Наше знакомствоЗачем легковому автомобилю полный привод? Со вседорожниками все ясно. Им приходится и грязь помесить, и по косогорам полазать. А вот для чего четыре ведущих колеса приземистой шоссейной машине? Считается, что "конек" таких автомобилей - отменная устойчивость и управляемость на грязном, мокром, обледенелом, заснеженном покрытии. Как говорится, в сложных дорожных условиях. Этот постулат мы и решили подтвердить или опровергнуть (если удастся). Благо, на улице зима - снега и льда на дорогах в достатке. нья 'Таланта" помягче и пошире, что понравилось водителям крупным, а у "Легаси" пожестче и поуже - оптимальный вариант для людей средней комплекции. "Субару" отличает широкий диапазон продольных регулировок сидений - ногам просторнее. Да и зазор между головой и потолком несколько больше. В целом же серьезных претензий к рабочему месту водителя нет, что характерно почти для всех "японцев" независимо от фирмы-изготовителя. Поговорили о схожем, а теперь откроем капоты полноприводников. Здесь различия существенные. Силовой агрегат "Мицубиси" - V-образная двадцатичетырехклапанная шестерка объемом 2,5 л - расположен поперек моторного отсека. Двигатель "Субару" довольно редкой сейчас схемы - четырехцилиндровый оппозитный рабочим объемом 2,2 л расположен вдоль автомобиля. Это позволяет упростить конструкцию трансмиссии. Кроме того, у оппозита небольроятность повредить масляный поддон меньше. Механизм газораспределения "Легаси" с двумя клапанами на цилиндр. Уровень форсировки ниже, чем у двигателя 'Таланта" - 58 л. с. с литра рабочего объема против 68 л.с./л. Надо отметить, что на "Легаси" устанавливают и многоклапанные оппозитные моторы с более высокими удельными характеристиками. Второе условие, необходимое для сравнительного теста автомобилей с четырьмя ведущими колесами, - водитель с большим опытом езды именно на легковых полноприводных. Сесть за руль японских автомобилей и продемонстрировать их возможности согласился один из сильнейших раллистов России, выступающий на полноприводных автомобилях, двукратный победитель трековой "Гонки звезд" на призы журнала "За рулем" Сергей Успенский. Немаловажно и то, что Сергей - руковоТЕОРИЯ, ПОДТВЕРЖДЕННАЯ ПРАКТИКОЙ Представим себе скользкую (ледяную, снежную, мокрую) дорогу, к тому же извилистую. У автомобиля с приводом на одну ось при прохождении виража достаточное сцепление с покрытием имеет только наружное по отношению к центру поворота ведущее колесо, которому приходится передавать большой крутящий момент. Другое разгружено и находится на грани проскальзывания. У полноприводной машины в аналогичной ситуации дорогу держат минимум два ведущих колеса и момент распределяется между ними, что позволяет как бы отодвинуть момент срыва в занос. Распределением крутящего момента по осям заведует вискомуфта. Это устройство ограничивает проскальзывание ведущих колес одногоДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ Чтобы оценить сильные и слабые стороны полного привода, нужно как минимум попробовать на ходу автомобиль с четырьмя ведущими колесами, а лучше не один. Сказано - сделано. На заснеженной площадке стоят два несколько похожих друг на друга "японца". Основное различие -тип кузова: "Мицубиси-Галант2500 V6-24V" - седан, а "СубаруЛегаси- 2,2" - универсал. Обе машины близки по размерам. 'Талант" очень элегантен, даже с претензией на изысканность. В облике "Легаси", как нам показалось, главенствует рационализм. Строгие линии, никаких излишеств. Во внутреннем убранстве обоих "японцев" есть определенное сходство. Разница заметна в форме отделочных элементов. Содержание же (расположение органов управления, алгоритмы работы переключателей, управление сервоприводами, приборная информация), скорее, роднит автомобили. Передние сиде14 ЗА РУЛЕМ 3Э /6"Мицубиси-Галант" попадать в "скользкие" ситуации не желает: сорвать его непросто. шая высота - значит, ниже, чем у двигателей привычной схемы, центр тяжести. Мотор поднят выше над дорогой, поэтому ведитель фирмы "У-Сервис", которая занимается продажей и обслуживанием автомобилей "Субару". Дальнейшее повествование - в основном от его лица.