124
оТКЛЮЧАЕМ "МАССУ"GOHMHG оимишламиВ последнее время "массу" ("минус" аккумуляторной батареи) в ав ­ томобилях отключать не принято, так как во время стоянки аккумулятор питает охранную сигнализацию. Между тем, когда сигнализация не ис-Промышленность предлагает автолюбителям немало различных выключателей "массы". Недостаток большинства из них включение прижатием контактов. Со временем такие контакты подгорают, загрязняются, возникает необходимость разборки выключателя, зачистки контактных поверхностей, а иногда и замены прибора целиком. Этого недостатка лишена предлагаемая конструкция самодельного выключателя "массы", в котором контакты замыкаются вращением гайки, при котором происходит самоочищение контактных поверхностей. Его автор Росс ТВЕГ.Рис. 1. Общий вид выключателя "массы": 1 - болт; 2 - гайки; 3 - изолирующая пластмассовая втулка: 4 - винт крепления пластины: 5 - стенка моторного отсека; 6 - контактная пластина; 7 - контактная гайка; 8 - центральный шестигранник болта: 9 - вариант подключения предохранителя: 10 - провод к "минусу" аккумуляторной батареи.пользуется (автомобиль консервируется на зиму или оставляется надолго в гараже), не грех вспомнить о "массе" и отключить ее, чтобы избежать случайного разряда аккумулятора или самого настоящего пожара27 1>45 2 фаски• '25 к2 2г.02Lmm~хштшшм -—* Z. ••••••'' Mftnl •ч304, 4_S19.<, 60 1Рис. 2. Болт.из-за неисправности электропроводки. А в автомобилях, цена которых в силу возраста и износа сравнима с ценой современной импортной сиг ­ нализации, выключатель "массы" вполне может послужить хорошей защитой от угона. Общий вид выключателя пока ­ зан на рис. 1. Пластина 6 (рис. 3) крепится к стенке моторного отсека 5 (см. рис. 1) четырьмя винтами 4и гайками М4 с пружинными шайбами. Из латуни или бронзы изготовляется болт 1 (рис. 2) с шестигранником посередине и резьбой М12 на кон ­ цах. Продетый сквозь пластину и щиток кузова, болт изолируется от них пластмассовой втулкой 3 (см. рис. 1) (можно использовать полиэтиленовую пробку от бутылки) и фиксируется снаружи (в моторном отсеке) гайкой М12. Сквозное от ­ верстие и штифт делают эту гайку несъемной. Другой гайкой со стороны моторного отсека к болту кре ­ пится наконечник провода 10 (см. рис. 1) от "минуса" аккумулятора. Сечение провода должно быть в пределах 16-25 мм2 . Если приме ­ нить провод меньшего сечения, то при включении стартера будет за ­ метно падение напряжения, что мо ­ ж етвызватьзатрудненный пуск двигателя, особенно зимой. Со стороны салона на болт на ­ кручивается гайка 7с резьбой М12 с углублением (рис. 4). Именно эта гайкаивключает "массу". Для удобства вращения пальцами по ­ верхность гайки имеет сетчатое рифление. Один из вариантов противоугонной защиты автомобиля - включение параллельно отключателю "массы" предохранителя 9 (см. рис. 1) на 2-3 А. Этот предохранительп озволит вам при отключенной "массе" пользоваться габаритными огнями , подкапотной лампой или плафоном освещения салона - о д ­ нако немедленно перегорит при по ­ пытке включить стартер.4 ч1о аОGЧУ ч \ /в о ;®л\уРис. 3. Контактная пластина.rfScKjStJV1*1^1^^'1iоюсм Q1 2ю смоо<— > •'j2*45°2 фаскк'1*45°^ 2 фа ;ки 8**30Рис. 4. Контактная тайка.124ЗА РУЛЕМ 4/95