130
131
132
Школу формулы "Опель" (двигатель - 1998 см3, 158 л. с, масса - 450 кг, скорость - 260 км/ч) за восемь лет ее существования прошли такие пилоты Ф1, как Мика Хаккинен, Дейвид Култард, Педро Лами, Рубенс Барри ке л ло и другие. В 1994 году на некоторых этапах европейского первенства этой формулы выступал русский пилот Александр Исаков (№ 6)."Помогите! Очень хочу стать автогонщиком, но не знаю, как это сделать". Таким призывом начинается добрая половина писем в журнал "За рулем" и его специальное приложение - "АМС-Автомотоспорт". Раньше мы могли бы ответить: "Обратитесь в районные или городские организации ДОСААФ - там помогут". Нынче все изменилось. Оборонное общество перестало быть "патроном" автоспорта, а сам этот спорт свелся, по сути, лишь к кроссу и ралли. А вот кольцевые гонки, которые давно и заслуженно считают во всем мире вершиной автоспорта, в России почти умерли: нет трасс, почти нет машин, да и гонщиков - кот наплакал. Что же отвечать читателям? 82 ЗРЛМ 39 АУЕ /6Прежде всего - безвыходных положений не бывает. Еще Шекспир говорил: препятствия в любви лишь разжигают страсть. Великий драматург, несомненно, порадовался бы, узнав, сколько препятствий стоит на пути любителей автогонок в России. Но, пожалуй, главное из них - страшная дороговизна. Это никак не общедоступный и далеко не демократичный вид спорта. Рассчитывать на успех можете только в том случае, если вы богаты, причем, по меркам эксСоюза, не просто богаты, а очень. Ну, что - все еще хочется узнать, как стать автогонщиком? Тогда давайте посмотрим, как это делается во всем мире. Ведь за сто лет, пока развивают-ся автогонки на планете, выработалась четкая и стройная система, благодаря которой наиболее талантливые спортсмены восходят к вершинам. Первая, неизбежная и фундаментальная ступенька в этой лестнице - картинг. Кольцевыми гонками на микроавтомобилях с двигателями рабочим объемом от 50 до 250 см3, весящих 100-200 кг и отличающихся отсутствием подвески, можно заниматься с девяти лет. Именно гонки на картах дают незаменимый опыт тактической борьбы, умение слушать и понимать автомобиль, все его узлы и агрегаты, вырабатывают приемы вождения, которые потом остается лишь отшлифовывать. На- Л""-,£Двукратный чемпион мира по картингу итальянец Ярно Трулли в прошедшем сезоне еще сидел за рулем карта. А осенью, пересев в "формулу 3", выиграл два этапа немецкого чемпионата. Аргентинец Норберто Фонтана на автомобиле "Даллара-Р395-Опель" стал чемпионом Германии в формуле 3и сразу был приглашен водителем-испытателем в команду "Заубер" формулы 1.i#она долларов, не меньше, потребуется вам, чтобы побороться за место в десятке (да-да, всего лишь в десятке!) картингового чемпионата мира. Но уж если это удалось, можете считать, что первую и, наверное, самую трудную ступеньку вы преодолели. Дальше путь наверх видится поначалу довольно легким. В каждой крупной европейской стране,в Северной и Южной Америке, Японии, Австралии, сколько важна эта ступенька, можно судить по тому, что Михаэль Шумахер, Айртон Сенна, Ален Прост начинали свою карьеру именно с картинга. Однако не забудем, автогонки спорт богатых людей. Если ваши папа с мамой горят желанием увидеть своего девятилетнего сына наследником славы Шумахера и Проста, пусть для начала выложат около двадцати миллионов рублей. В такую сумму обойдется участие в чемпионате России по картингу в течение одного сезона. Неизмеримо выше затраты на международном уровне. Четверть миллиПобедителя Гран-при Макао формулы 3 Ральфа Шумахера поздравляют старший брат Михаэль (справа) и его менеджер Вилли Вебер (слева).Южной Африке существуют так называемые марочные формулы. Гоночные автомобили формул "Рено", "Форд", "Опель", "Шевроле", "Мираж" и других оснащены слегка форсированным серийным мотором от спортивных модификаций машин соответствующих марок. Рабочий объем колеблется обычно от 1300 до 2000 см 3 . Состязания этих "формул" задуманы вовсе не для того, чтобы выявить сильнейшие в мире конструкции, и не для опробования новых идей. Напротив, для машин так называемых марочных формул характерен запрет на использование "высоких технологий" и сверхдорогих материалов. Такие машины в большинстве своем оснащают серийными деталями и узлами - коробками передач, колесами, шинами и т. д. Однако для участия в гонках марочных формул требуются взрослые водительские права. А что делать 15-16-летним ребятам, которые уже переросли картинг? Для них в последние годы в Италии и Германии появились "подростковые" формулы - "Панда", "Альфа-Боксер", "Кениг", "Юниор". Кстати, первым