82
83
столиц республик. Достаточно точно указаны лишь АЗС. Поэтому совет первый: как только почувствуете (или просто засомневаетесь), что едете не туда, - не поленитесь остановиться и спросить у местного жителя. ДОРОГА - ХОТЬ КУБАРЕМ СТУПАЙ Так, утверждает г-н Даль, отзывались россияне о гладких, ровных дорогах. Хотя где они такие видывали в те времена - не знаем, потому что и сегодня действительно хороших магистралей - кот наплакал. На нашем пути их встретилось километров сто в Московской области, к илометров тридцать на подъездах к Нижнему Новгороду и вдвое меньше перед Казанью и Ижевском. Застрять, конечно, не застрянешь нигде. Но даже летом на большей части федеральной дороги быстрая езда весьма опасна. Начнем с того, что о приличной разметке и речи не идет. Обочины не обозначены нигде, существующие осевые полосы частью отсутствуют, а частью истерты до того, что днем не слишком заметны. Дорожные знаки в плачевном состоянии - грязные, изломанные. Исключение составляет разве что Удмуртия. Местные ГАИ и дорожники, нарушив ГОСТы и СНИПы, подняли знаки на метр выше. Теперь они недоступны ни хулиганам, ни грязи, летящей из-под колес большегрузов, и видны издалека. Кстати, именно в Удмуртии знаков, пожалуй, достаточно, да и расставлены они грамотно. Но это, увы, редкость. Да если бы только знаки! Ни шириной, ни покрытием трасса гордому статусу федеральной явно не отвечает. Итог печален - в каждой области, в каждой республике, по которым она проходит, есть участки, именуемые водителями не иначе как "дорога смерти". В Татарии, например, это дорога от Казани до Набережных Челнов протяженностью более двухсот километров. Затяжные спуски и подъемы при однополосном движении в каждом направлении уносят в месяц до пяти жизней. Не спасает от трагедий и множество постов ГАИ (до Елабуги, где поворачивали на Ижевск, мы насчитали их девять на двести километров). Дорога, задуманная как скоростной и кратчайший путь между двумя крупными центрами, хоть и пролегла вдали от населенных пунктов, получилась весьма и весьма... медленной. Сегодня, если строго следовать знакам, средняя скорость здесь не превысит и пятидесяти километров. Кто выдержит этот черепаший темп? ПОМНИ МОСТ И ПЕРЕВОЗ В старину надо было заранее знать, сколько водных преград придется пересечь, а значит, раскошелиться - не только за паром, но и за проезд по мосту. Нынче ситуация несколько изменилась, но пословица по-прежнему актуальна,ТРУДНОСТИОх, недаром,недаром интересовались во времена оные маршрутом проезжего человека при дороге живущие и от нее кормящиеся люди. Расспрашивали подробно, с пристрастием: и откуда путь держит, и по какой надобности, и что за лошади, и в каком чине состоит. Нет, не из праздного интереса любопытствовали получив ответ, решали, каких коней дать на смену, подсказывали, как верней доехать, чего опасаться в пути. Ведь тогда отправляться в дальний путь просто так, из интереса, было если не верхом сумасбродства, то по крайней мере делом неумным. А сегодня? И вот, призвав Бога на помощь и святого Николу в путь, однажды поутру мы встали на федеральную трассу М7, плавно переходящую за Казанью в федеральную же Р242. НЕ ИЩУТ ДОРОГИ, А СПРАШИВАЮТ Иностранцу суть этой русской поговорки не ясна. Что значит - искать дороги? А спрашивать? Тем более, не на каком-то забытом проселке, а на дороге федерального значения. Однако на федеральной М7-Р242 мы десяток раз заблудились и раз сорок уточняли направление движения - настолько скудно информационное оснащение. Относительно спокойно, ориентируясь по указателям, можно доехать до Владимира, несколько нервничая, - до Нижнего и, сильно переживая за верность выбранного пути, - до Казани. О знаках "номер маршрута", "указатели направлений и расстояний" говорить просто не приходится - за все 815 километров до Казани и еще 400 до Ижевска их можно буквально пересчитать по пальцам. Но если на трассе мы хоть как-то ориентировались по километровым столбам (до Казани), то в крупных населенных пунктах откровенно терялись - за исключением Нижнего Новгорода, где указатели висят чуть не через каждые пятьдесят метров. Минут тридцать плутали по Казани, двадцать - по Ижевску. И на трассе не раз пришлось выяснять, какая из равнозначных по виду дорог - наша. Мы, конечно, захватили атласы и путеводители (один издан только в прошлом году), но, признаться, толку от них было немного. Все они содержат немалые (до 10-15 километров) погрешности в расстояниях, не указывают множество населенных пунктов и совершенно лишены карт-схем даже областных центров и82ЗА РУЛЕМ 4/96 Дороги Россииособенно на нашей трассе. Ведь если верить карте, то на Волге, в Зеленодольске, близ Казани, вам придется воспользоваться паромной переправой. Впрочем, на легковушке Волгу можно пересечь зимой по льду, а в межсезонье - и по железной дороге на так называемой "вертушке", но если не знать ее расписания, придется подождать часа четыре. А главное, в ночную пору