любой "земной" человек неизбежно был обречен. Итак, обо всем по порядку. Красная "пятерка", управляемая нашим "долгожителем" космоса, плавно вписываясь в поворот, выезжала на главную дорогу по полосе разгона. Магистраль была пустынна, лишь сзади по одной из полос параллельным курсом на хорошей скорости шел КамАЗ с полуприцепом. Водитель "пятерки", пропуская транспорт в основном направлении, сбавил скорость.68 ЗА РУЛЕМ 3/96Внезапно с противоположной стороны дороги наперерез КамАЗу выскочил человек, как потом оказалось, пьяный. Тормозить водителю тягача было уже поздно - он резко вывернул руль вправо, как раз в сторону красной "пятерки". Водитель "Жигулей" держал ситуацию под контролем. Пытаясь выйти из-под удара, он резко нажал на акселератор, но... неприемистый двигатель "пятерки" отреагировал вяло. И тогда ее водитель, осознав неизбежность удара как раз в свой борт, резким движением бросил тело на пустое правое сиденье и поджал ноги. В следующее мгновение в левый борт пришелся удар, который не оставлял никакого шанса водителю. За первым ударом последовал второй это "пятерка", отброшенная ударом на обочину, налетела на столб. И в этот момент ее водитель увидел, что многотонный полуприцеп КамАЗа при ударе занесло и он начал опрокидываться на "Жигули". Мгновенная группировка, переворот вперед, мощный бросок тела с сиденья вниз - и водитель оказался под приборной панелью. Удар сверху, скрежет металла и... темнота - это многотонная громадина полуприцепа опрокинулась на