66
67
ЗАМЕНЯЕТЕ КОЛПАЧКИ? ° ЕСТЬ помощникиВсевозможных приспособлений для установки маслоотража тельных колпачков изобретено немало . Но оказывается , б олее сложно извлечь старый, негодный колпачок . В случаях , к огда он плотно (как ему и положено) сидит на направляющей втулке клапана, нужно уметь снять колпачок , не повредив втулку. Обычно автолюбители действуют отверткой (что далеко не всегда удобно) или пло ­ скогубцами. Ими сжимают старый колпачок и осторожным враща ­ тельным движением стаскивают его с выступающей части направл яющейвтулки . При этомлегко обломить эту втулку, выполненнуюGL оимикиламиРано или поздно с необходимостью заменить маслоотражательные колпачки клапанов сталкивается каждый владелец автомобиля. Вы сделаете это быстрее и без осложнений, если используете приспособления, о которых рассказывают Росс ТВЕГ и Эдуард КОНОП.из хрупкого материа ­ ла. Тогда автолюби ­ тель столкнется сне ­ обходимостью демон ­ тажа головки цилиндров - р аботойкуда более трудоемкой. Процесс "рассухаривания" клапанов опускаем : для этого можно использовать известные приспособления, и меющие ­ ся впродаже , и ли подобные недавно показанным вжурна ­ ле ( З Р , 1 996 , № 1; 1995, № 10). Удалить старый колпачок без риска повредить втулку можно с помощью приспособления, п о ­ к азанного на рис . 1. Цанга 1 (на рис. 2) на наружнойцилиндри ­ Рис. 2. Цанга. ческой поверхности имеет резьбу М16x0,8, на которую навертывается специ ­ альная гайка 2 (рис. 3). П редва ­ рительно цангу движением вниз " з ащелкивают " на заплечиках колпачка, з атем , вращая гайку 2 ( и меющую для этогорифленую поверхность), цангу фиксируют на колпачке. После этого на резьбо ­ вую частьцангинавертывается гайка 3 (рис. 4) до упора ее ниж ­ него торца в головку блока. При этом колпачок равномерно, без перекосов и больших нагрузок на направляющую втулку, с таскива ­ ется с нее. В случае необходимости гайку можно вращать, и с ­ пользуя не только рифленую по ­ верхность, но и отверстия ( д иа ­ метром 4 мм), подобрав подходя ­ щий вороток. Другое, тоже интересное при ­ способление для снятия колпач ­ ков (оно более удобно в условиях,М16хОЯ М16*0,8 012 04 4 отв.013-01014,5314 315,5 0181...1.54 паза до отв. 04-Ж—^а,012,8...13,3 013,8.-14,31-<. .> 11Рис. 1. Цанговое приспособление для снятия маслоотражательных колпачков ("Жигули", "Нива"): 1 - цанга; 2 - гайка цанги; 3 - гайка упорная.15 7'СТО, мастерских и т. п.) показано на рис. 5. Сделано оно из отслу ­ ж ивших свой срок пассатижей, у которых одна рукоятка отрезана на расстоянии 50 мм от оси шар ­ нира, а другаяизогнутавсоот -«53020;СОт "Р 5Е =г?§« §UiJJ.MJJDюв см 800оU45•о04 ||4 ОТВ.соXсоX|р!5*45°ю со оLj ^ — J со см,10 Рис. 3. Гайка цанги.,| \1*45°^ 2 фаски ' 10•\ НакаткаРис. 4 Упорная гайка.8йоимийлами 3/96 40///'"'о 5//ю см' . : ' • " •о in®' '10 /<tl//lttltt//flt///<t/'t/U<&**Рис. 7. Груз.HWWWHIUWWWWIW^3ш10Рис. 9. Захват.Рис. 8. Ограничитель.Рис. 5. Универсальное приспособление для снятия маслоотражательных колпачков: 1 - захваты; 2 - кронштейн; 3 - стержень; 4 - груз; 5 - ограничитель.Данное приспособление уни ­ в ерсально - если предыдущим удобно пользоваться в основном владельцам "жигулей", то последнее более подходит для двигате ­ лей ВАЗ - 2 108иоченьмногих иномарок, где колпачок расположен в углублении головки и доступ к нему затруднен. При монтаже нового колпачка случается, что именно маслосъемную кромку (собственно сальник) повреждают, неаккуратно надев на стержень клапана. Предотвратить это помогает специальный нако ­ нечник (рис. 10). Перед монтажом колпачка пружинку с него снима ­ ют, а надевают уже в конце операции, когда колпачок займет свое место. Не стоит надевать пружинку просто руками - есть риск не ­ заметно ее растянуть и ослабить. Лучше воспользоваться оправкой, как на рис. 11. Оправка для напрессовки са ­ мого колпачка на направляющую втулку показана на рис. 12.Рис. 6. Стержень.Рис.11. Оправка для монтажа стяжной пружинки: 1 - маслоотражательный колпачок; 2 - оправка; 3 - пружинка; 4 - стержень клапана.ветствии с рисунком. К укороченной рукоятке 11 / п риваренкронштейн 2, в R2.5 0,16/ который ввернут на резь ­ * , бе стержень 3с грузом 4и ограничителем 5 (рис. 6, 7 Ки8 соответственно). К 15 § губкам приварены захва ­ 38 с* о ты 1 (рис. 9). s При съемеколпачка его плотно зажимаютза ­ х ватами , после чего гру ­ Рис. 10. Оправка-наконечник для надевания колпачка на стержень клапана. зом наносят удары по ог ­ раничителю.1Г"V////7>. 1Рис. 12. Оправка для напрессовки колпачка на направляющую втулку клапана.боимийлами 3/969