75
76
кmil iiiiiiiMiHiri жАК РАСШЕВЕЛИТЬ ПОРШЕНЬшоимиш оимишламиДисковые тормоза передних ко ­ лес выполняют львиную долю работы при торможении. Столь высокая их эффективность объясняется тем, что в суппорте размещается рабочий цилиндр гораздо большего диаметра, чем в барабанном механизме, а уси-Вы, вероятно, догадались, что речь пойдет о поршнях в рабочих цилиндрах дисковых тормозов. Эти узлы работают в исключительно тяжелых условиях, из-за чего довольно часто возникает такой дефект, как заедание поршня в цилиндре. Какими способами он устраняется, рассказывает Росс ТВЕГ.Если бы при этом вы могли исследовать возникающие в диске напряжения, то уви ­ дели бы картину со см "вращающегося (отсо ГС S (Mf'ff носительно диска) изгиба" - из-за этого не редкость поломка чугунного диска. 2 "Плавающая" скоба на автомобилях более поздних моделей (ВАЗ-2108, АЗЛК-2141 и др.) и з ­ бавляет от этой опасности, но только при условии, что она действительно "плаРис. 2. Папка приспособления (рис. 1). вает". В результате коррозии это условие Рис. 1. Приспособление для "разрабатывания" поршней в частенько нарушаеттормозных цилиндрах: 1,2- лапки; 3 - винт. ся и возникают те же проблемы. Таким образом, чтобы лие, создаваемое поршнем при одтормоза вас не подводили, ном и том же давлении жидкости, стоит хотя бы проверять пропорционально квадрату диаметра. подвижность поршней вци ­ В то же время детали тормоза при линдрах, даже если еще нет работе очень сильно нагреваются явных ненормальностей в (диск - до сотен градусов!). Вдобавок виде увода при торможе ­ на них постоянно действуют вода, нии, чрезмерного нагрева и соль, грязь, поэтому здесь быстро и т. д. О том, что подвижность интенсивно идет процесс коррозии: неодинакова, часто дают поршень "прихватывается" в цилиндзнать тормозные колодки ре, частично или полностью утрачипри нормальной работе ме ­ вая подвижность. В дисковом тормоханизма наружная и внутзе нет специальных пружин, отводяренняя (если они из одной щих колодки от диска. Их роль вы ­ партии, одного и того же полняют резиновые уплотнительные производителя) изнашиваРис. 3. Папка приспособления (рис. 1). кольца, эффективность которых стаются практически одинаконовится недостаточной, как только во. Неодинаковый износ поршень начинает "прихватывать". По со указывает на ненормальную мере развития дефекта соответствуработу тормозного меха3 1 / ющая колодка сначала быстро изнанизма. Учитывая, что здесь шивается, находясь в постоянном о есть свои тонкости, о котоконтакте с диском, потом перестает S рых мы сейчас не говорим, изнашиваться, но одновременно пресамое лучшее - восстанокращает создавать какое-либо усиSMi вить легкость хода "тугого" лие при торможении. Даже при ис20 поршня и одновременно правном цилиндре противоположной 120 < "потренировать" противопоколодки эффективность торможения ложный, чтобы они, по возснижается примерно вдвое - вы это можности, стали одинаково Рис. 4. Винт приспособления (рис. 1). хорошо ощущаете по интенсивному подвижными. уводу автомобиля в сторону.УУ/)т• • •mmtzV/T010 2 отв.2*45° 2 фаски 1СМwmm 145оС\150•(аоимиОлами 3/9617 но уметь отличить, н апри ­ мер, левый внутренний ци ­ М20 lO •влиндр от правого наружного M20-LH - по-разному расположены 1Л резьбовыеотверстия для in ю гч 3x45° см" штуцеров.) 0 44 Итак, возвращать порш ­ , . ню подвижность в цилиндре 36 ,| есть смысл , если процесс коррозии не зашел слишком далеко. Как же это делается? Самый простой и известный подход таков. Каким-то подручным средством вдвигают поршень в цилиндр, п о ­ сле чего, нажав педаль тор ­ моза, возвращают обратно. И так, пока поршень не получит Рис. 5. Лапки, используемые при работе без снятия суппорта необходимой подвижности. Порой это отнимает несколько часов, особенно если ра ­ Сильная коррозияможетна ­ ботать одному, без помощника. столько повредить рабочие поверхПоршень, который сидит вци ­ ности поршня и цилиндра, что, даже линдре не слишком туго, нередко "разработанные", достаточно под ­ удается "раскачать" гораздо быствижные, нормально работать они не рее, если вместо вышеупомянутого смогут. Резиновые уплотнительные "подручного средства" использовать кольца в контакте с поврежденной резиновую прокладку между порш ­ поверхностью поршня быстро при ­ нем и диском (ЗР, 1995, № 8). В этом ходят в негодность, возникает течь. случае "разработать" поршень вци ­ В этом случае (но только если " я з ­ линдре можно за несколько минут, вы" от коррозии неглубоки) могут помочь шлифование и полировка цилиндрической поверхности порш ­ ня, в противном случае наиболее верный ход - з аменатормозного цилиндра в сборе с поршнем. (Неопытные владельцы потрепанных "жигулей", учтите: все четыре ци ­ линдра у вас разные! Покупая, нужtn оол<4811tevРис. 9. Винт приспособления (рис. 6).Рис. 10. Направляющий палец (рис. 6).Рис. 7. Лапка приспособления (рис. 6).Рис. 6. Приспособление для "разрабатывания" поршней без винта с левой резьбой: 1,2- лапки; 3 - винт; 4 - направляющий палец.Рис. 8. Лапка приспособления (рис. 6).так как требуется лишь многократно нажать тормозную педаль. Если для этой процедуры вы ис ­ пользуете какой-нибудь жесткий ин ­ струмент, например монтажную ло ­ патку, учтите, что нельзя опираться им о край диска, иначе есть риск де ­ формации или поломки последнего. Но и при упоре вблизи центра лучше использовать до ­ полнительную прокладку из полоски стали, чтобы не на ­ делать вмятин в мягком ма ­ териале диска (чугуне). Правда, прокладка - вещь не очень удобная. Данная работа значи ­ тельно облегчится, если воспользоваться приспособлениями, показанными ниже. На рис. 1 - устройство для "раскачивания" поршней, которым пользуются при снятом суп ­ порте и вынутых тормозных колодках. Шланг тормоза не отсоединяют! Лапки 1и2 расходятся, утапливая поршни в цилиндрах, при вращении винта 3 воротком. Резьбовые части винта имеют резьбу, соответственно левую и правую. Такая же резьба в основаниях лапок. Фиксируется приспособление двумя винтами Мб по 15-20 мм. Чертежи отдельных деталей показаны на рис. 2, 3, 4. Если нужно разработать поршни без снятия суппорта, изготавливаются лапки сог ­ ласно рис. 5 (более тонкие). В приспособлении, показанном на рис. 6, нет деталей с левой резьбой. Сами детали показаны на рис. 7-10. Вам остается лишь вы ­ брать, какое лучше, и изготовить для вашей мастерской.18йоимийлами 3/96