чемпионом Германии формулы "Кениг" стал в 1988 году Михаэль Шумахер. Итак, три ступеньки пройдены. Если ваши родители еще не пошли по миру или если вы сумели обратить на себя внимание богатых спонсоров, путь ваш лежит в формулу 3. Это уже серьезный гоночный автомобиль. Серийных агрегатов на нем не увидишь, хотя "космические" материалы и большинство элек-ЗА РУЛЕМ 3/9683 Спорттронных устройств запрещены. Рабочий объем четырехцилиндрового (не больше) безнаддувного мотора ограничен 2000 см 3 . Масса машины не должна быть меньше 455 кг. Минимальные база и колея - 2000 и 1200 мм. Самые популярные первенства формулы 3 - британское, итальянское, французское, немецкое. Кроме того, проводятся еще три престижные международные гонки - Гран-при Монако (накануне этапа чемпионата мира в формуле 1), Макао и "Малборо Мастерз". Обычно самые талантливые пилоты в полный голос заявляют о себе именно на этом уровне. Так, Айртон Сенна в двух попытках не сумел завоевать мировую корону в картинге, зато чемпионат Великобритании формулы 3 выиграл с таким блеском - 12 побед на 20 этапах, - что сразу же получил приглашение в формулу 1. Но допустим, вы не столь талантливы, как "бразильский волшебник", и ваше мастерство не получило должной оценки. Отчаиваться, право, не стоит. В конце концов, на вершину Ф1 поднимались не только суперталанты вроде Сенны, Проста, Лауды или Кларка, но и средние по своему потенциалу пилот ы , сила -кото,рых заключалась в необычайной цетгеустрететенности, трудолюбии, терпении, умении учиться самому и использовать ошибки других. Такими были, например, чемпионы мира Кейо Росберг, Ален Джонс, Джеймс Хант или Грэм Хилл. Формула 3 - отнюдь не последний шанс попасть в элиту Ф1 . Есть ведь Международный чемпионат формулы 3000. Машины его участников намного мощнее (до 450 л.с.) своих "младших" сестер, в скорости уступают лишь болидам для чемпионата мира. Восьмилитровые V-образные моторы рабочим объемом до 3000 см 3 позволяют развивать машинам массой не более 500 кг скорость до 270 км/ч. Еще относительно недавно Ф3000 (до 1985 года она называлась формула 2) считалась последней ступенькой перед "королевой автогонок". Однако в последние годы это отношение слегка изменилось. Да, победители Международного чемпионата неизменно оказывались в "высшей лиге". Но ни Кристиану Даннеру, ни Эрику Кома, ни Кристиану Фиттипальди, ни Рубенсу Баррикелло стать там примами так и не удалось. Лишь Жан Алези за шесть сезонов в Ф1 добыл одну-единственную победу. И все же многие специалисты считают, что Ф3000 необходима, как обязательная ступень в подготовке молодых пилотов. "Посадить гонщика со 170-сильной "формулы 3" на 750-сильный снаряд Ф1 , - считает трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт, все равно, что отдать в университет выпускника детского сада". Не будем забывать также, что Ф3000 еще и самая дорогая из всех ступенек лестницы, ведущей на автомобильный Олимп. Тут уж папа с мамой вряд ли помогут: чтобы рассчитывать на победу в чемпионате, необходимо израсходовать не менее миллиона долларов. Для тех, у кого нет таких денег, остается последняя возможность. Вернее, две - отправиться на Восток, в Японию, или на Запад, в Северную Америку. Японские первенства формул 3и 3000 не так дороги, как европейские, и, между прочим, дали путевку в Ф1 Джонни Херберту, Хайнцу-Харальду Френтцену и Эдди Эрвину. В США же есть своя лестница формулы "Додж-Барбер", "Атлантик", "Инди Лайте", вершина которой - чемпионат Инди Кар, заокеанский аналог Ф1. Таков в общих чертах путь, который необходимо пройти, чтобы стать пилотом мировой элиты. Разумеется,Внешне автомобиль формулы 3000 почти неотличим от "первой формулы": изощренная аэродинамика, боковые понтоны, "вздернутый нос", обеспечивающий прижимающий эффект в поворотах.Популярность формулы 3000 в минувшем сезоне оказалась столь высока, что для определения 26 лучших перед стартом пришлось проводить квалификационные заезды.бывают исключения: кому-то повезет и он перепрыгнет через одну-две ступеньки, кому-то, наоборот, придется пройти их все, да не по одному разу, порой оступаясь и падая. Но всем, кого не пугает подобная перспектива, могу сказать абсолютно честно - эта поистине золотая лестница ведет к успеху. Надо лишь страстно стремиться к нему и не забывать, что каждая ступенька будет стоить не только колоссального терпения и труда, но и огромных денег. Александр МЕЛЬНИК, зам. главного редактора журнала "АМС-Автомотоспорт" Фото агентств DPPI, SUTTON и фирмы "Опель"84ЗА РУЛЕМ 3/96