вы можете стать объектом весьма определенного интереса. Итак, мы оказались у "вертушки". Расположенная в глухом месте, она как бы создана для лихих людишек. К счастью, мы попали в зону интересов Маленького Квадрата (так отрекомендовался нам этот молодой человек). Будучи в приятном расположении духа ис женой, он ограничился требованием пачки сигарет и милостиво разрешил воспользоваться его именем, если будут проблемы: - Наглых тут много, так скажите, что яс вами разобрался... К счастью, воспользоваться именем "авторитета" нам не пришлось. Короче, совет второй - не ищите приключений на переправе. Пересечь реку проще по плотине в Новочебоксарске, через Помары и Волжск выскочить к тому же - На такой машине через Татарию? искренне удивился он. - Да вас в любой момент убить могут. Всю реальность этого прогноза мы поняли, прокатившись по "дороге смерти". За нами долго шли джип с тонированными стеклами и круто размалеванная "девятка". Потом джип обошел нас и, наддав, скрылся из виду. "Девятка" висела на хвосте вплоть до ближайшей бензоколонки, где мы остановились заправиться. Преследователь подкатил почему-то не сразу. Когда мы уже выезжали с АЗС, он подрезал нас, вынудив остановиться, и выскочил из машины: - Мужики, колесо пробил. Одолжите запаску до ближайшего шиномонтажа... Вроде обычная просьба попутчика - но внушения инспектора сделали свое дело рванули мы с места так, что даже в салоне запахло паленой резиной, и мчались до ближайшего поста ГАИ. Уже беседуя с инспекторами, видели, как, чуть притормозив, прошла мимо испугавшая нас "девятка". Гаишники, выслушив рассказ, уверенно заявили, что дело вполне могло кончиться плачевно, и строго наказали ни в коем случае и нигде не останавливаться и ночью не ездить. Честно говоря, мы нарушали их начего должен был бы кто-то вести машину. Так вот - расстройство желудка мучило героя постоянно. И все же, повторим, натурам погрубее есть где харчеваться. С ночевками сложнее: мотелей с охраняемыми стоянками по пальцам перечесть, особенно на трассе, вдали от населенных пунктов. Зато в городах покрупнее есть гостиницы, место получаешь без проблем. В этом случае охрану машины, припаркованной у входа, берет на себя сотрудник безопасности отеля - примерно три доллара за ночь. С бензином для вашей "ласточки" проблем не будет по всей трассе. Только в Татарстане на редкой заправке вы встретите АИ-92. ДОРОЖКА УЧИТ... Проехав по трассе без малого три тысячи километров, мы ясно поняли, что люди из высоких кабинетов, принимающие решения о судьбе российских дорог, скорее всего знакомятся с ними лишь с высоты полета авиалайнера, в лучшем случае - из окна черного лимузина с охраной, да и то на ограниченном участке. Им, конечно, не понять, насколько тяжелы, опасны, некомфортны наши дороги. Отсюда совет четвертый - послед-#•1ИЖНИИНОВГОРОД ыЖАЫ СРЩШс^^^ЗЖНЬ^^^rM^tes0^SS*гЗеленодольск [ ' _ , ^ = ^ г •1ЩА6Ш.идиямГладко в нашей автомобильной жизни бывает только на бумаге. Проехать по показанному здесь маршруту оказалось совсем не просто.иаяявЯнВЯЯВЯИвЯВв!Зеленодольску, но уже на другом берегу. Лишние девяносто километров на час удлинят маршрут, но сберегут ваши нервы. САРЫНЬ НА КИЧКУ Это старинное волжское разбойничье выражение в буквальном смысле значит "не мешай грабить". Смеем вас заверить - ныне оно устарело. И от бандитского припуга, случись что, вас никто не защитит, а разбойникам с большой дороги не помешает. По пути из Москвы в Ижевск вы можете быть относительно спокойны лишь в областях Центральной России, да еще, пожалуй, в Удмуртии и Марий Эл. Чувашия сравнительно безопасна днем, Татарстан опасен в любое время суток. Навсегда, наверное, запомнится авторам "напутствие" гаишника при въезде в Казань:каз неоднократно. Из чисто журналистского интереса имитировали поломку в дороге - включили "аварийку", выставили знак, подняли машину на домкрат. Не помог никто - ни в России, ни в Чувашии, ни в Удмуртии, ни в Татарии. Совет третий: собираясь в дорогу, надейтесь только на себя, а значит, лучше готовьте машину, запасайтесь инструментом и запчастями.ЕДЕШЬ НА ДЕНЬ, А ХЛЕБА БЕРИ НА НЕДЕЛЮВернее, пожалуй, не скажешь. Дело даже не в том, что нынешнему путнику негде поесть: придорожных кафе, закусочных, трактиров, столовых, шашлычных - сколько угодно. Во многих даже цены подходящие - но качество и вид подаваемых блюд... Эту часть эксперимента проводил только один из нас - ведь в случаений, целенаправленный. Господа президенты, министры, начальники! Оседлайте свои собственные авто, захватите жен, детей и езжайте в разные стороны по так называемым федеральным дорогам, не предупреждая никого о своем маршруте. Если по счастливом возвращении вы сами не сделаете должных выводов, чада и домочадцы, без сомнения, вам их подскажут. Доброго пути. Дмитрий ЖЕРНОВ, Александр РОСТАРЧУК Москва-Ижевск-Москва Редакция благодарит УГАИ МВД Республики Удмуртия за помощь в организации и подготовке материала.ЗА РУЛЕМ 4/9683