110
111
сЛОМАН ШТИФТ-(воимиш оимишламиЧТО ДАЛЬШЕ?Неумело работая, некоторые владельцы автомобилей ВАЗа, сами того не замечая, повреждают малозаметную, но очень важную деталь в соединении распределительного вала и ведомой звездочки с 38 зубьями. Это небольшой цилиндрический штифт, поломка которого оборачивается аварией двигателя. Слово инженеру Россу ТВЕГУ.Вам понадобилось заменить распределительный вал, цепь привода газораспределительного механизма (без распрессовки звеньев), звездочку привода? Во всех этих случаях последнюю приходится снимать, а потом ставить на место. Простая, казалось бы, операция может обрасти нежелательными осложнениями. На рис. 1 показана конструкция этого узла в штатном исполнении. К торцу распределительного вала 1 звездочка 2 крепится центральным болтом 5 (резьба М 10x1,25, головка под ключ "на 17'), а фиксируется в строго определенном положении (вспомним о фазах газораспределения) цилиндрическим штифтом 6. Между головкой болта и звездочкой находятся две шайбы - опорная 3и кон-Рис. /. "Штатная" конструкция соединения распределительного вала и звездочки: 1 распредвал: 2 - звездочка: 3 - опорная шайба: 4 - контровочная (фиксирующая) шайба: 5 - центральный болт: 6 - штифт.предвала происходит "встреча": одна и та же пара зубьев звено цепи; а через шесть оборотов - и полное повторение картины нагружения (тот же такт) (рис. 2). Известно, что в цепных передачах (особенно на мотоциклах) таких совпадений стараются избегать. Другой (и главный) элемент, препятствующий самоотворачиванию болта и аварийной "разборке" узла, это штифт. Правда, при одном важном условии: он должен быть установлен сза ­ данным натягом во фланце распределительного вала ис малым зазором в звездочке. Если штифт разболтан, стенки отверстий (в довольно мягком материале - чугуне) обминаются, "наклёпываются", как показано на рис. 3, из-за этого фазы га ­ зораспределения запаздывают на несколько градусов (см. табл. 1). Как видим, влияние обмятия сопоставимо с ошибкой установки фаз на один зуб. В случае поломки штифта распределительный вал способен уже при ослабленном болте провернуться относительно звездочки на произвольный угол. За этим следует авария двигателя, так как "встреча"Рис. 2. Когда число звеньев цепи кратно числу зубьев, происходят "встречи" одних и тех же пар зубьев и звеньев, ускоряющие неравномерный износ, приводящие к рывкам при работе. Звено № 1 и зуб № 1 - условная пара, каждая встреча - через 3 оборота звездочки.тровочная 4. Хотя этот болт и должен бьпь довольно сильно затянут (моментом 4,7-6 кгс.м), самоотворачивание все-таки возможно, чему способствуют особые условия работы узла - переменные (пульсирующие) нагрузки. Управляя открытием-закрытием клапанов, кулачки распределительного вала то сжимают, то отпускают кла-^1 ^• 1• ---з 4е/Р"1Ш-Рис. 3. Смятие стенок отверстий звездочки и распредвала: 1 - распредвал: 2 - штифт: 3-звездочка.панные пружины. На эту картину, по мере износа цепи (всегда неравномерного), может накладываться и связанный с ней эффект, особенно на двигателях, где цепь со 114 звеньями (ВАЗ-2101, -21011). Это число кратно количеству зубьев звездочек (19 и 38), значит, через каждые три оборота расРис. 4. Этим способом "доворота" распредвала повреждают штифт и его посадку.110ЗА РУЛЕМ 4/95 звездочки с надетой на нее цепью трудно совместить со штифтом. Когда "ошибка" срав=! 