моста относительно другого. Стоит, допустим, передним колесам забуксовать, характеристики муфты изменяются и она начинает передавать больший момент на задние колеса, предотвращая пробуксовку передних. Наше знакомствоУстройство и принцип работы вискомуфты заслуживают отдельного разговора. К этой теме мы постараемся вернуться. Теперь рассмотрим ситуацию, когда машина уже сорвалась в движение боком. Для автомобиля со всеми ведущими вести в боковой снос всего автомобиля, а им-то (сносом) на полноприводниках можно управлять Только не выходите за пре-заметный поворот руля - и "Легаси", повинуясь команде Сергея Успенского, летит боком вперед, выкидывая снежный "шприц" из-под четырех колес. Внезапно универсал словно сам по себе перестает скользить и, уверенно зацепившись за лед, выезжает на прямую. Во время всех этих эволюции интенсивной работы рулем мы не увидели: гонщик действовал в основном педалью акселератора. Скорость, направление и угол скольжения, переход от сноса к движению по прямой он регулировал, только прибавляя или сбрасывая газ. Трюк, прямо скажем, очень эффектный, но особое впечатление произвела чистота его исполнения. Дело в том, что нечто подобное удалось изобразить самим, испытывая "Субару-Импреза" прошлой зимой. Не подумайте, сравнивать себя с Успенским мы не собираемся. Речь о самой машине. "Импреза" - автомобиль необычайно послушный, предсказуемый и безопасный. К счастью, ее старший брат "Легаси" эту добрую репутацию укрепил. делы разумного. В конце концов умные термины и приведенные далее примеры - лишь демонстрация потенциала легковых полноприводников, а не призыв реализовать его в полной мере на дорогах общего пользования. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ Зима. Под колесами ледок, покрытый тонким слоем свежего снега. Старт без пробуксовки, интенсивный разгон, едва Теперь очередь 'Таланта" демонстрировать свои возможности. Разница видна с первого взгляда. Спровоцировать занос куда труднее, но, наконец, автомобиль начинает сползать в сторону. Причем чем дальше, тем больше он поворачивается вокруг вертикальной оси. Еще одна попытка - итог тот же. Удержать "Мицубиси" сложнее: в его поведении есть сходство с заднеприводными машинами. Справедливости ради отметим, что это нюансы. В подобной ситуации настоящая "классика" вертелась бы волчком - только обороты считай. Первые впечатления полностью подтвердились на заснеженном шоссе. Талант" упорнее сопротивляется попыткам сорвать его в боковой снос, но управление им в экстремальном режиме требует больших навыков и усилий, чем "Легаси". Различия в поведении машин, учитывая очень схожую схему трансмиссии, видимо, обусловлены неодинаковыми характеристиками подвесок и развесовкой по осям. ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО Все описанное выше, как уже говорилось, - демонстрация предельных возможностей машины. Рядовой водитель так ездить, конечно, не должен - небезопасно, да и хорошие навыки требуются. Чем же порадует владельца полноприводный легковой автомобиль в повседневной жизни? Напомним, что речь идет о езде зимой. О более надежном поведении автомобиля со всеми ведущими колесами при прохождении поворотов уже сказано: чтобы вызвать снос машины, требовались преднамеренные действия. В обычной, повседневной езде к срыву машины может привести лишь грубая ошибка водителя: превышение скорости, чрезмерно резкое обращение с рулем или педалью газа. Значительно