сИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ "ВОЛГИ": ПРОВЕРКА И РЕМОНТВ предыдущем выпуске вкладки "Своими силами" (см. ЗР, 1996, № 3) мы рассказывали о диагностике возможных неисправностей и ремонте передней подвески автомобиля ГАЗ31029. В продолжении серии публикаций об этом автомобиле особенности системы охлаждения двигателей "Волги" (ЗМЗ-402 и ЗМЗ-4021).GOHMHG оимишламиСистема охлаждения "Волги" н е многим отличается от систем охлаждения других отечественных автомобилей. Водяной насос, термостат, радиатор, расширительный бачок... Разве что термостат встроен в патрубок системы, а радиатор спереди прикрывают (или приоткрывают) жалюзи, управляемые тросиком из салона. Да еще в верхний бачок радиатора ввернут датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости. Так что "болезни" двигателей жидкостного охлаждения характерны и для мотора "Волги". О перегреве охлаждающей жид кости водителю сообщает красная лампочка на щитке приборов. Датчикспасти положение, не выключая мотора. Во-первых, включим "печку". Это позволит впрыснуть в систему охлаждения порцию холодного 'Тосола". Если "Тосола" в расширительном бачке мало или нет вообще, откроем бачок (не радиатор!) и начнем доливать в него 'Тосол" или воду, если дело про-исходит летом. Если заклинили жалюзи, попытаемся их открыть и привести машину в движение: набегающий по ток воздуха поможет охладить радиатор до необходимой температуры. Некоторые неисправности, впрочем, невозможно устранить на работающем двигателе. Например, подтянуть или заменить ремни привода вентилятора и помпы. Поэтому постараемся работать по возможности быстрее и, пока детали двигателя не успели пе регреться без охлаждения, вновь за пустим мотор. Два приводных ремня хорошая страховка, однако и она подчас подводит, если на их шкивы попадет убегающее из двигателя масло и возникнет пробуксовка ремней. Чрезмерная натяжка привода также не продлит срока службы ремней, вдобавок увеличив нагрузку на подшипники генератора. Так что не будем забывать о регулярной проверке натяжения ремней: прогиб их от приложенного усилия примерно 4 кгс может составлять 8-10 мм, не более. Самый благоприятный температурный диапазон для работы двигателя лежит в пределах 85-90°С. Регулировать его в холодное время года и при прогреве двигателя водитель может с помощью жалюзи, приоткрывая или прикрывая их по мере необходимости. А чтобы пластины жалюзи и тросик их привода двигались без затруднений, следует регулярно смазывать подвижные соединения пластин и закладывать смазку в оболочку тросика.К радиаторуРис. 1. Система охлаждения "Волги": 1 - радиатор отопителя: 2 - краник отопителя: 3 - двигатель; 4 - водяной насос; 5 - термостат; 6 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе: 7 - выходной (верхний) патрубок; 8 - крышка радиатора: 9 - крышка расширительного бачка; 10 - расширительный бачок; 11 - жалюзи; 12 - сливной краник радиатора; 13 - вентилятор; 14 - сливной краник блока цилиндров.срабатывает при температуре "Тосола" 104-109°С. Если лампочка загорелась, следует немедленно остановить машину (но не выключать сразу двигатель!) и устранить причину перегрева. Чаще всего к перегреву приводят падение уровня охлаждающей жидкости, обрыв или проскальзывание приводных ремней крыльчатки вентилятора и помпы, закрытые (заклинившие) жалюзи, неисправный термостат. Чтобы не нанести двигателю теплового удара в результате резкой его остановки при перегреве, постараемся114 ЗА РУЛЕМ 4/95К радиаторуГЬ^ ^^А таплт£>й)1иХSsjbt-iiiсШж*\Ш» втЩгЛТаЪ—S/э/вРис. 2. Принцип действия термостата: а - термостат закрыт; б - термостат открыт. Крышка заливной горловины радиатора (рис. 4) - также важный элемент системы охлаждения "Волги". Блок клапанов, смонтированный в ней, поддерживает в системе повышенное давление, благодаря чему температура кипения "Тосола" п о вышается до 109-112°С. З акипа ние охлаждающей жидкости при более низких температурах о Рис. 3. Водяной насос: 1 - шкивы привода: 2 - фиксатор: 3 - манжета; 4 - свидетельствует неисправности кла крыльчатка насоса: 5 - уплотнительная шайба: 6 - контрольное панов и требует за отверстие для выхода охлаждающей жидкости. мены крышки . Н а помним, что паровой клапан крышки 5 должен открыватьНа неисправность термостата (см. ся при избыточном давлении рис. 2) может указать датчик темпера0,45-0,60 кгс/см 2 (при этом избыток туры охлаждающей жидкости 6 (рис. 1). нагретой жидкости перетекает по Датчик перегрева в этом случае, как трубке в расширительный бачок), а правило, не