шшшшшшшшшшшшшшшммшштшшттшвж:mmг\ п ^воимичиламиА/ГЕНЯТЬ ЛИ ФИЛЬТР?"Старички" помнят время, когда на автомобилях и мотоциклах стояли фильтры, работавшие примерно на одинаковом принципе: запыленный воздух заставляли проходить через те или иные устройства, где он контактировал с маслом - пыль налипала на него, а воздух - само собой! - становился чище. В одной из типичных конструкций воздух проходит через пористый, пропитанный маслом элемент - этот "пирог" содержит длинную спутанную стружку (металлическую или пластиковую), "мочалку" из лески или что-то вроде поролона. В другой конструкции воздух за ставляют двигаться сложным, к ри волинейным путем, где на резком повороте твердые частицы по инерции ударяются в поверхность масла, налитого в ванну. Поэтому фильтры таки называются - и нерционно масляные. Могут быть и комбинированные устройства (рис. 1).Автомобилист не может не интересоваться тем, что сколько служит. Это относится ик воздушному фильтру. Необходимость его замены не всегда очевидна - часто кажется, что фильтр еще вполне работоспособен. Так ли это, делится опытом Эдуард КОНОП.норазовость". Послужил 10 тысяч километров - и в отставку! Что дает основания для замены фильтра? Прежде всего - явные ме ханические (реже химические) п о вреждения: разрывы бумажной шторки или корпуса, сильная деформация. Вопросов тут не возникает. Но бывает, что регламентированный пробег позади, а фильтр выглядит еще вполне боеспособным - стоит ли менять? Да, стоит. "Гармошка" фильтра сделана из специальной бумаги - пористой, н а поминающей школьную промокашку. Через микроскопические поры проникают лишь самые малые частицы пы ли, почти не влияющие на износ деталей двигателя. Поверхность бумаги большая (попробуйте как - н ибудь развернуть шторку отработавшего свое фильтра!), чем достигаются малое сопротивление и высокая степень очистки, так как скорость прохождения воздуха в порах невелика. Более крупные частицы оседают на поверхности бумаги или в верхних ее слоях. Чем дольше работает фильтр, тем трудней воздуху преодолеть этот барьер - сопротивление элемента растет. Если не менять ре гулировку карбюратора, то, как показали исследования, смесь бензина и воздуха, попадающая в цилиндры, с ростом сопротивления фильтра становится богаче, растет и расход бензина через жиклеры. Как отражается на работе двигателя изменение состава смеси, мы неоднократно рассказывали. В зависимости от исходной "настройки" карбюратора смесь при загрязненном фильтре может оказаться обогащенной, богатой, слишком богатой. То есть в начале загрязнения фильтра мощность может даже увеличиться (одновременно с ростом расхода топлива). Позднее, уже с переобогащением, она начнет падать, расход же еще больше возрастет. Вот до этого доводить не следует, чтобы не ли шиться номерных знаков за превышение нормы СО. Срок службы фильтра указан в инструкции - его определили на основании специальных испытаний. Ясно, что цифра не учитывает особенностей эксплуатации конкретного автомобиля. Фильтр быстрей приходит в негодность жарким сухим летом, в степных или пустынных районах, когда в воздухе много естественной пыли. Не лучше условия в индустриальном го роде, где в воздух добавляются сажа, копоть, пары масла, продукты износа шин, колодок, стальных колес, рельсов. Гораздо дольше служит фильтр хорошей, снежной зимой, особенно если ездить где-нибудь в деревне. Там воздух намного чище. Словом, если вам "повезло" жить в промышленном центре, где и кислотные дожди - не редкость, фильтр надо проверять почаще. Нужно ли объяснять, почему бумажный фильтр нельзя чем бы то ниШpi?Рис. 1. Одна из комбинированных конструкций воздухоочистителя.Эти и им подобныефильтры требуют периодического обслуживания - очистки, промывки, пополнения свежим маслом. Если недоглядеть, эффективность очистки воздуха, и без того не слишком высокая, резко снижается. С появлением бумажного фильтра появилась возможность почти стопроцентной очистки воздуха, к тому же при минимальном сопротивлении воздухоочистителя - а это способствует улучшению мощностных и экономических характеристик двигателя , п родлевает срок его службы. Поэтому бумажному фильтру вполне можно простить его "од130 ЗА РЛМ 4/95 УЕРис. 2. Эжектор картерных газов для "Жигулей 1 - шланг вентиляции: 2 - эжектор; 3 - сконденсировавшееся масло.было смачивать (особенно маслом)? Бывало, "старички", помнящие прежние конструкции, пытались повышать эффективность фильтра, полив его маслом. Конечно, фильтр переставал работать, поскольку воздух почти не пропускал. Об этом в первую очередь нужно помнить владельцам старых двигателей. Через изношенные кольца в картер прорывается гораздо больше отработавших газов, среднее давление в нем растет, из-за этого усиливается поток газов в вентиляционном шланге - больше паров ика пель масла выбрасывается в воздухоочиститель. Фильтр замасливается изнутри, а дальше происходит то, о чем уже говорилось. Некоторые водители, отсоединив шланг вентиляции от воздухоочистителя, выводят его вниз, под машину. (Шланг для этого приходится заме нять более длинным.) Кстати, немало кулибиных забывают при этом за ткнуть какой-нибудь пробкой отверстие штуцера на воздухоочистителе и пошел в цилиндры песочек...