стабильней ведут себя полноприводники и при разгоне. В таком режиме они лучше держат дорогу и спровоцировать потерю управляемости можно опять-таки лишь намеренными или очень неумелыми действиями. ЗА РУЛЕМ 3/96 15колесами потеря сцепления шин с дорогой - не обязательно критическая ситуация. В данном случае вслед за заносом задней оси не последует вращение автомобиля, как на "классике", а снос передней не завершится "улетом" по прямой, как при переднем приводе. Общая стратегия действий такова: срыв одной из ведущих осей надо пере Наше знакомствоно преувеличенными. Оппозитные моторы "Субару" знамениты надежностью и живучестью. О сроке службы двигателей "Мицубиси" говорит тот факт, что на эти агрегаты для автомобилей, проданных в Европе, дается гарантия 100 000 км пробега. Служат они около пятидесяти тысяч. Обращений с дефектами трансмиссии обеих моделей почти не бывает. Нелишне, правда, напомнить, что долговечность любого автомобиля очень зависит от правильной аккуратной эксплуатации. Естественно, полноприводные машины несколько дороже своих аналогов с двумя ведущими колесами; они конструктивно сложнее, более металлоемкие. Стоит ли выкладывать лишние денежки - решение принимать будущему владель-Согласитесь, в оформлении рабочего места (вверху - "Субару", внизу - "Мицубиси") немало схожего. Теперь поговорим о торможении. Оба подопытных автомобиля были оборудованы антиблокировочной системой тормозов (АБС). Со своей задачей она справилась неплохо. Автомобили держали траекторию даже при торможении "в пол", но... Никакая самая умная электроника не способна ощутимо сократить тормозной путь, особенно на льду. Наилучшее решение проблемы - шипованная резина. Чтобы быстрее затормозить на полноприводном с АБС, как, впрочем, на любом автомобиле, нужны шипованные покрышки. "ЗА" И "ПРОТИВ" Так нужен ли полный привод легковому автомобилю? Аргументов "за" высказано достаточно. Добавим, что многиезимние свойства полноприводных машин сполна проявляются ив теплое время года. Кроме того, хотя ведущих колеса четыре, это все-таки легковые автомобили со всеми присущими им чертами: комфортабельные, динамичные и, как в данном случае, машины достаточно высокого класса - еще и престижные. Слухи о чрезмерной сложности и малой надежности полноприводных легковых автомобилей кажутся, мягко говоря, силь-А где же тут двигатель? Четырехцилиндровый оппозитный мотор "Субару" скрыт под коллекторами и навесным оборудованием."Мицубиси-Галант~~~—-^___^ Модель Параметр ' —__ 2500 V6-24V Размеры (мм) и масса (кг) Длина 4620 1730 Ширина 1405 Высота Колея 1510/1505 2635 База Снаряженная масса 1505 Полная масса 1945 Двигатель Расположение V6 и число цилиндров 2497 Рабочий объем,см3 Диаметр цилиндра 83,5 х 76,0 и ход поршня, мм Мощность, кВт/л. с. 125(170)/6000 при об/мин Крутящий момент, Н-м 216/4000 при об/мин Общие данные Масимальная скорость, 216 км/ч Время разгона с места 8,8 до 100 км/ч, с Средний расход топлива, 10,5 л/100 кмТехнические характеристики °Субару-Легаси-2,2"14670 1695 1490 1460/1455 2630 1370 1880 оппозитное, 4 2212 96,9x75 94(128)/5200 190/4400Под капотом 'Таланта" многоклапанная V-образная "шестерка". Что касается работы подвески и трансмиссии, то по данным станций сервиса "Мицубиси" и "Субару" в Москве 'Талант", пробежавший по России более 60 000 км, потребовал замены сайлент-блоков и резиновых подушек стабилизатора поперечной устойчивости. На "Легаси", пробег которого побольше - за сто тысяч, заменяли те же подушки стабилизатора. цу. Мы же постарались рассказать, что за эти деньги можно получить. Вадим КРЮЧКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ Фото Владимира Князева Редакция благодарит фирмы "У-Сервис", "АЗИЯ-АЛЬЯНС" и СП "Диамант" за предоставленные автомобили.195 9,5 9,0 Jш16ЗА РУЛЕМ 3/96