24
25
двигателем возможна максимальная скорость 170 км/ч, а для модификаций с рабочим объемом 3,4 л (такой вариант также разрабатывается) - и выше. Для сравнения, максимальная скорость "Волги" с "402-м" - 146 км/ч. Все автомобили будут оснащать пятиступенчатой коробкой передач, двухвальной карданной передачей с эластичной промежуточной опорой, снижающей шум в салоне на высоких скоростях, и усиленным дифференциалом редуктора в заднем мосте. Некоторых изменений в конструкции моста требуют и 15дюймовые колеса. О самом колесе и новых шинах чуть ниже, а отличия модернизированного моста показаны на рис. 1. Новые элементы - полуось с измененной конфигурацией фланца, кожух полуоси, тормозной барабан. Колея задних колес увеличена на 20 мм по сравнению с ГАЗ-31029. Совокупность элементов шасси должна обеспечить безопасное и надежное управление автомобилем, который стал более скоростным. Больше скорость, значит, выше термонагруженность тормозных механизмов, требования к рулевому управлению и шинам - они теперь с индексом максимальной скорости не ниже "S" (до 180 км/ч) или "Т" (до 190 км/ч). ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА, КОЛЕСА, ШИНЫ Автомобили "Волга" с двигателями, обладающими более высокими характеристиками, чем серия "402", - а это и упомянутый ЗМЗ-406.2, и четырехцилиндровый "Ровер" - требуют оснащения не только передними дисковыми тормозами, но и передней подвеской с измененными углами установки колес. Подвеска с продольным углом установ-О достоинствах и недостатках появившейся в 1968 году "Волги" ГАЗ-24 можно спорить долго. Однако ее конвейерное долголетие - факт очевидный. Конечно, за эти почти 30 лет машина пережила не одну модернизацию, но вряд ли конструкторы предполагали столь долгую жизнь своего детища - обе предыдущие крупносерийные легковые модели ГАЗа "Победа" и "Волга" М-21 выпускались в среднем по 12 лет. Но судьба распорядилась иначе. Стратегический просчет с ГАЗ-3105, оказавшимся слишком дорогим для массового выпуска, трудно продвигающиеся экономические реформы и другие факторы привели к удивительному явлению: наметившийся было спад покупательского интереса к "Волге" превратился в бурный спрос. "Легковое" производство ГАЗа работает сегодня, как известно, в самом напряженном режиме. Но жить сегодняшним днем в бизнесе немыслимо, и потому в Нижнем Новгороде кипит работа над перспективной машиной, которая встанет на конвейер в начале следующего века. Впрочем, до него надо дожить, что и стало причиной модернизации нынешней "Волги". В конечном виде автомобиль, начавшийся как ГАЗ-24, получит индекс -3110. Процесс "перевоплощения" состоит из нескольких этапов. Предлагаем вашему вниманию рассказ главного конструктора легковых автомобилей АО "ГАЗ" Сергея Алексеевича БАТЬЯНОВА о первом этапе последней модернизации "Волги". Не будучи заметными внешне речь идет об изменениях в шасси автомобиля, - они весьма серьезны по сути и приближают машину к соответствию современным требованиям среднего класса. В 1996-м завод планирует существенно увеличить выпуск автомобилей "Волга", оснащенных 4-цилиндровым 16-клапанным бензиновым двигателем ЗМЗ-406.2 с электронным впрыском топлива мощностью 150 л. с. С этимРис. 1. Задняя ступица автомобилей ГАЗ31029/3102: а - в прежнем варианте; б - модернизированная; 1 - полуось; 2 - тормозной барабан; 3 - картер с кожухами полуосей.24ЗА РУЛЕМ 4/96 В подвеске передних колес (рис. 2), базирующейся на кованой балке автомобиля ГАЗ-31029, сохранены рычажно-пружинная система, сайлентблоки и шкворневый узел. Модернизированная передняя подвеска в сборе может быть установлена на автомобили ГАЗ-31029 и ГАЗ-24-10 прежних лет выпуска в комплекте с новыми колесами, шинами и задним мостом. ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС Дисковые передние тормоза для "Волги" не внове - на модели -3102 и ее модификациях применены дисковые тормозные механизмы с оппозитной четырехпоршневой скобой и вентилируемым диском. Такая скоба позволяет использовать надежную схему дублирования гидроконтуров. Ее недостаток - невысокая ходимость тормозных накладок, резко уменьшающаяся при интенсивном нагреве тормозного механизма. Кроме того, в силу особенностей ступичного узла, для минимального биения рабочих поверхностей тормозного диска его приходится окончательно обрабатывать в сборе со ступицей на базе колец конических подшипников. Это привело к необходимости поставлять в запчасти тормозные диски только комплектно - в сборе со ступицей и ступичными подшипниками. Позже для "Волги" ГАЗ-3105 на заводе было освоено производство однопоршневой плавающей тормозной скобы типа "Колет" по лицензии английской фирмы "Лукас". Эта скоба применена и на легких грузовиках семейства "Газель" и успела хорошо зарекомендовать себя в эксплуатации. "Плавающая" скоба принципиально отличается от оппозитной тем, что имеет подвижный корпус, который перемещается на двух направляющих пальцах, уплотненных гофрированными резиновыми чехлами. При создании давления в тормозной системе поршень, перемещаясь, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску, а корпус, смещаясь на пальцах в противоположном направлении, прижимает к диску наружную колодку (рис. 3). Уплотнительное кольцо поршня с колодкой обеспечивает отвод поршня от тормозного диска при снижении давления и автоматическую установку зазора между диском и колодками вне зависимости от их износа. Именно с "газелевскими" унифицированы однопоршневые плавающие скобы модернизированной "Волги". Они обеспечивают высокую эффективность тормозов в условиях повышенной термонагруженности, снижают ЗРЛМ 4/96 А УЕ 25ки шкворня 6° (вместо 0°, как у "Волги" с обычной подвеской) и увеличенным до 9° (вместо 4,5°) поперечным углом установки шкворня была разработана и применяется на автомобилях ГАЗ-3102, выпускаемых относительно небольшими сериями. Такая геометрия позволяет увереннее "держать" дорогу и обеспечивает курсовую устойчивость на скоростях свыше 150 км/ч. Кроме того, скоростному и маневренному автомобилю нужны шины с более высоким сопротивлением боковому уводу, чем у применяемой сегодня шины 205/70R14 на относительно узком ободе 51 / 2 Jx14. Для модернизируемых автомобилей предусмотрены скоростные низкопрофильные шины нового поколения 195/65R15, разработанные объединением "Старт" (Москва). Эти шины прошли испытания на ГАЗе и, не уступив по комплексу показателей импортным аналогам, получили высокую оценку. Их производство первым начал завод в Белой Церкви, присвоивший этой продукции индекс "БЦ-3". Шина монтируется на колесо размером 61 / 2 Jx15 Н2 ЕТ 45, что означает: колесо стальное, сварное, имеетпосадочную ширину 61 / 2 дюйма и два хампа для бескамерных шин, вылет (расстояние от средней линии до привалочной плоскости) 45 мм. Дополнительные отличия от 14-дюймового колеса - вентиляционные окна и измененное расположение отверстий для пяти крепежных болтов заменили традиционные шпильки и гайки. Помимо стального колеса, в содружестве с российско-германской фирмой "К&К" (Красноярск) разработаны элегантные колеса из алюминиевого сплава.Рис. 3. Схема работы "плавающей" скобы переднего тормоза: 1 тормозной диск; 2 - основание; 3 корпус скобы; 4 тормозные колодки; 5 - поршень; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - защитный чехол поршня; 8 - защитный чехол направляющего пальца; 9 -направляющий палец.