114
115
сИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ "ВОЛГИ": ПРОВЕРКА И РЕМОНТВ предыдущем выпуске вкладки "Своими силами" (см. ЗР, 1996, № 3) мы рассказывали о диагностике возможных неисправностей и ремонте передней подвески автомобиля ГАЗ31029. В продолжении серии публикаций об этом автомобиле особенности системы охлаждения двигателей "Волги" (ЗМЗ-402 и ЗМЗ-4021).GOHMHG оимишламиСистема охлаждения "Волги" н е ­ многим отличается от систем охлаждения других отечественных автомобилей. Водяной насос, термостат, радиатор, расширительный бачок... Разве что термостат встроен в патрубок системы, а радиатор спереди прикрывают (или приоткрывают) жалюзи, управляемые тросиком из салона. Да еще в верхний бачок радиатора ввернут датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости. Так что "болезни" двигателей жидкостного охлаждения характерны и для мотора "Волги". О перегреве охлаждающей жид ­ кости водителю сообщает красная лампочка на щитке приборов. Датчикспасти положение, не выключая мотора. Во-первых, включим "печку". Это позволит впрыснуть в систему охлаждения порцию холодного 'Тосола". Если "Тосола" в расширительном бачке мало или нет вообще, откроем бачок (не радиатор!) и начнем доливать в него 'Тосол" или воду, если дело про-исходит летом. Если заклинили жалюзи, попытаемся их открыть и привести машину в движение: набегающий по ­ ток воздуха поможет охладить радиатор до необходимой температуры. Некоторые неисправности, впрочем, невозможно устранить на работающем двигателе. Например, подтянуть или заменить ремни привода вентилятора и помпы. Поэтому постараемся работать по возможности быстрее и, пока детали двигателя не успели пе ­ регреться без охлаждения, вновь за ­ пустим мотор. Два приводных ремня хорошая страховка, однако и она подчас подводит, если на их шкивы попадет убегающее из двигателя масло и возникнет пробуксовка ремней. Чрезмерная натяжка привода также не продлит срока службы ремней, вдобавок увеличив нагрузку на подшипники генератора. Так что не будем забывать о регулярной проверке натяжения ремней: прогиб их от приложенного усилия примерно 4 кгс может составлять 8-10 мм, не более. Самый благоприятный температурный диапазон для работы двигателя лежит в пределах 85-90°С. Регулировать его в холодное время года и при прогреве двигателя водитель может с помощью жалюзи, приоткрывая или прикрывая их по мере необходимости. А чтобы пластины жалюзи и тросик их привода двигались без затруднений, следует регулярно смазывать подвижные соединения пластин и закладывать смазку в оболочку тросика.К радиаторуРис. 1. Система охлаждения "Волги": 1 - радиатор отопителя: 2 - краник отопителя: 3 - двигатель; 4 - водяной насос; 5 - термостат; 6 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе: 7 - выходной (верхний) патрубок; 8 - крышка радиатора: 9 - крышка расширительного бачка; 10 - расширительный бачок; 11 - жалюзи; 12 - сливной краник радиатора; 13 - вентилятор; 14 - сливной краник блока цилиндров.срабатывает при температуре "Тосола" 104-109°С. Если лампочка загорелась, следует немедленно остановить машину (но не выключать сразу двигатель!) и устранить причину перегрева. Чаще всего к перегреву приводят падение уровня охлаждающей жидкости, обрыв или проскальзывание приводных ремней крыльчатки вентилятора и помпы, закрытые (заклинившие) жалюзи, неисправный термостат. Чтобы не нанести двигателю теплового удара в результате резкой его остановки при перегреве, постараемся114 ЗА РУЛЕМ 4/95К радиаторуГЬ^ ^^А таплт£>й)1иХSsjbt-iiiсШж*\Ш» втЩгЛТаЪ—S/э/вРис. 2. Принцип действия термостата: а - термостат закрыт; б - термостат открыт. Крышка заливной горловины радиатора (рис. 4) - также важный элемент системы охлаждения "Волги". Блок клапанов, смонтированный в ней, поддерживает в системе повышенное давление, благодаря чему температура кипения "Тосола" п о ­ вышается до 109-112°С. З акипа ­ ние охлаждающей жидкости при более низких температурах о Рис. 3. Водяной насос: 1 - шкивы привода: 2 - фиксатор: 3 - манжета; 4 - свидетельствует неисправности кла ­ крыльчатка насоса: 5 - уплотнительная шайба: 6 - контрольное панов и требует за отверстие для выхода охлаждающей жидкости. мены крышки . Н а ­ помним, что паровой клапан крышки 5 должен открыватьНа неисправность термостата (см. ся при избыточном давлении рис. 2) может указать датчик темпера0,45-0,60 кгс/см 2 (при этом избыток туры охлаждающей жидкости 6 (рис. 1). нагретой жидкости перетекает по Датчик перегрева в этом случае, как трубке в расширительный бачок), а правило, не