124
125
ПровинцияНА РЕЧКЕ СЕРОЙАх, до чего же разнообразны, вкусны, душисты эти ликерчики да наливочки, как чиста, прозрачна, легка водочка, что с незапамятных времен выпускает ликеро-водочный завод славного города Александрова, стоящего на стыке Московской и Владимирской губерний. Свидетельствую продукция местного ЛВЗ мало чем уступает (да и уступает ли вообще?) аналогичным изделиям московского завода "Кристалл". Последний зато проигрывает местным виноделам из-за цены напитков. В общем, от соблазна отведать горячительного отказаться непросто. И не отказываются - даже когда следовало бы.А вот результат. Если в позапрошлом году местной госавтоинспекцией было задержано чуть более тысячи ста водителей, управляющих машиной "под шафе", то в 1995-м число попавшихся "на этом деле" выросло более чем на пятьсот человек. Причем пить за рулем стали крепче. Да и вообще в Александровском районе как-то упало уважение к Правилам - нарушать стали почти в два раза чаще! Впрочем, пав на спокойную провинциальную дорогу, московский ас откровенно отдыхает и (чего никогда не случается в первопрестольной) получает давно забытое удовольствие от вождения, подчиняясь знакам и разметке даже чуть-чуть подчеркнуто. Однако в самом Александрове удовольствие это несколько омрачается. Попривыкнув уже к заботе московского правительства о городских улицах, с ветерком прокатившись по великолепному Ярославскому шоссе, вы вдруг попадаете в город, где за последние несколько лет был отремонтирован лишь километровый участок дороги - от центральной площади до монастыря. Да и то благодаря прошлогоднему визиту Патриарха Всея Руси Алексия II. У города (а его дороги финансируются исключительно из местного бюджета) нет на дела дорожные ни копейки. Даже на так называемый ямочный ремонт. Состояние городских "магистралей" жестко, но точно охарактеризовал знакомый из местных: как в Грозном, с той только разницей, что там власти разбили дороги бомбами, а здесь - равнодушием.ЗА Ссандрова, предприятия лежат, а много ли получишь с торговцев-палаточников?" С Олегом Петровичем трудно не согласиться. Экономика города и его жителей базировалась в основном на трех промышленных китах. Два из них, монстры советской электронной промышленности (АРЗ, выпускавший телевизоры "Рекорд", и завод радиоизмерительных приборов, ныне АО "Элекс"), фактически закрыты, а ведь они давали работу чуть ли не половине александровцев, из их отчислений в основномТроицкий собор XVI века. Распятская церковь колокольня XVI века (фото вверху справа).только ли в этом районе? Дорожный беспредел давно стал притчей во языцех на всем постсоветском пространстве. Хотя вот что интересно - по словам начальника александровской ГАИ И. Тимошенко, москвичи (а в дачный сезон их здесь немало) дают наименьший процент нарушений. Что легко объясняется: устав от столичной агрессивной обстановки и по76 ЗА РУЛЕМ 3/96Доходит до смешного - в конце прошлого года в Александрове две недели не работал ни один светофор! А о таких "мелочах", как отсутствие разметки, пришедшие в негодность знаки, и речи не идет. Впрочем, винить в этом администрацию - последнее дело. Известно, что ее бюджет складывается из местных налогов. Но по словам О. Руденко, мэра Алек-и складывался городской бюджет. Теперь его едва хватает на социальные нужды, коммунальное хозяйство. Что касается дорог, то Руденко связывает последнюю надежду на их восстановление с федеральной программой "Регион", рассчитанной на десять лет. В нее, слава Богу, попал Александров. Цель программы возрождение, строительство и реконст- рукция малых городов России. Из тех 10-11 млрд. рублей, что ежегодно будет получать Александров (начиная уже с этого года), деньги на дорожное строительство, безусловно, найдутся. С этой программой связывает мэр и надежды на новые рабочие места. И то сказать, из 68 тысяч жителей 5 тысяч официальные безработные. Скрытая же безработица во много раз больше. Выручает близость "железки" - народ ездит на работу в Москву. Женщины устраиваются, например, горничными в гостиницах (сутки через трое), мужчины подрабатывают вахтовым методом. Тем, у кого есть машины, полегче. Кто-то, например, стал извозчиком. Причем официально - городок маленький, здесь иначе нельзя. Таких в городе не больше полусотни. Имеют лицензии (240 тысяч рублей в год), да бандитам отстегивают по 140 тысяч в месяц. Цены (дажешего современников величием и роскошью, сохранились великолепные храмы, в XVII веке ставшие частью монастырского ансамбля. Именно отсюда совершил Иван Грозный кровавый поход на Новгород и вывез оттуда знаменитые Васильевские врата, предназначавшиеся для Софийского собора. Именно с Распятской церкви-колокольни летал на деревянных крыльях холоп Никитка. Легендами овеяны почти все уцелевшие кремлевские постройки Слободы. А сохранившаяся и поныне улица Военная манит поклонников творчества Марины Цветаевой, жившей здесь в 1916 году. Правда, самих александровцев свидетельства старины глубокой интересуют нынче не шибко - выжить бы. Кроме извоза, некоторые моторизованные горожане занимаются торговлей. Покупают у себя картошку, свеклу, морковь и везут на рынки Пушкино, Мытищ, Москвы. ОсобояоюБЕЛОЙ...