том распредвале торцы некоторых клапанов опущены на 2-3 мм ниже остальных.) После этого двигатель нуждается в довольно серьезном ремонте: снять головку блока цилиндров, распредвал, заменить "битые" клапаны и направляющие втулки... Разумеется, сопутствующие операции мы опустили. Словом, такие ошибки непростительны. Но бывает, что фазы "сбиваются" самопроизвольно. Сильно изношенная цепь не равноценна по длине: одни шарниры изношены сильней, другие слабей. Такая цепь работает особенно неравномерно - тем более, если ваш натяжитель уже на пределе, а успокоитель обломился и лежит в поддоне. Автолюбитель, не имевший дела с мотоциклом или велосипедом, иногда удивляется: неужто цепь мо жет перескочить через зубья звездочек? Может! И если это произойдет, распредвал "отстанет" от коленвала (фазы начнут запаздывать, а с дальнейшим "проскоком" могут оказаться и "ранними" - все дело в числе пропущенных зубьев!). При запаздывании фаз на два зу ба (37,9° по коленвалу) удар выпускного клапана о поршень вполне вероятен (кривая 2*). Впускному клапану пока ничто не грозит. Но пропуск 9-10 зубьев приведет к повреждению и впускного клапана. На практике чаще всего "загибаются" выпускные клапаны, к ним, как видите, беда приходитраньше (рис. 4). "Проскок" до "ранних" фаз случается реже. Еще легче перескочить через зу бья шкивов зубчатому ремню (ВАЗ2105, -2108, "Таврия", "Ока" и др.). Он, правда, не изнашивается подобно цепи, работает ровно (даже в успокоителе не нуждается), но по мере наработки скругляются кромки зубьев, снижается их прочность (на ремне появляются трещинки - рис. 5). В конце концов зубья срезаются - обычно в контакте с нижним шкивом. Двигатели ВАЗ-2105, -21083 и "Таврии" имеют поршни с глубокими выемками, благодаря которым клапан до поршня не достает. Но они, скорее, исключение. Большинство современных двигателей от такого повреждения не застраховано - владелец должен быть предельно внимателен к состоянию ремня и заменять его после пробега, указанного в инструкции. Среди "цепных" двигателей ВАЗ сравнительно безопасным оказывается -2106, поршни которого с круговой выточкой - углублением днища на 2 мм. Но все-таки снизить вероятность удара клапана и исключить ее разные вещи. Наконец, дефорсирование двигателя с помощью дополнительных прокладок, несмотря на все его недостатки (не раз уже отмечавшиеся), имеет очевидный плюс. Подняв головку еще на 1-2 мм, вы существенно снижаете возможность встречи клапана с поршнем. (На диаграмме рис. 3, а кривую 2* поднимите вверх на 2 мм.) Особенно лихие наездники "загибают" клапаны и на вполне исправном двигателе, на спор разгоняя ВАЗ 2101 на II передаче до 100 км/ч! Что происходит при такой "перекрутке" двигателя, видно на рис. 3,6. При чрезмерно высоких оборотах клапан, открывшись под действием кулачка, не успевает закрыться столь же быстро - пружины должны преодолеть инерцию клапана и присоединенных деталей, в том числе рычага. А их возможности не без граничны. Рычаг отрывается от по верхности кулачка, и его возврат в исходное положение происходит по какому-то своему закону (кривая 4* прерывистая). Поршень догоняет выпускнойклапан . Впускному до опасной для него следующей ВМТ (начала рабочего хода) далеко. Поэтому он обычно не страдает, за исключением тех случаев, когда кла панные пружины оказывались сильно ослаблены или сломаны. И так , на любомавтомобиле внимательно следите за состоянием газораспределительного меха низма и его привода. Для автомобилей ВАЗ, до тонкостей изученных россиянами, это правило подтверждено несчетным числом добро вольных "экспериментаторов", о п лативших дорогостоящие опыты из своего кармана.ЦВМШШШВШШШШШшоимишламиВ последнее время все чаще встречаешь модификации вездехода "Нива". Чем они различаются и какие индексы присвоил им завод? Сейчас на конвейере Волжского автозавода собирают базовую модель ВАЗ-21213. Кроме того, опытно-промышленное производство ВАЗа выпускает семейство удлиненных "нив": трехдверные ВАЗ-2129, -2130 и пятидверные ВАЗ-2131. Грузовичок ФВК-2302 "Бизон" - детище дочернего предприятия ВАЗа - фирмы "Восточное кольцо". Основные технические характеристики автомобилей приведены в таблице.^^\Модификации Параметры"-^^ ВАЗ-21213 ВАЗ-2129 "Люкс" ВАЗ-2129-01 ВАЗ-2129-02 "Утилитер" ВАЗ-2130 ВАЗ-2131-00 ВАЗ-2131-01 ВАЗ-21312 ВАЗ-21312-01 ФВК-2302 "Бизон"Количество дверей Количество мест Двигатель, модель, рабочий объем, с м3 Полезный объем багажника', дм 3 База, мм Объем топливного бака, л Сиденья: передние задние3 4-5ВАЗ-21213 170034-5 '3 4-5ВАЗ-21213 1700 760/1094 27003 2ВАЗ-21213 17003 5ВАЗ-21213 1700 760/1094 2700 2x425 5ВАЗ-21213 1700 380/710 27005 5ВАЗ-21213 1700 283/629 27005 5BA3-2130 1800 380/710 27005 5ВАЗ-2130 18002 2ВАЗ-2121 1600ВАЗ-21213 1700 283/629 2700283/504 22001120 2700283/629 2700 28004221213 212134221213 212132x422x42 2109702109 21084221213 21213702109 21084221213 2121370212121213 212132108 2108' В знаменателе - при разложенных задних сиденьях. " Габаритные размеры кузова, мм: 2000x1640x350.12йоимиСлами 3/96