задействован, так как перевоздушный клапан 8 открывается гретый 'Тосол" попросту не доходит до при недостаточном давлении в сисрадиатора из-за закрытого термостата. теме (разрежение 0,01-0,10 кгс/см 2 ). Если после прогрева двигателя темпеРазумеется, проверить эти цифры на ратура охлаждающей жидкости продолпрактике трудно, однако об исправжает расти, а лампочка перегрева не ности крышки может косвенно сви ­ горит, потрогаем выходной верхний падетельствовать такой показатель: трубок, ведущий от двигателя к радиапри закрытой крышке из отвернутого тору. Если он холодный - значит, теркраника радиатора вытечет не весь мостат неисправен. Иногда удается "Тосол", находящийся в системе. привести термостат в чувство, энергично разминая пальцами резиновый вы ­ Ни в коем случае нельзя отвораходной патрубок. Но чаще всего прибор чивать крышку радиатора при работе требует замены. При этом он, как прадвигателя, в особенности после его вило, не отказывает сразу, а постепенно прогрева. В результате снижения даповышает температуру охлаждающей вления в системе температура закижидкости на рабочих режимах. Если вы пания 'Тосола" снизится, и вы рискуезаметили, что двигатель вашей машины те получить в лицо струю кипятка, становится все более и более "горячим", Водяной насос (помпа) обычно не непременно обратите внимание на тертребует обслуживания в ходе эксплумостат и проверьте правильность его атации. Смазка в его подшипник за ­ работы. Основной клапан исправного ложена на весь срок службы. Если термостата начинает открываться при неожиданно даст течь манжета 3 температуре 78-92°С, а при 94°С он (рис. 3) (что будет заметно по выходу должен быть полностью открыт. "Тосола" из контрольного отверстия 6в нижней части насоса), то жидкость не попадет в подшипник и не повредит его. Увы, это не освобождает владельца от замены манжеты, так как утечка жидкости будет постепенно нарастать. Если же по ­ пытаться заткнуть контрольное отвер ­ стие, то через неко ­ торое время засви ­ Рис. 4. Крышка радиатора: а - открыт паровой клапан: б - открыт стит и выйдет из воздушный клапан: 1 - стойка: 2 - крышка; 3 - запорная пружина: строя подшипник 4 - уплотнитель: 5 - паровой клапан; 6 - прокладка парового помпы. Так что сза ­ клапана; 7 - горловина радиатора: 8 - прокладка воздушного меной манжеты луч ­ клапана: 9 - пружина воздушного клапана; 10 - седло воздушного ше не тянуть. клапана: 11 - трубка к расширительному бачку.ЭКСТРАКТОРЫс воротком.Дантиста это слово вряд ли удивит: то, что по-латыни пишется "extrohere" - означает "извлекать". Итак, надо отвернуть болт, ввернутый вами несколько лет назад и крепко "прихваченный" коррозией. Очень часто при большом усилии на ключе металл (особенно в месте перехода к резьбе) начинает "течь" - и в следующую секунду болт срезается. Пытаясь как-то размягчить соединение, его заранее смачивают - кто керосином, кто "фирменными" препаратами. Но толку никакого, ибо продукты коррозии, заполнившие резьбу, по прочности похожи на цемент. Остается нагрев - средство не везде применимое, но исключительно эффективное. Что же делать, если болт срезался? Допустим, нагрели вы его. А дальше? Как ухватить стержень, срезавшийся под корень? В стержне болта сверлят отверстие. Заточив напильник в виде треугольного шабера, молотком вбивают его в отверстие, после чего ключом вращают напильник ис ним остатки болта. Очень часто при этом "инструмент" ломается с опасными для исполнителя работы последствиями. А в случае, если кусок напильника крепко застрянет в теле болта, это может перерасти в самостоятельную проблему. Выполнить работу с высоким качеством, не рискуя практически ничем, позволяет показанный на снимке набор экстракторов производства АО "Харьковский инструментальный завод" ИНCTPA-25-1. В набор входят четыре экстрактора с диаметром хвостовика 4, 5, 6 и8 мм и удобный вороток. Рекомендуемые фирмой диаметр и глубину отверстия, соответствующие каждому экстрактору, приводим в таблице. Конусообразная режущая часть экстрактора имеет своеобразную левую резьбу - особого профиля, очень прочную. Экстрактор вводится в отверстие, затем вороток вращают против часовой стрелки, пока экстрактор не заклинится. Дальнейшее вращение обеспечит отворачивание разрушенного болта или шпильки. Любой опьпный автомобилист сталкивается с подобными ситуациями, поэтому приобретение такого инструмента вряд ли можно считать неоправданным. Прикиньте сами!.. Отдел испытанийДиаметр хвостовика, мм Диаметр отверстия, мм Глубина отверстия. Мм4 255 2,5 76 498 5.2 11ЗА РУЛЕМ 4/95 115