63
64
РЕМОНТИРУЕМ 1 ПЕРЕДНЮЮ ПОДВЕСКУ "ВОЛГИ"Передняя подвеска - сложный механизм. Множество рычагов, их подвижных соединений нередко ставит в тупик даже опытного водителя: где скрипит? Иногда, впрочем, неисправность проявляется стуком, но ив этом случае обнаружить ее непросто. Традиционное покачивание автомоВсе больше на дорогах легковых автомобилей с эмблемой "ГАЗ". Владельцы ценят их за комфорт, престижность, долговечность. Но, как и другие машины, "волги" требуют регулярного ухода, а подчас ремонта. В этом номере мы начинаем публиковать серию материалов о неисправностях и ремонте узлов и механизмов автомобиля ГАЗ-31029.(воимиш оимишламиРис. 1. Элементы передней подвески: 1 - палец; 2 - уплотнительные кольца; 3 - буфер хода отдачи; 4 - опора буфера верхних рычагов; 5,6,13 - гайка, шайба и.болт крепления балки передней подвески к кузову; 7 - шайбы; 8 - ось верхних рычагов; 9 - распорные втулки; 10 - резиновые втулки шарниров верхних рычагов; 11,24- верхний задний и верхний передний рычаги; 12 - регулировочные прокладки; 14 - прокладка пружины; 15 - пружина; 16 - регулировочная прокладка нижних рычагов; 17-шайба; 18 - распорная втулка; 19 - палец; 20 резиновая втулка нижнего рычага; 21,22- нижний задний и нижний передний рычаги; 23 - чашка пружины с усилителями.болты, срываем резьбу... Поэтому возьмем за правило не трогать важнейших соединений без нужды. "Жесткую" подвеску водители, как правило, списывают на осадку, или поломку пружин, или неисправность амортизатора. Прежде всего проверяют пружины. Поломка их - дело нечастое, а вот осадка постепенно идет. Проверяется она так: на ровной площадке, при нормальном давлении воздуха в шинах автомобиля и пяти пассажирах в салоне замеряется расстояние от площадки до передней поперечины кузова. Если оно меньше 150 мм при стандартных шинах и нормальном давлении воздуха в них, пружины нуждаются в замене. Если резина нестандартная, следует сделать корректировку. Амортизаторы проверяют традиционно - нажатием на крыло машины, после чего она должна самостоятельно качнуться максимум дважды. "Пробои" подвески при движении по неровной дорогебиля за крыло или вывешенное колесо может не дать результата. Зная это, некоторые владельцы "волг" практикуют ежегодную профилактическую сборку-разборку передней подвески. В этом есть свой резон, но ведь большинство из нас стремится избежать именно тех манипуляций с автомобилем, которые необходимо выполнять регулярно. Да и кто согласится, пусть раз в год, отдавать машине два-три рабочих дня только в профилактических целях? Не говоря уж о том, что, разбирая вполне работоспособные соединения, мы зачастую нарушаем взаимную притирку деталей, подтягивая, на деле перетягиваем гайки иРис. 2. Стойки передней подвески и поворотные кулаки (слева - в сборе): 1 - поворотный кулак; 2 - штифт; 3 - стойка; 4 - шкворень; 5 - верхняя заглушка; 6 - пресс-масленка; 7 - распорные резьбовые втулки; 8 - резьбовые втулки; 9 - верхний подшипник шкворня; 10 - пресс-масленки; 11 - колпачки пресс-масленок; 12 - нижний подшипник шкворня; 13 - нижняя заглушка; 14 - защитные кольца подшипника; 15 - подшипник; 16 - защитный колпак подшипника; 17-буфер хода сжатия. А - лыска под ключ; В - выемки под штифт.йоимийлами 3/965 на. При этом следует обратить внимание и на состояние металлических распорных втулок 9и 18 (см. рис. 1): деформированные или сильно изно ­ шенные детали также необходимо заменить. Стуки и скрипы подвески возможРис. 3. Проверка установки левого переднего колеса для движения по прямой ны и по причине износа подшипников шкворня 9и 12 (см. рис. 2). Иголтакже сигнализируют о неисправности ки подшипников вдавливаются, в оз ­ амортизаторов и осадке пружин. никает "люфт шкворня", который устСтуки в подвеске бывают связаны раняется поворотом последнего на 90 ис износом резьбовых шарниров ры ­ градусов. Для этого не требуется разчагов. Отсутствие или непрохождение бирать поворотный кулак: достаточно смазки в них, вывертывание резьбоудалить стопорный штифт 2и повервых втулок 7 (рис. 2) к одной стороне нуть шкворень ключом за специальрычагов и заклинивание в этом полоную лыску А - до тех пор, пока вторая жении делают подвеску жесткой и выемка В на шкворне не совпадет с скрипящей на все голоса. Смещение отверстием под стопорный штифт. втулок заметно обычно по состоянию резиновых уплотнительных колец 2Шкворни передней подвески (рис. 1). Если одно из них явно смято, "Волги" - важные элементы, опредепростой затяжкой пальцев 1 уже не ляющие управляемость автомобиля. обойтись: придется вынимать пальцы При движении