4 нительно невелика (или так ка-5 жется мастеру!), звездочку са ­ жают на штифт, попросту затяi i . гивая центральный болт, то есть j насилуя детали! in Ю Конечно, для желаемого совмещения надо как-то довер05 ,11 нуть коленчатый или распреде23.5 лительный вал. Первое делать не всегда удобно (особенно если Рис. 5. Ключ для доворачивания распредвала. у вас нет ключа "на 38"). Чаще поворачивают распределительный, к тому же в этом случае Длина дуги обмятая, 0.5 2.0 1.0 1,6 При ошибке легче угадать величину "доворомм на 1 зуб та". Но распределительный вал в компании клапанных пружин! Угол 48 14 18 18.95 нелегко повернуть на нужный по коленвалу. град. угол. Напрашивается: отвернуть 23.4 Смещение метки 5,2 10.4 18.2 24.63 на несколько оборотов гайки на шкиве коленвала. мм крепления корпуса распредвала или "распустить" регулировку клапанов. Второе делать вообще не клапанов и поршней - за исключением стоит - эффект мал, а последующая отдельных "вазовских" двигателей регулировка зазоров - лишние хлопоты. (ВАЗ-2105 и ВАЗ-21083) - неизбежна. Лучше первое. Но и этого многие не деЕсли штифт не сломан, но сидит лают - просто доворачивают до места слабо, окружные колебания звездочраспредвал с помощью отвертки, встаки сначала ослабляют затяжку болта, вленной между его центральным выстуа затем, особенно если сломается пом и штифтом, как показано на рис. 4. (как это иногда бывает) "усик", загнутый в отверстие звездочки, болт наКак и при "посадке" звездочки с починает отворачиваться. Результат мощью центрального болта, такое истот же, что и при сломанном штифте. пользование отвертки зачастую не проходит бесследно. Мягкий чугун сминаетЧто помимо условий работы спося, и начинается процесс разбалтывания, собствует ослаблению штифта? Вспомо котором мы уже говорили. В некоторых ним, например, как многие из нас дейслучаях от такого усилия хрупкий штифт ствовали, устанавливая звездочку на сразу ломается, в других (когда зазоры распределительный вал. Как правило, приводят к взаимным перемещениям из-за небольшого поворота распредедеталей) - его ломает накопившаяся услительного или коленчатого валов и талость, особенно, если центральный влияния натяжителя цепи отверстие , болт слабо затянут, а двигатель продолжают эксплуатировать. Итак, чтобы не калечить штифт, крепление корпуса распредвала лучше все-таки освободить. Кроме того, даже используя какой-то рычаг (отвертку), старайтесь прикладывать усилие к основанию штифта, а не к внешнему концу. В мастерской, где работают профессионалы, применяют специальный ключ (рис. 5). А если штифт все же сломан? Ремонтируют распредвал по-разному. Например, устанавливают в новом месте другой Отв под штиф штифт, сделав новое отверстие ив звездочке. Но мы расскажем о варианте ремонта, позволяющем, на наш взгляд, даже усовершенствовать этот узел. В частности, предлагаемый способ фиксации болта практически исключает возможность его неза0 5 . 5 г1О - 1 * 4 5 / Э 5,5рассверлить дое6 / программированного "освобожРис. 6. Ремонт (с доработкои) торца распределительного вала дения" и самоотворачивания. В звездочке (рис. 6, вид Б) от(вид А) и звездочки (вид Б). верстие под "усик" фиксирующей200* +>Рис. 7. Измененная конструкция соединения распределительного вала и звездочки: 1 - распредвал: 2-винт Мб: 3 - звездочка: 4 - опорная шжба: 5 - контровочная шайба: 6 - центральный болт.Рис. 8. Новая опорная шайба.шайбы рассверливают до диаметра 6 мм, в диаметрально противоположной точке фланца (см. размер "В') сверлят второе отверстие. По этим отверстиям выполняют разметку отверстий (показана крестиками на рис. 6, вид А) в торце распредвала. Сверлят два отверстия диаметром 4,9 мм и глубиной 13 мм и нарезают в них резьбу Мб. Теперь звездочка на распредвале фиксируется винтами 2с резьбой Мб, "отвечающими" за фазы газораспределения (рис. 7). В свою очередь, винты страхует от самоотворачивания новая опорная шайба 4. Ее особенность - две лыски (размер 28 мм) и пазы шириной 8 мм (рис. 8). Толщина шайбы (4 мм) позволяет, прижимая ее к головкам винтов Мб затяжкой центрального болта, обработать затем кромки пазов так, чтобы после окончательной затяжки шайба не давала винтам самоотворачиваться и одновременно не могла поворачиваться сама. Замыкается вся цепочка контровочной шайбой 5 (рис. 9), один край которой загибают на грань лыски опорной шайбы, а другой - на грань затянутого болта 6. Как показал опыт, такое соединение звездочки и распределительного вала прочностью и надежностью не уступает заводскому.I 1/\ 'гЮХ\^У\в35сРис. 9. Контровочная шайба.ЗА РУЛЕМ 4 95 111