56
57
АБТ^ЛКХБ1/ГТН/>влИ "Щ. W и •НОВИЧКУ О ВЕСЕННИХ СЮРПРИЗАХНевозможно вообразить водителя, равнодушного к приходу весны. Еще бы позади самое трудноевремя : одни лишь короткие сумрачные дни ноябрядекабря со слякотью, снегопадами, морозами и оттепелями чего стоят! Но все это позади. Однако насколько безопасны весенние поездки? Разговор об этом ведет Эдуард КОНОП. ПЕРВЫЕ "ПОДСНЕЖНИКИ" Начало марта. Заметно длинней световой день, самого света больше. Солнце день ото дня выше, оно ощутимо пригревает наше северное полушарие. К тому же в воздухе меньше влаги: главный друг и недруг - в зависимости от ситуации - Атлантический океан в северной части основательно остыл и угомонился, теперь нет таких циклонов, как осенью. Разумеется, жители Сибири влиянием Атлантики мало интересуются - к ним ближе другие океаны. Но закономерности примерно такие же. Весной мы наблюдаем любопытное явление: под лучами мартовского солнца дороги самоочищаются, льда на них все меньше, даже при крепких морозах, когда он не тает. Оказывается, при низкой влажности воздуха лед высыхает, испаряется. 56 ЗА РУЛЕМ 3/96Конечно, быстрее это происходит на дорогах с интенсивным движением: нагретые шины в контакте со льдом увлажняются, многократно ускоряя испарение. Тут и там еще неделю назад вы видели наледи, а теперь высохло! Чистый, сухой асфальт так и соблазняет "притопить"... И многие, торопясь забыть о зимних стрессах, норовят перейти на летний, раскованный стиль езды - "топят" от души. Не станем учить опытного "дорожного волка". В ыскочив при скоростиза "100" на бугор и внезапно увидев длиннющий ледяной каток, он не станет рассуждать, о ткуда лед, главное - удержаться на дороге! Как? Рецептов на все случаи не существует. Но главное - действовать деликатно: никаких резких манипуляций рулем или тормозами, даже газ резко сбросить нельзя! Опыт плюс интуиция в одно мгновение позволяют выбрать наилучшее решение: проеду вон там, а приторможу вот здесь... Бывает, приходится вырулить даже на обочину хоть и неровная, она обычно не такая скользкая, как ледяное зеркало. Искусство ездить не приобретается на лекциях - бесконечные тренировки! Кто ездит мало - тот ездит плохо. В первую очередь это касается "подснежников" - формально можно иметь стаж в десятки лет и оставаться посредственным водителем, если зимой вы "не высовываетесь", а летом "тренируетесь" два раза в месяц, между домом и дачей. Если угодно, вот еще один признак хорошего и опытного водителя: общаясь с коллегами по работе, он не станет округлять глаза и рассказывать, как вчера ехал под дождем и как его занесло, и как закрутило, и как он... Вы поняли? В голове умелого водителя такие пустякин адолго не задерживаются . Было скользко? Занесло? Это естественно. И так же естественно для него совладать с машиной, а не улететь в канаву. О ДРУГИХ ОПАСНОСТЯХ От каждого не потребуешь умения грамотно и быстро ездить в любых условиях. Хотя бы потому, что частица таланта, доставшаяся Ивану, не обязательно такая же, что у Петра. Ездят все по-разному, многие - так себе. Если вы осознаете границы своих возможностей, то лучше не рисковать, коли в этом нет необходимости. А наше дело - напомнить о некоторых сезонных опасностях российских дорог. Об одной уже поговорили. Ясно: если видимость вперед чем-то ограничена (бугор, поворот, полоса тумана, снежный заряд, грузовик, который вы догоняете, и т. д.), самое разумное - снизить, пока не поздно, скорость до более безопасной. Даже если рядом друзья подначивают: "Ну, обгони же ты его, Вася!.." Вот еще банальная, но бесконечно повторяющаяся весенняя ситуация - таяние-замерзание. Мартовским днем под лучами солнца интенсивно таяло, по мокрым улицам туда-сюда ездили автомобили, носились мотоциклисты. Часам к пяти вечера подморозило, а главное - в некоторые узкие улицы солнце перестало