105
106
107
Наши читатели будут, вероятно, удивлены, не найдя приложения "Своими силами" в центре журнала. Да, начиная с № 4, оно займет новое место - в едином блоке со статьями, описывающими автомобиль, так сказать, "изнутри". И прежде всего с теми, что печатались в "Клубе автолюбителей". (Не подумайте, что мы пожертвовали "Клубом" просто он интегрирован в более широкий раздел - приложение "Своими силами" и от этого только выиграет.) Объем технических материалов при этом не изменится, а вот оформление существенно улучшится. Обратите внимание: мы нашли возможность улучшить качество бумаги, отказались от "чертежного" оформления. Рисунки отныне будут цветными - а значит, более наглядными и понятными. Причем новое качество полиграфического исполнения журнала не увеличит его подписную цену в первом полугодии.СТАВИМ МАГНИТОЛУ НА "САМАРУ" ВАЗ-2108"Нам песня строить и жить помогает". Магнитола - верный проводник этой идеи. Поэтому такой прибор желает поставить почти каждый ав ­ томобилист. Мы постараемся помочь это сделать. Установка магнитолы - дело несложное. Самостоятельная работа сэкономит 50 - 80 долларов. П ри ­ мерно столько просят на всевозможных сервисных станциях за монтаж не очень сложной системы. Мы вы ­ брали " C OHH - X R - C 213EE " (цена 432 доллара, см. ЗР, 1996, № 1). У нее две пары динамиков диаметром 110 мм для задней части машины и 130 мм для передней. У "XR" - съемная панель управления - неплохой способ уберечь аппарат от воров. Правда, случается, крадут магнитофон и без панели, но таких бессмысленных краж становится все меньше. Специальный инструмент для работы, кроме электрической дрели, не потребуется. Сначала разбираем передние двери, чтобы на их обивку установить динамики. Небольшой отверткой вынимаем две заглушки из ручки, закрывающие доступ к винтам. Крестообразной отверткой вывинчиваем два винта, притягивающих руч ­ ку к двери, и снимаем ее (фото 1). На очереди ручка стеклоподъемника. Чтобы ее снять, необходимо вынуть замок, фиксирующий ручку на валу. В замке есть небольшой уступ, направленный в сторону обивки, к о ­ торый не дает выскочить замку. Выступ нужно обнаружить и вывести из зацепления. Для этого вставляем от ­ вертку между упорным кольцом и замком ручки, немного их раздвигаем и, поддев другой отверткой, в ы ­ нимаем замок (фото 2). Снимаем де ­ тали ручки стеклоподъемника. К ре ­ стообразной отверткой вывинчиваем снизу два винта, крепящих обивку и вещевой карман к двери (фото 3). Аккуратно поддев отверткой, вынимаем пластмассовую нишу рычага, открывающего замок двери (фото 4). Вывинчиваем его фиксатор-кнопку. Теперь надо снять обивку двери. Она прикреплена к панели с помощью специальных пистонов, сломать которые при небрежной работе - п а ­ ра пустяков. Конечно, можно купить на рынке новые, но там, как правило, продают пистоны из жесткогоихрупкого материала. Они часто ло ­ маются и слабо держат панель, к о ­ торая при этом вибрирует и неприятно скрепит. Руками отжимаем на се ­ бя обивку и просовываем в щель отвертку, как можно ближе к пистону. Ею и отрываем обивку от двери, п о ­ очередно "выдергивая" пистоны из отверстий (фото 5). Обычно на упаковочных коробках магнитол (динамиков) есть шаблоны, по которым надо разметить отверстия для динамиков в местах их крепления. На обратной стороне в задней части обивки по шаблону рисуем окружность (фото 6). Полагаем, это можно сделать и без шаблона - по динамику. Вырезаем ножом или высверливаем по окружности посадочное место для динамика. Вставляем его туда вместе с удерживающей планкой (фото 7). Прокалываем шилом четыре отверстия для крепления динамика и завинчиваем туда саморезы (фото 8). Толщины обивки вполне достаточно для на ­ дежного крепления без специальных скоб для саморезов.