задействован, так как перевоздушный клапан 8 открывается гретый 'Тосол" попросту не доходит до при недостаточном давлении в сисрадиатора из-за закрытого термостата. теме (разрежение 0,01-0,10 кгс/см 2 ). Если после прогрева двигателя темпеРазумеется, проверить эти цифры на ратура охлаждающей жидкости продолпрактике трудно, однако об исправжает расти, а лампочка перегрева не ности крышки может косвенно сви горит, потрогаем выходной верхний падетельствовать такой показатель: трубок, ведущий от двигателя к радиапри закрытой крышке из отвернутого тору. Если он холодный - значит, теркраника радиатора вытечет не весь мостат неисправен. Иногда удается "Тосол", находящийся в системе. привести термостат в чувство, энергично разминая пальцами резиновый вы Ни в коем случае нельзя отвораходной патрубок. Но чаще всего прибор чивать крышку радиатора при работе требует замены. При этом он, как прадвигателя, в особенности после его вило, не отказывает сразу, а постепенно прогрева. В результате снижения даповышает температуру охлаждающей вления в системе температура закижидкости на рабочих режимах. Если вы пания 'Тосола" снизится, и вы рискуезаметили, что двигатель вашей машины те получить в лицо струю кипятка, становится все более и более "горячим", Водяной насос (помпа) обычно не непременно обратите внимание на тертребует обслуживания в ходе эксплумостат и проверьте правильность его атации. Смазка в его подшипник за работы. Основной клапан исправного ложена на весь срок службы. Если термостата начинает открываться при неожиданно даст течь манжета 3 температуре 78-92°С, а при 94°С он (рис. 3) (что будет заметно по выходу должен быть полностью открыт. "Тосола" из контрольного отверстия 6в нижней части насоса), то жидкость не попадет в подшипник и не повредит его. Увы, это не освобождает владельца от замены манжеты, так как утечка жидкости будет постепенно нарастать. Если же по пытаться заткнуть контрольное отвер стие, то через неко торое время засви Рис. 4. Крышка радиатора: а - открыт паровой клапан: б - открыт стит и выйдет из воздушный клапан: 1 - стойка: 2 - крышка; 3 - запорная пружина: строя подшипник 4 - уплотнитель: 5 - паровой клапан; 6 - прокладка парового помпы. Так что сза клапана; 7 - горловина радиатора: 8 - прокладка воздушного меной манжеты луч клапана: 9 - пружина воздушного клапана; 10 - седло воздушного ше не тянуть. клапана: 11 - трубка к расширительному бачку.ЭКСТРАКТОРЫс воротком.Дантиста это слово вряд ли удивит: то, что по-латыни пишется "extrohere" - означает "извлекать". Итак, надо отвернуть болт, ввернутый вами несколько лет назад и крепко "прихваченный" коррозией. Очень часто при большом усилии на ключе металл (особенно в месте перехода к резьбе) начинает "течь" - и в следующую секунду болт срезается. Пытаясь как-то размягчить соединение, его заранее смачивают - кто керосином, кто "фирменными" препаратами. Но толку никакого, ибо продукты коррозии, заполнившие резьбу, по прочности похожи на цемент. Остается нагрев - средство не везде применимое, но исключительно эффективное. Что же делать, если болт срезался? Допустим, нагрели вы его. А дальше? Как ухватить стержень, срезавшийся под корень? В стержне болта сверлят отверстие. Заточив напильник в виде треугольного шабера, молотком вбивают его в отверстие, после чего ключом вращают напильник ис ним остатки болта. Очень часто при этом "инструмент" ломается с опасными для исполнителя работы последствиями. А в случае, если кусок напильника крепко застрянет в теле болта, это может перерасти в самостоятельную проблему. Выполнить работу с высоким качеством, не рискуя практически ничем, позволяет показанный на снимке набор экстракторов производства АО "Харьковский инструментальный завод" ИНCTPA-25-1. В набор входят четыре экстрактора с диаметром хвостовика 4, 5, 6 и8 мм и удобный вороток. Рекомендуемые фирмой диаметр и глубину отверстия, соответствующие каждому экстрактору, приводим в таблице. Конусообразная режущая часть экстрактора имеет своеобразную левую резьбу - особого профиля, очень прочную. Экстрактор вводится в отверстие, затем вороток вращают против часовой стрелки, пока экстрактор не заклинится. Дальнейшее вращение обеспечит отворачивание разрушенного болта или шпильки. Любой опьпный автомобилист сталкивается с подобными ситуациями, поэтому приобретение такого инструмента вряд ли можно считать неоправданным. Прикиньте сами!.. Отдел испытанийДиаметр хвостовика, мм Диаметр отверстия, мм Глубина отверстия. Мм4 255 2,5 76 498 5.2 11ЗА РУЛЕМ 4/95 115