заглядывать. И началось: только что водитель уверенно ехал по мокрому асфальту и вдруг машина стала неуправляемой, под колесами наледь! Особенно доставалось мотоциклистам. Другая ситуация. Позади первые дни апреля, в Москве давно исчезли следы снега и льда, вот-вот начнут распускаться почки... Неожиданно - массовая авария на выезде из городских кварталов, с чистых, сухих улиц в лесопарк. Несколько разбитых автомобилей, пострадавшие. Что произошло? В лесу снег тает медленней, в почве избыток влаги, поэтому шоссе днем и вечером мокрое. Ночью ударил нормальный для этих широт заморозок, а к утру образовался великолепный каток. Между прочим, эта ситуация особенно коварна для всевозможных "крутых" - иллюзия, будто высококлассная иномарка "может все", что законам физики она не подчиняется (да и кто их помнит, эти законы!), приводит к печальному результату взгляните на "экспонаты" у постов ГАИ. Весной вы можете встретиться еще с одной специфической (для нашей страны) опасностью: дворники, торопя приход лета, скалывают лед, бросают глыбы под колеса - быстрей растает! Еще в середине 60-х после нескольких несчастных случаев тогдашний Моссовет категорически запретил такую "практику". Но вскоре этот запрет, как и многое другое, был забыт время от времени льдышка, "выстреленная" из-под колеса, кому-то разбивает голову... Особенно важно это понимать владельцу грузовика - его колеса способны швыряться целыми айсбергами. Увидев на дороге ледяные обломки, старайтесь не наезжать на них. Глядишь, убережетесь от уголовного разбирательства...тровую яму, а у вас есть возможность ее обогнуть... Не пытайтесь на легковой машине одолеть такую яму - многие уже это делали до вас, разбивая шины, подвеску, двигатели. Как-никак, ремонт нынче не дешев. Словом, если дорога покрыта водой, остается только одно: ехать медленней, чем хочется, смотреть внимательно и уповать на везение. ЗАБОТА О ЧИСТОМ СТЕКЛЕ Весной особого внимания заслуживают "дворники". Они должны быть безусловно исправны. Ездить без них совершенно недопустимо... По многим наблюдениям, у нас самое "грязное" время именно весна. Осень - при прочих равных условиях - все же чище, так как еще нет снега, за зиму насыщающегося въедливой грязью. Посмотрите, какого цвета бывает снег после того, как неделю за неделей на него ложилась копоть большого промышленного города! Весной все это окажется на дорогах. Добавьте сюда все то "добро", которое скапливалось зимой на них самих, - соль, мазут, песок, навоз, кислоты и щелочи - и картина завершена. "Дворники" же обычно подводят в самый неподходящий момент и чаще всего в результате замерзания воды в омывателе. Даже солнечным и, казалось бы, теплым днем "форсунки" омывателя способны замерзнуть, если на деле температура воздуха близка к нулю градусов. Бывает и по-другому: "форсунки" работают, а вода намерзает на ветровом стекле. Поэтому любые "технические решения" насчет подогрева воды тем или иным способом вас не спасут, если ветровое стекло холодное. Отсюда еще одно пожелание: постарайтесь, чтобы к весне отопитель вашей машины остался достаточно эффективным. Решаются же все эти проблемы довольно просто: вы можете купить специальную незамерзающую жидкость для омывателя, впрочем, с этой ролью неплохо справляется обыкновенная наша водка. При слабых ночных заморозках и то, и другое можно существенно (раза в тричетыре) разбавить водой, так что дополнительные затраты невелики, а безопасность на должной высоте! ГРИМАСЫ ВЕСНЫ А такого с вами не бывало? Дороги давно очистились, апрель на носу. Раскатывают по своим делам опытные автомобилисты, присоединились к их компании многие "подснежники" (сезон торфа и навоза), то и дело появляются мотоциклисты. Дорожные службы, следуя хитрому календарю (зима наступает неожиданно, а весна - все раньше!), впали в спячку. На