водителю трудно не и разбирать шарниры. Обратите внизаметить, насколько интенсивен са ­ мание, что износ деталей шарниров мовозврат рулевого колеса на выхоидет, как правило, односторонне - в де из поворота. Если руль тугой, т я ­ направлении нагрузки. В этом случае желый, зато после поворота так итя ­ бывает достаточно развернуть втулку нет в положение "прямо", значит, 8 (см. рис. 2) на четверть оборота в шкворни чересчур наклонены вперед. любую сторону, а затем заложить Напротив, если после поворота присвежую смазку. ходится руками возвращать руль в исходное положение, значит, наклон Для смазки втулок резьбовых шкворней недостаточен. шарниров перед сборкой применяются только смазки ВНИИ НП-242 или ЦИПри регулировке наклона шкворА ТИМ - 2 01 . З атем , после сборки, ней придется, к сожалению, потревошприцем закачиваем в шарниры чежить гайки 5 (см. рис. 1) крепления рез пресс-масленки 6и 10 (см. рис. 2) передней подвески к кузову автомомасло ТАД-17И или аналог - до выхобиля: именно под ними расположены да его из-под уплотнительных колец. регулировочные прокладки 12. Не Кстати, обратим внимание, не переследует забывать, что этими же прокрутились ли кольца при затяжке кладками регулируется развал пе ­ пальцев. Если они не обеспечат на ­ редних колес, и если развал в норме, дежного уплотнения, разборку узла попытаемся его не нарушить. Угол вскоре придется повторить. А вот если продольного наклона шкворня уве ­ смазка сразу же не показалась из-под личится, если переставить одну проуплотнений, узел надо немедленно кладку с заднего крепления на пе ­ разбирать - вновь для прочистки масреднее, и, наоборот, уменьшится, е с ­ ляного канала. Не стоит пытаться ли прокладку переставить спереди "пробить" канал давлением шприца: назад. Изменение толщины креплеможно выдавить и потерять нижнюю ния на одну прокладку соответствует заглушку 13 (см. рис. 2), после чего изменению угла наклона шкворня на вскоре будут "потеряны" и нижний 30'. При этом номинальный угол на ­ игольчатый подшипник 12, и шкворень клона шкворня должен быть в пре4 - из-за их повышенного износа. делах от 0до - 1 ° . Иногда сильный скрип вызван из ­ носом резиновых втулок 10 и 20 (см.рис. 1) рычагов подвески. Прорезанные насквозь, они фактически пе ­ рестают работать, головки рычагов смещаются относительно своих осей, в результате чего нарушается установка углов передних колес. И зно ­ шенные соединения затягивать и смазывать бесполезно - нужна заме6 (воимиСилами 3/96 Неправильно отрегулированный развал колес также ухудшает управляемость и, кроме того, ведет к повышенному износу шин. Номинальный угол развала 0°±30'. Чтобы сильнее "развалить" колеса, добавим по одной прокладке к переднему и заднему креплениям. Одна прокладка толщиной 1 мм увеличивает развал на 15'. При добавлении прокладок ик переднему, и к заднему креплению и изменении развала колес угол наклона шкворня практически не изменяется. Существенно влияет на износ шин передних колес и неверно установленный угол их схождения. При сильном отклонении от рекомендуемой величины (на 10 и более миллиметров) автомобиль теряет устойчивость, а протектор шин может износиться всего за 1000 километров пробега. Перед началом регулировки схождения проверим люфт в подшипниках передней ступицы ив шарнирах рулевых тяг. О большом отклонении величины схождения от номинала (расстояние между внутренними или наружными поверхностями шин спе ­ реди на 1,5-3 мм меньше, чем тот же размер сзади) может свидетельствовать неправильное положение спиц рулевого колеса при движении автомобиля по прямой. В этом случае сначала рекомендуется пра ­ вильно установить рулевое колесо. Подсчитаем, сколько полных оборотов оно делает при повороте из крайнего левого положения вкрай ­ нее правое. Затем установим руль для езды по прямой (повернем из крайнего положения на половинное число оборотов). Если спицы не расположились горизонтально, следует заново установить колесо. Когда рулевое колесо зафиксировано в нужном положении, устанавливаем левое переднее колесо для движения по прямой (рис. 3): параллельно боковой поверхности левого переднего колеса натягивается шнур, при этом заднее колесо отстоит от шнура на 36-36,5 мм больше, чем переднее. После этого изменением длины правой рулевой тяги регулируем схождение. Не забудем после ре ­ гулировки ориентировать стяжные хомуты регулировочных трубок так, чтобы гайки регулировочных болтов были наверху (рисТ 4).Рис. 4. Правильное положение хомутов регулировочных трубок: 1 - поворотный кулак; 2 - рулевая тяга; 3 - хомуты; 4 - регулировочная трубка.