112
113
Дороги РоссииБОЛЬШЕ ДОРОГ МЕНЬШЕ ДУРАКОВУважаемый Николай Васильевич! 1Мойка ограждений на участке федеральной трассы.Письмо Н. В. Гоголю в шести частях с вступлением__.Журнал привел Ваше крылатое выражение во вступительном слове к серии публикаций о дорогах нашей необъятной Родины. Поездки по двум областям не— -' t * Ч № 1 ' | ' ожиданностей не принесли. Но вот случайный визит в Кузбасс р* смешал мысли и планы. Представьте себе - там строят дороги. Отличные дороги!ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПЕЧАЛЬНАЯ.. ;AiШ Оот.езднаи дорога вокруг Кемерово.•:•. • ;; : " • •.:".'""'-' "" •'"•'зяйзданимают под реконструкцией? Создание ровного покрытия с заданным коэффициентом сцепления, сглаживание крутых поворотов, обустройство обочин, установку ограждений и знаков и даже... посадку зеленых насаждений для задержания снега! Статистика реконструкции такова: 1992 год-400 км, 1993 - 600, 1994 - 800 и 1995 917 км. Результаты не заставили себя ждать: за прошлый год ава-Раньше Кемеровская область мало отличалась от других. Дожившие до наших времен маниловы нередко закладывали в проекты требования выше зарубежных, однако строили дороги плохо. Почему? Во-первых, регионам навязывали план ввода новых дорог без учета местных возможностей. Стараясь не портить "отчетность", на местах упрощали проект, жертвуя качеством. Во-вторых, вечно не хватало дорожной техники, а то, что имелось, назвать таковой было стыдно (кроме лопаты). В-третьих, "Автодор" объединял в одном лице и заказчика, и подрядчика Вот и получалось - не успевали проложить одни дороги, приходило время ремонтировать другие. А теперь несколько цифр дня сегодняшнего. В России более двух тысяч колхозов не имеют дорог с твердым покрытием (даже фунтовых). В Кемеровской области грунтовок нет ив помине. В России из 37 тысяч мостов на дорогах общего пользования 12 тысяч - деревянные. В Кузбассе 300 мостов и ни одного деревянного. В России 2700 км дорог первой категории, из них 100 - в Кемеровской области (причем на всем протяжении этой дороги нет пересечений на одном уровне). Послед-няя цифра впечатляет, если знать протяженность таких дорог в других областях: наибольшая - 41 км - в Калининградской, в других по экспоненте до нуля.ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ФИНАНСОВАЯПоверите ли, Николай Васильевич, на 95 тысячах квадратных километров области для трех миллионов жителей построено более пяти тысяч километров дорог общего пользования - все с твердым покрытием, на котором у чичиковской коляски колесо ни за что не отлетело бы. Расставание с бездорожьем здесь началось в 1992 году, когда вышли постановление правительства России "Об управлении дорожным хозяйством" и закон "О дорожных фондах". Умные люди сразу оценили открывшиеся возможности. Финансирование дорог складывается из налогов в дорожный фонд, щедрости федерального дорожного фонда и областного бюджета. В налоговое озеро стекаются три ручейка: сборы с владельцев автотранспортных средств, налог на приобретение этих средств и налог на пользователей дорог - предприятия. Первые два погоды в дорожном фонде не делают. Последний установлен местными законодателями в 1994 году на сравнительно высоком уровне - 3%. От госбюджетапоступают копейки - только на сорийность снизилась в два (!) раза. держание федеральной дороги (43 Только нанесение разметки специмиллиарда). Эта дорога (Новосиально разработанной морозоусбирск-Иркутск с подъездом к Томтойчивой краской на двух тысячах ску) протяженностью 449 килокилометров дорог снизило число метров считается в области одной происшествий на 16%. из худших. За прошлый год местный дорожный фонд составил 500 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ТЕХНИЧЕСКАЯ миллиардов рублей (из них 10 За три года парк дорожных миллиардов выделено специально машин не просто обновился, а для реконструкции брошенных достал самым совершенным в Росрог). Интересно, что столько же сии. Помимо пары сотен обычных должны самому фонду. тракторов и грузовиков, в области работает 82 единицы первоклассной немецкой техники. Среди них ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ С 1993 года сделали упор ремиксеры (восстанавливают пона реконструкцию уже имеющихкрытие), асфальтоукладчики, вибся трасс и снижение аварийнорационные уплотнительные катки, сти. Очевидно, что уменьшить холодные фрезы, разметочные число ДТП в населенных пункмашины и передвижной асфальтотах можно, только построив бетонный завод. Техника принадобъездные пути. За два года лежит администрации области, а пять городов и три поселка своподрядчикам сдается в аренду. бодно вздохнули без транзитных Для ее обслуживания было создаавтомобилей. В этом году законно СП "Кузбасс-Виртген". Помимо сервиса, оно уже наладило выпуск чат объезды еще трех городов. Что кузбасские дорожники по- запасных частей. В 1993 году к до-64ЗА РУЛЕМ 3/96 рожникам пришел инженер и предложил конструкцию снегоуборочной машины на базе колесного трактора вместо прожорливых и неуклюжих "уралов". Сегодня десять таких машин готовы бороться со снежными заносами. Они очень нужны, ведь метели за одну ночь могут засыпать дороги метровым слоем снега. (В середине семидесятых ночевка в кабине грузовика в обнимку с паяльной лампой была обычным делом.) ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Как известно, даже самая совершенная техника бесполезна, если не будут работать на ней профессионалы. С тех пор как "Кемеровоавтодор" разделился на заказчика (дорожный фонд) и подрядчиков, трудиться на благо автомобилистов стало почетно и престижно. Не удивительно, что представители "Виртгена" были, без преувеличения, потрясены неизвестными им доселе возможностями собственной техники. Вы и сами, Николай Васильевич, знаете: если нашего мужика заинтересовать, то он выжмет из агрегата все и еще столько же. Всего подрядчиков - 26 (в среднем по 150 человек), в основном на базе бывших ДРСУ. Однако есть и выдающиеся коллективы. Например, один из первых в области кооперативов "Левша" купил на Украине прокатный стан для производства ограждений, соответствующих ГОСТу. А раньше исполь-вых душ , не растаскивал указатели для домашних нужд, "Левша" устанавливает их на арочные опоры. Сегодня на дорогах Кузбасса 25 тысяч знаков. Другой подрядчик - ТОО "Фицит" имеет репутацию лучшего строителя дорог. Интересна история столь любопытного названия. Начав деятельность в 1990 году с энергичного махания лопатой, ТОО пообещало местным руководителям, что отныне всякий дефицит в производстве дорожных работ исчезнет. Обещание было выполнено - отсюда и название.ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. НАУЧНАЯ"СВОБОДА НАЧИНАЕТСЯ СО СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ"ГУБЕРНАТОР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИМИХАИЛ кислюкНаш регионвцентреРоссии , поэтому дороги один из приоритетов для администрации. Среди других - связь, завершение в этом году строительства двух международных аэропортов, обеспечение теплом и - духовное возрождение Кузбасса. В 1992 году была создана администрация области и началась подготовка, а потом и реализация 20 проектов на сумму около 800 миллиардов рублей. Я - их генеральный директор и, как говорится, отвечаю головой. То, что мы делаем, назовите как угодно - прорыв, реформы, эксперимент... На самом деле это научно обоснованный подход к решению региональных проблем. У нас создан единственный в Сибири Высший экономический совет, куда входят ученые Москвы, Петербурга, Новосибирска, Томска и других научных центров, включая американский Гуверовский университет. Их дело - теория, а мы - практики, воплощаем ее в жизнь. П рограмма " Д орогиКузбасса " к омплексная : не только строительство, ремонт, но и внедрение новейших технологий и методов организации труда. Мы внимательно познакомились с мировой практикой и выбрали лучшее. В США недаром говорят, что дороги гарантия демократии. Уменьшается себестоимость перевозок, растет занятость, решаются многие экономические и социальные проблемы. А еще - своевременная медицинская помощь и, в конце концов, свобода передвижения! Сегодня у нас в области за дорожными подрядами стоят в очереди. В Кузбассе вы не встретите бабушек в оранжевых телогрейках. На дорогах работают молодые парни в удобной и красивой спецодежде . У них среднее техническое, высшее образование и высокая зарплата. Эти люди мыслят по-новому. Администрация не жалеет денег на командировки рабочих и специалистов за рубеж - затраты с лихвой оправдываются. Что касается помощи государства... На московских заседаниях я говорю, что у нас все отлично, но если поможете, будет совсем хорошо. Руководитель федерального дорожного департамента, побывав у нас, сказал: "Я понял, куда надо вкладывать деньги". В бюджете департамента не так много средств и переводить их в те области, "депрессивные" регионы, где руководство требует денег, а дорог не строит, бессмысленно. Прошедший год для меня и моей команды - счастливый. Мы выстояли. И люди видят результаты нашей работы. Хотя, к сожалению, процессы обратимы. Если пару лет не заниматься дорогами, все развалится. А хотелось бы довести дело до конца: к третьему тысячелетию стыдно прийти с плохими дорогами. Меня часто спрашивают: "Ну, как теперь быть с Гоголем?" Да очень просто: чем больше хороших дорог, тем меньше дураков. И наоборот.ЗА РУЛЕМ 3/96Изучив зарубежный опыт и позаимствовав необходимое, в Кузбассе решили дополнить его собственными технологиями и материалами, более подходящими к местным условиям. Создали Научный центр дорожных исследований с самой современной аппаратурой. Помимо разработок модификаторов, которые добавляют в асфальтовую смесь (в результате покрытие становится морозоустойчивым и долговечным, а дорожники дают ему трехлетнюю гарантию), в обязанности ученых входит контроль за работой подрядчиков. Специалисты выезжают на отстроенные участки дорог, берут пробы и выносят решение о качестве дорожного покрытия. Иногда их мнение оборачивается для халтурщиков суровым штрафом. Еще одна забота сотрудни-зовал шахтерскую крепь, оборудовав к 1995 году ограждениями 270 километров дорог. Как и везде, в Кузбассе испытывали трудности с дорожными знаками - их не хватало, а те. что были, периодически исчезали. С 1993 года кооператоры начали выпускать их на основе долговечной зарубежной пленки. А чтобы народ, мало изменившийся со времен "Мерт-ков НИИ - экологический контроль за всеми работами.** *Да, уважаемый Николай Васильевич, какой русский не любит быстрой езды! Но сколько бы ни было денег и первоклассной техники, без желания видеть дороги достойными человека никакое движение, в прямом или переносном смысле, невозможно. Дмитрий ЖЕРНОВ65