80
81
Популярные ныне ралли-рейды давнее изобретение. Только раньше их называли автопробегами. Но, поверьте, участникам давнишних автомарафонов было не легче, чем теперешним. А еще в те времена у пробегов были серьезные практические цели. Проблема автомобилизации Советской России стояла в двадцатых годах очень остро. Основу автопарка страны составляла техника, оставшаяся с дореволюционных и военных времен. Устаревшие и донельзя изношенные многострадальные агрегаты колесили по ухабам. На улицах и дорогах, особенно в глу-на Военно-Грузинской дороге. Пока шли приготовления, в Ленинград прибывали участники пробега. "Хадсон" и "Адлер", "Нэш" и "Штевер", "Мун" и "Сюэр", АГА и "Аустро-Даймлер", грузовики "Ариес" и "Комник" - кто помнит сегодня эти некогда гордые имена? А рядом с ними занимали места "мерседесы" и "форды", "ситроены" и ФИАТы - марки, дошедшие до наших дней и доказавшие свое право считаться грандами мирового автомобилестроения. Всего на старт вышло 75 легковых автомобилей, 39 грузовиков грузоподъемностью от 1 до 5 тонн и четыре автобуса,Не будем забывать, что из столицы России тогда же стартовал мотоциклетный пробег, в котором участвовал и первый советский мотоцикл "Союз" (подробнее в журнале "Мото", 1996, №1). Фирмы, заявившие свои автомобили в пробег, были настроены очень серьезно. считая свое участие весьма важным для собственного престижа. Многие выставили по две-три однотипные машины, а легковых "бюиков" было пять! Общее число марок автомобилей достигло 58, при этом лишь два "адлера" и два грузовика "Макк" были выпущены в 1924 году, вся остальная техника попала в Ленин-Сбор участников на Красной площади.Еще несколько секунд - и взмах флага даст старт очередному автомобилю. бинке, основным средством передвижения была лошадь. Предстояло выяснить, какая импортная техника годится для российских условий, научиться ее грамотно эксплуатировать и, самое главное, наконец-то самим строить автомобили. Именно для сравнительных испытаний и провели в 1925 году автомотопробег, ставший более массовым, чем предыдущий, прошедший двумя годами ранее. Организаторами его выступили Союз транспортных рабочих. Центральное управление местного транспорта НКПС и Московский автомобильный клуб. Маршрут Ленинград - Москва - Харьков - Ростов - Тифлис - Москва протяженностью 4984 км был рассчитан на 24 дня. Автомобилям предстояло преодолеть горы и украинский чернозем, грунтовые проселки и булыжник. Многие участки специально привели в проезжее состояние, поскольку стояла задача испытать, а не "убить" технику. Так, на перегоне Харьков - Ростов-на-Дону (кстати, в то время город назывался просто Ростов) пришлось исправлять мосты, а некоторые наводить заново. Много усилий было затрачено на укрепление крытых галерей и подгорных стен 80 З РУЛЕМ 5/96 А из которых выделялся 28-местный "Маннесманн-Мулаг". Маршрут тяжелой техники был гораздо короче: Ленинград - Москва - Курск - Москва (11 дней, 1724 км). Вне зачета пробега шло восемь автомобилей, среди них - два новеньких отечественных АМО-Ф-15 и одно "чудо техники" под названием А.П.Т. (в графе "странаизготовитель" стояло слово "сборный"). град прямо из заводских ворот. Изготовители отправили в пробег все лучшее. Когда еще международное автомобильное сообщество столь серьезно относилось к российским ралли? Участники стартовали в направлении на Новгород с интервалом в несколько минут. Твердое покрытие дороги Ленинград - Москва позволяло развить доста- Былоеточно высокую скорость. Гонщики старались показать друг другу, на что способны машины и они сами. Тут же трасса преподнесла первый сюрприз - начались проколы покрышек. В каждом автомобиле находился контролер, который скрупулезно учитывал все неполадки и время, затраченное на их устранение. Да и запасы были ограничены - на каждую машину полагалось предусмотренное конструкцией количество запасных колес, комплект покрышек и три комплекта камер. Это немного, ведь резина в то время была гораздо мягче нынешней, а гвозди от лошадиных подков просто устилали дороги... Кроме поломок и аварий, были "подарки" иного рода. Такое количество новых автомобилей по тем временам было невиданным, и множество людей собиралось, что это мероприятие чуть ли не правительственное. Среди крестьян даже прошел слух, что с пробегом едет всесоюзный староста М. И. Калинин. Вот еще картина с натуры. "Чугуев имеет замечательные болота - они тянутся на добрый десяток верст. Стонет "Рено", плачет "Аустро-Даймлер" и тонет "Прага". "Штейеры" устали, но лезут дальше. "Адлер" нервничает, берет 50 километров ис почетом садится в глубочайшую лужу. Обгоняют всех маленькие и шустрые янки - "форды". - "Форды" тут пойдут, - смеется наш механик, - это их родная дорога... Застрявшие под Чугуевом автомобили блуждают по кочкам, по лугам, по случайным тропам..." Караван постепенно приближался к ких километров стоит десятка призов у нас на Западе - таких дорог и пространств нигде в мире нет". Награды, учрежденные Комитетом пробега, вручали по пяти "номинациям" в каждой из четырех колонн пробега. Призы получили гонщики двадцати двух автомобилей - в их числе громадный "Мерседес" с мотором рабочим объемом 6,23 ли маленькая двухцилиндровая "Татра", "Бюик" и "Кадиллак", а также экзотические, забытые ныне "Санбим" и "Пирс-Эрроу". Отличившиеся были награждены как за "совокупность качеств", так и за проходимость, надежность, экономичность. Автомобили-участники воплощали технические решения того времени. Наибольшее число машин были с моторами рабочим объемом от 3 до 5 литров. Четы-"Бюики-Мастер Сикс-45"."Папа ваш "Студебеккер!" - воскликнул бы Остап Бендер. Да, это действительно "Студебеккер" с шестицилиндровым пятилитровым двигателем.лось поглазеть. Бесхитростные крестьяне, приветствуя проносящиеся мимо автомобили ив их лице "смычку города с деревней", бросали в кузова кто букеты цветов, а кто, по доброте душевной, яблоки и груши, которые попадали в ветровые стекла, в членов экипажей. "Спокойно вынул механик куски стекол из оправы, надвинул шлем, крепко выругался, и машина снова рвется вперед мимо новых деревень, полей и лесов". Впереди ждали гонщиков теплые края... с арбузными бахчами. ... Первая тысяча километров позади, участники пробега ночуют в Орле. Здесь им пришлось столкнуться еще с одной трудностью. "Ночевка в "доме крестьянина" была богата гнилыми матрасами и клопами. Заведующий домом, положа руку на сердце и чувствительно от любви покачиваясь, уверял: "Клоповники мы чистили, так вы ведь, товарищи, поймите, что зверь он живучий, что с ним поделаешь: травишь его, травишь, а он хоть бы что, вроде как буржуазная сволочь..." По мере продвижения на юг все явственнее проявлялась еще одна цель пробега - идеологическая. Автомобили участников стали свидетельством укрепления новой власти в глубинке. Счита-"точке возврата" - Тифлису. Устали люди, начала сдавать техника - лопаются листы и серьги рессор, трескаются и бьются картеры, проколотая резина уже не в счет. Многое можно списать на суровые дорожные условия, но когда в моторе рвется цепь привода распредвала... В Тифлисе отдыхают гонщики, приводят в порядок машины механики, но больше всего забот у судей. Подводят итоги первой половины пробега - на каждый этап для каждой машины задавали среднюю скорость, каждый день замеряли расход бензина и масла, вели учет всех неисправностей и времени их устранения. Экономические аспекты, проходимость, удобство вождения и обслуживания, надежность - все имело значение. Обратный путь выбивал все новые бреши в рядах участников, да и поломки случались гораздо более серьезные - "Кадиллак" и "Нэш" поплавили вкладыши мотора, у ФИАТа сломалась полуось, а под Курском выбыл из гонки один из бесспорных лидеров, "Мерседес" под номером "1", - сгорели накладки диска сцепления. Многие были согласны с одним из французских гонщиков, сказавшим, что "этот приз ваш, советский, после 5000 та-рех- и шестицилиндровые представлены практически поровну, и только восемь "американцев" - с рядными и V-образными "восьмерками". Коробки передач были трехступенчатыми, а вместе с таким привычным нам сухим сцеплением встречались дисковое в масле и даже конусное. Тормоза у многих машин действовали только на задние колеса или, в лучшем случае, еще и на трансмиссию. Колеса были любые - деревянные, стальные дисковые и тангентные (со спицами) с центральной гайкой, а вот кузова, за исключением одного "Доджа"-лимузина, все были открытыми, типа "торпедо". Результаты этого, по сегодняшним меркам, ралли-рейда не только позволили специалистам Советской России определить лучшие конструкции, но и дали фирмам-участницам бесценный испытательный материал. Евгений ПЕВЗНЕР При подготовке материала использованы "Отчет Всесоюзного Испытательного Автомобильного и Мотоциклетного пробега 1925 года", очерки Ал. Перовского "По СССР на автомобилях" и иллюстрации из Российского Государственного архива кинофотодокументов.ЗА РУЛЕМ 5/9681f