удачливые пристраиваются к шабашникам, подвозя стройматериалы, перекидывая с места на место бригады. Но большинство свои машины бережет и бизнеса на них не делает. И то сказать, средний возраст частного транспортного средства приближается здесь к десяти годам. А при средней александровской зарплате в триста-четыреста тысяч услуги автосервиса многим попросту недоступны. Скажем, переборка двигателя обойдется на одной из трех местных станций в кругленькую сум-по владимирским, не говоря уж о московских мерках) - божеские: по городу (в любой конец не больше двух километров) домчат за десять-пятнадцать тысяч, в дачные пригороды (до пятнадцати километров) - за двадцать пять-тридцать "штук". Повезут ив Москву, но это уже четверть миллиона. По местным меркам зарабатывают неплохо - около миллиона в месяц. Летом бывает и больше - выручают дачники, туристы. Туристам, кстати, здесь есть что по-миравтотехобслуживание" А. Данилин, ремонтировать старые машины приходится нечасто. Да ив каждом гаражном кооперативе есть свой Левша, способный сделать из любого "Запорожца" "Мерседес" чуть ли не за бутылку отменной водки "Александровская слобода". К слову сказать, СТО даже мэру не по карману: ремонтирует свой "сороковой" "Москвич" собственноручно. Тем более, что с запчастями в городе проблем нет. Можно купить почти все и лишь ненамного дороже, чем в Москве. В столицу ездят в основном за "жестянкой". Тем не менее, по словам Данилина, хоть и не много, но работа для его сервиса есть. Во-первых, только он располагает хорошим оборудованием и помещением для сварочных работ, покраски, сушильной камерой. Во-вторых, богатые (пусть относительно) люди есть ив провинции. По данным ГАИ, в городе регистрируется до двухсот новых машин ежемесячно. Кстати, угонная напасть не обошла и этот край. За последний год в Александрове угнано и украдено около ста автотранспортных средств. В основном заезжими бригадами из Пушкино, Сергиева Посада, Москвы. Спиливают замки, проламывают стены и крыши гаражей, снимают с петель ворота. "Работают" чаще в ночное время и только по новым машинам отечественного производства последних моделей. Хотя если учесть, что всего в районе в личном пользовании насчитывается 11 тысяч легковых и 2,5 тысячи грузовых машин плюс 18 тысяч мотоциклов, то сотня - совсем не много. К тому же четыре легковушки и восемнадцать мотоциклов были районной ГАИ найдены и возвращены владельцам. В общем, александровский криминалитет на дорогах особо не балуется и ГАИ уважает по заслугам! Мало того, что последняя устраивает регулярные проверки у облюбованных мафией злачных мест, так еще и трех ее представителей (пусть не из верхних эшелонов) лишила в прошлом году "прав". ...Несмотря на относительную близость к Москве (всего 110 километров по "железке" и около 150 по шоссе) Александров был и остается тихим провинциальным городком. Ведь даже в часы пик здесь не бывает пробок, три платные автостоянки практически всегда пусты, о пресловутых блокираторах знают только понаслышке, на единственной штрафной площадке редко бывает больше четырех-пяти машин в сутки, а единственная в городе бензоколонка никогда не собирает очередей... Александр РОСТАРЧУК Александров -Москва Редакция благодарит ГАИ Александровского района Владимирской области за помощь в подготовке материала.Клиентов на трех местных СТО и платных стоянках обычно немного.смотреть, ведь Александров - один из городов Золотого кольца. Знаменитая Александровская слобода, место пребывания великих князей Василия III и его сына Ивана Грозного. И если при Василии это была просто дальняя подмосковная государева резиденция, то при его сыне Иване - столица опричной части страны. От александровского кремля, поражав-му - от пятисот до восьмисот тысяч деревянных", зажигание выставят тысяч за двадцать-двадцать пять, установят на стенде развал-схождение в среднем за семьдесят-сто тысяч рублей. И, как сообщил вашему корреспонденту директор самого дешевого из местных автосервисов (кстати, и самого крупного), входящего в систему АО "Влади-ЗА РУЛЕМ 3/9677