120
Рис. 3. Винт упоракурьезы. В моей практике был случай, когда при попытке прошприцевать новую шаровую опору сварной корпус оказался разорван по точкам сварки (опору шприцевали до установки на автомобиль - хотели сде ­ лать "как лучше"). Что же произошло? Рычажный автомобильный шприц позволяет развитьдавлениеоколо 300 кгс/см 2 , поэтому при смазке нового - неработавшего, "необмятого" шарнира, практически не имеющего зазоров, действительно возможно его разрушение. Тут важно не пе ­ реусердствовать. Вот почему идо ­ работку рулевых шарниров, о которой сказано выше, лучше делать после пробега хотя бы 10-15 тысяч километров, не раньше. Для замены резинового защитного чехла или рулевой тяги как це ­ лого приходится выпрессовывать палец шарнира из рулевой сошки, маятникового рычага или рычага поворотной цапфы. Как правило, выпрессовка пальца из рычага поворотной цап ­ фы затруднений не вызывает. И з ­ вестное многимприспособление А.47052 из книг по ремонту автомобиля вполне удобно. Его чертеж уже не раз публиковался.(Кстати, его нетрудно купить.) Значительно сложнеевыпрессовать палец из сошки или маятникового рычага -неудобен доступ. Рекомендуемое в книгах приспособление А.47035 (рис. 1) на деле не всегда достаточно эффективно. Известны случаи, когда выпрессовать палец с его по ­ мощью не удается. На практике часто используются другие приспособления (одно из них было представлено в журнале - см. ЗР, 1995, № 10). На рис. 2 - усовершенствованное приспособление, использующее похожие принципы ра ­ боты. Детали приспособления вы ви ­ дите на рис. 3, 4, 5. Приспособление включает регул ируемыйупор (детали 1и 2) и стержень 6 (см. рис. 2). Установив упор под сошку или маятниковый рычаг 4, как показано на рисунке, воротком вращают винт 1, создавая некоторое "распорное" усилие между полом и сошкой. С выпрессовывае-Прошу объяснитьНедавно пришлось посидеть за рулем иномарки с гидроусилителем руля. Легкость управления просто поразила, и у меня появилась идея поставить такой на свой ВАЗ-21043. Пожалуйста, напишите: какой необходим гидроусилитель для "жигулей" и "самар"? Как его установить? Гидроусилитель руля - устройство, бесспорно, полезное. Сложно назвать зарубежный автомобиль, который в настоящее время не оснащался бы серворулем (рулем с усилителем) - серийно или по заказу. Причем тенденция такова, что даже на крохотных машинках класса "Оки" усилитель становится стандартным оборудованием. И не случайно: это устройство, кроме удобства пользования автомобилем, повышает его активную безопасность. Во-первых, водителю легче выполнять сложные маневры. Во-вторых, - и это, видимо, главное - при повреждении на большой скорости колеса, даже управляемого, усилитель поможет "удержать" машину. Отечественная промышленность не выпускает гидроусилителей рулевого управления для легковых автомобилей (кроме лимузинов ЗИЛ). Однако приобрести и установить на некоторые модели российских машин усилитель все-таки можно. Крупнейший европейский производитель подобного оборудования фирма ZF имеет в своей программе устройства, адаптированные для "Нивы" и "Волги". Их продает представительство фирмы в Москве, "АвтоГАЗтехобслуживание", а также тюнинговые мастерские (ВИД в Москве, ВЛАМА в Тольятти), где усилитель может быть смонтирован. Общая стоимость такой переделки S1000-1200. В перспективе появится серворуль и для "Газели" - прототипы у ZF уже есть. Волжский автозавод для модели -2110 и ее модификаций планирует выпускать усилитель сам - лицензия закуплена. Пока, правда, "десятки" будут сходить с конвейера без этого полезного устройства. А вот владельцам других отечественных машин сложнее. После подгонки трубопроводов и присоединений на классические ВАЗы возможна установка гидроусилителя руля, предназначенного для "Нивы". На спортивные "Самары" механики иногда монтируют соответствующий агрегат от "Опеля", но вопрос адаптации устройства для обычных машин пока остается открытым. Проблема самостоятельного подбора и установки подходящего гидроусилителя, кроме технической, имеет и другую сторону. Вмешательство в рулевой привод требует получения в НАМИ или у изготовителя автомобиля соответствующих сертификатов безопасности, без которых его эксплуатация будет запрещена ГАИ,.10АШ| 2*45° 6504>j5iшРис. 5. Стержень.*1V502.5- 45 " 3 фаски , „!ттттЩЙИщ ^7М11... i.,., _SооU§2•IH^HHHРис. 4. Упор 1 20 ЗРЛМ49А УЕ 5мого пальца 5 отворачивают корончатую гайку на "22" ( М 14х1 , 2 5 ) , предварительно вынув шплинт. З а ­ тем устанавливают стержень 6 на торец пальца и ударами молотка выпрессовывают последний из сош ­ ки (маятникового рычага). Молоток должен быть достаточно массивным, чтобы выбить палец одним-двумя ударами, иначе ваши усилия уйдут лишь на то, чтобы расплющивать верхний торец стержня 6. Кстати, работа существенно уп ­ рощается, если узел предварительно "размягчить" с помощью популярных у нас жидкостей - WD-40, "Тосола", керосина, тормозной жидкости и других, обладающих высокой проникающей способностью. Сравнение этого приспособления с уже упоминавшимся выше А.47035 (см. рис. 1) оказывается не в пользу последнего. Даже в случае, когда оно все же позволяет выпрессовать палец, это требует больше времени: нужно установить рычаг 3 съемника, правильно сориентировать коромысло 2 относительно резьбового конца пальца, затем вращать болт 4 рычага ключом . П риспособлениеже , представленное на рис. 2, позволяет выпрессовать палец буквально за несколько секунд, что делает его очень полезным в любом гараже или мастерской.