Рис. 3. Удлинитель вентиляционной трубки позволяет избежать замасливания бумажного фильтра: 1 - корпус: 2 крышка; 3 - фильтр; 4 - удлинительК такому способу обычно обращаются, когда мотор начинает пожирать масло банками. Никакое "лечение", кроме, как минимум, замены ко лец, в этом случае недейственно, а со шлангом, выведенным вниз, потери масла могут даже увеличиваться. Так как карбюратор уже не "отсасывает" картерные газы, их давление становится выше атмосферного идвига тель начинает "потеть" маслом через малейшие неплотности прокладок и сальников. (Исправный мотор сис правной вентиляцией "потеть" не должен - он сухой!) Очень характерное место - о т верстие для масляного щупа. Если из него выгоняет масло - с вентиляцией неблагополучно, если же выстреливается щуп - дело совсем дрянь. Но даже малоизношенный мотор однажды (без видимых причин!) м о жет тоже "вспотеть" - с нормальной, штатной вентиляцией. Обычно причиной этого становится пробка из отложений, препятствующая вентиляции. У "Жигулей" такую роль часто берет на себя проволочный пламегаситель, вставленный в шланг (кстати, не все владельцы знают о его существовании). Достаточно извлечь его, чтобы мотор "потеть" перестал. Но ездить совсем без пламегасителя не стоит случаи прорыва пламени в картер всеже бывают. А вдруг именно вам не повезет? Значит, пламегаситель нужно очистить, промыть в растворителе и вернуть на место. Грязь скапливается ив других местах. Например, в "коробочке", приваренной к корпусу воздухоочистителя, где состыкованы большой и малый штуцеры. Последний, по которому часть газов должна отсасываться в задроссельное пространство, иной раз совершенно забивается. Наконец, может захлебнуться отложениями и само золотниковое устройство его тоже положено очищать. Между прочим, если по этим причинам исправный двигатель начинает "потеть", потери масла могут втри четыре раза, а то и более превышать его "законный" расход, озадачивая непонятливого владельца! (См. с та тью в этом же номере журнала.) Российские автолюбители, которых сама жизнь заставляет быть изобретателями, создали немало уст ройств для сбора масла, выбрасываемого из картера в вентиляцию. Плохие не обсуждаем, что же касается хороших, то больше всего на редакционных автомобилях нам понравился "эжектор картерных газов" (ЗР, 1994, № 8), с которым выброса масла в воздухоочиститель практически нет. Устройство миниатюрное, устанавливается в шланг вместо пламегасителя. Но тоже требует внимания, своевременной очистки (рис. 2). Оправдан и другой подход: пары масла не пытаются ловить, но организуют их поток, чтобы они не попадали на бумагу фильтра. Хорошо работает устройство, показанное на рис. 3. В отличие от штатной конструкции, в которой пары масла, попав внутрь воздухофильтра, сразу контактировали с его "гармошкой" и замасливали ее, здесь они подводятся в зону разрежения, прямо к входу в карбюратор. Фильтр остается сухим. Недостаток этой конструкции, в отличие от эжектора, очевиден: картерные газы, н е сущие, кроме масла, еще и копоть, смолы, здесь все равно попадают в воздушные жиклеры карбюратора, ухудшая его работу. И все - т аки это лучше шланга, выведенного вниз. Хотя нашему автомобилисту, как известно, и Тихий океан по колено, все же задумайтесь о воздухе вокруг вас (хотя бы в вашем автомобиле) - неприятный паровозный аромат говорит сам за себя. Итак, если вы замечаете повы шение расхода бензина на 5-10%, ощущаете снижение мощности, если выросло содержание СО в выхлопных газах - немедленно меняйте фильтр на новый. Не пытайтесь регулировать карбюратор - в данном случае это не решение проблемы, а ее обход окольным путем.ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗА РУЛЕМ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЭЛЕКТРОННУЮ БАЗУ ДАННЫХБаза данных Издательства "За рулем" - это ежемесячно обновляемое, надежное и удобное электронное издание, центральная тема которого -автомобиль. База данных включает в себя следующие основные разделы. Каталоги автотранспортной техники - технические и регулировочные данные по легковым, грузовым, спортивным автомобилям, мотоциклам, автобусам и другой автотранспортной технике, а также фотографии машин. Сведения о применяемых эксплуатационных материалах, электронике, колесах, шинах и т. п. Фирмы автомобильной индустрии - общая информация о фирмах: название, адрес, продукция, услуги, историческая и другая информация. Среди фирм представлены как производители, так и продавцы автомобильной продукции и сопутствующих товаров. Личности автомобильной индустрии - общая характеристика личности: дата и место рождения, семейное положение, образование, достижения в жизни, а также другие сведения и фотографии. Библиография - библиографическая информация о печатной продукции Издательства "За рулем" и других издательств. Новости и история автомобилестроения - информация о текущих событиях, исторические сведения и факты, связанные с развитием автотранспортной техники, индустрии, спорта, а также другая информация, представляющая актуальный и исторический интерес. База данных Издательства будет распространяться по подписке и содержать все разделы информации либо выборочно по желанию заказчика. Если вам нужна достоверная информация, охватывающая широкий круг вопросов по автомобильной индустрии и удобная в работе, используйте самый совершенный инструмент, достойный вашей квалификации. Контактный телефон: (095) 207-10-58 факс: (095)207-16-30 ЗА РУЛЕМ 4/95 131