ЗА РУЛЕМ 4/96 105 Вывинчиваем три самореза на нижней накладке передней стойки и снимаем ее (фото 9). В коробе стойки возле петли делаем отверстие диаметром 8-10 мм. Такое же, но немного выше - по краю двери (фото 10). Отверстия необходимы для проводов. Разница по высоте пре ­ дотвратит чрезмерный перегиб их и быстрый выход из строя. Это рас ­ стояние определяем по длине имеющегося в запасе гофрированного резинового чехла - он не должен сильно вытягиваться при открытой двери и пережиматься при закрытой. Для этой цели подойдут чехлы , обычно использумые для защиты тросов, к примеру, сцепления у "Таврии" или АЗЛК - 2 141 . Подойдет и чехол для проводов, устанавливаемый между кузовом и задней две ­ рью (крышкой багажника) "Самары". Отводим в сторону ковер ишу моизоляцию и пропускаем провода через отверстия в кузове, стойке и двери. Чтобы они не болтались внутри двери, их лучше закрепить липкой лентой или простой веревкой. Д ру ­ гую часть провода проводим над пе ­ далями и рулевой колонкой до спе ­ циальной ниши магнитолы. Затем ставим динамики (колонки) в задней части автомобиля. Не советуем их монтировать на полке багажника : в о - п ервых , будет не ­ удобно пользоваться этим отделением (иногда ведь приходится вовсе снимать полку); во-вторых, рискуете лишиться ее вместе с динамиками на стоянке возле магазина, работы или дома. Для лиходеев это лако ­ мый кусок: разбить заднее стекло или открыть дверь и ухватить добычу - дело пяти секунд. Лучше разместить динамики на опорах полки - в специально отведенных для этой цели местах. К о ­ нечно, д иаметрдинамиков будет меньшим , что часто не приемлет тонкий ценитель звука высокого ка ­ чества, но из двух зол выбирают меньшее. Крепить динамики просто - там есть специальные удерживающие пазыи два отверстия для крепления саморезами (фото 11). Провода прокладываем по арке колеса в сторону задних фонарей, под защитной панелью (фото 12). Если таковых на машине нет, то провода следует провести вперед по ар ­ ке. Далее по краю арки под ковром до спинки заднего сиденья (фото 13). Вывинчиваем винт крепления защитного кожуха замков ремней безопасности. С помощью сталистой проволоки протаскиваем провода под ковром над туннелем кузова до ремней (фото 14). Ведем их вдоль воздуховода задней части машины мимо рычага переключения передач под вещевым ящиком до моторного щита и заводим в нишу магнитолы. Сверлить отверстие в крыле для штыревой наружной антенны мы не стали - жалко дырявить машину. Поэтому выбрали активную антенну, которую прикрепили внутри салонана ветровом стекле возле зеркала заднего вида. Вывинчиваем саморез из держателя солнцезащитного ко ­ зырька и заводим под него "массовый" провод антенны (фото 15). Проталкиваем под обивку потолка кабель антенны и ведем его до правой передней стойки. Отвинчиваем саморезы обивки стойки и под ней укладываем кабель (фото 16). Пропускаем его мимо передней панели, прокладываем по моторному щиту под ковром (фото 17) и заводим в нишу магнитолы. Отогнув отверткой фиксирую ­ щую пластину розетки прикуривателя, вынимаем ее из держателя (фото 18, пластина указана стрелкой). К проводам будем подсоединять питание магнитолы ("плюс" - красный и "минус" - черный) возле корпуса прикуривателя или на его колодке. Сбоку поддеваем отверткой и вынимаем контейнер, закрывающий нишу магнитолы (фото 19). Вытаскиваем наружу заведенные провода иан ­ тенный кабель (фото 20). Соединяем динамики и колодки магнитолы и, отогнув немного пружинные фиксаторы, ставим магни ­ толу на место (фото 21). На "самарах" в консоли есть специальный держатель задней части аппарата. Поэтому дополнительное крепление прибора не требуется. Эта магнитола была укомплектована джойстиком - пультом для дистанционного управления. Штука удобная - если поставить его так, чтобы до него просто было дотянуться, не отрываясь от дороги. На "Самаре" лучшее место - нижняя половина кожуха рулевой колонки с правой стороны (фото 22). Убедившись, что магнитола и динамики работают нормально, ставим на место снятые детали.ЗА РУЛЕМ 4/96 107