своей "восьмерке" вы едетена работу, солнце и голубое небо не предвещают беды, но к обеду небо становится серым - внезапно начинается снежная буря. Дорога чертовски скользкая, ведь снег-то свежий, без малейшей примеси песка. Добавим к этому, что рядом в потоке плетутся "подснежники" - картина завершена. Вполне возможно, что домой вы не доедете. Как быть? Излюбленная тактика одного из наших многоопытных "тест-пилотов" на городских улицах - не лезть в средние ряды. А из двух крайних предпочтительней правый, хотя, казалось бы, более медленный: когда впереди собирается или уже возникла "куча-мала", то, вопреки требованиям теперешних Правил непременно тормозить, иногда лучше (если, конечно, позволит обстановка) выехать на газон или тротуар. Здесь не так скользко, как на "зеркале" проезжей части. А что ПДД? Да попробовали бы те, кто их сочинил, тормозить на глянцевом льду! ВНИМАНИЕ:ДВУХКОЛЕСНИКИ! Весной рядом с нами появляются велосипедисты и мотоциклисты. Чем опасны первые? Велосипед хорошо "стоит" только на достаточно ровном, неразбитом покрытии. На неровной дороге велосипедисту тяжело, он тратит немало сил, и из-за этого снижается точность управления. Особенно опасен велосипедист, неожиданно резко объезжающий выбоину у края дороги, - вы рискуете его сбить. Но намного опасней велосипедист, выскочивший на участок льда. Тут держите ухо востро, чтобы не задавить упавшего. Мотоцикл (особенно высокого класса, современный, с хорошей подвеской исоответствующими шинами) на ходу очень устойчив. В сущности, он держит дорогу не хуже автомобиля, а по маневренности может и превосходить его. Но эти-то качества часто и оказывают медвежью услугу как самому мотоциклисту, так и окружающим, ибо могут быть начисто перечеркнуты легоньким ледком на дороге. На льду двухколесный мотоцикл всем положениям предпочитает одно лежать на боку... Зная это, едущий сзади автомобилист, если он сам когда-то ездил на мотоцикле, смотрит в оба. При подозрении, что на дороге лед, увеличивает дистанцию. Мало ли что случается! Там, где автомобилист, играючи, выводит машину из управляемого заноса или сноса, мотоциклист может неожиданно упасть. Но вот беда! Как только вы увеличите дистанцию между собой и мотоциклистом, кто-то вклинится перед вами. А этот человек, возможно, на мотоцикле никогда не ездил... Будьте внимательны вдвойне - т ут можно ждать чего угодно. Вы же не хотите оказаться хотя бы косвенным участником дорожного происшествия. ЗА РУЛЕМ 3/96 57БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ - МЕНЬШЕ ЯМ?Именно весной наши дороги приходят в такое состояние, что ямы полуметровой глубины удивляют только иностранца, впервые попавшего в нашу державу. Даже при хорошей, сухой дороге и нормальной видимости вы рискуете оставить в такой яме передний или задний мост. Спросите, как? Обычно - во время обгона, если яма раскроет вам свои объятия в момент, когда сделать уже ничего нельзя. С этой точки зрения безопаснее те дороги, от которых к весне остаются одни столбы за обочиной. Таких немало. Водители едут здесь, как в старину их деды на волах, и серьезных аварий не бывает. Куда хуже, если несколько километров дороги в порядке, затем ее пересекает страшная ямища, а дальше снова нормальная дорога... Вот здесь многие автомобили превращаются в лом. На сухой дороге все же есть шанс увидеть яму вовремя. Гораздо опаснее, когда дорога залита грязной талой водой: если впереди вас не едет никто, угадать глубину ямы невозможно. Лихая езда по таким дорогам не оправдана ничем. Здесь можно поделиться элементарным секретом. Находясь на любой дороге сомнительного качества, лучше не торопиться, - ведь минута-другая вас все равно не устроит. Постарайтесь пристроиться в хвост грузовику, еще лучше - автобусу и поезжайте неспешно, наблюдая за лидером. Вот он провалился в полуме