70
71
ПРИЦЕП ПОМОГАЕТ Сные дуги от верхнего багажника автомобиля - на них путешествует виндсерфер. На передней кромке крышки нужны мощные ручки для ее подъема, иначе приходится цепляться кончиками пальцев за край резинового уплотнения. Краска на передней панели, как правило, после первого же путешествия оббивается камешками из-под задних колес автомобиля-буксировщика - стоит оклеить ее резиной или защитить как-либо иначе.Уже четвертый год у меня "Скиф-М1" первый отечественный туристский прицеп. Выпускать его начали в далеком 1975 году, позже его сменил "Скиф-М2". Различия между ними незначительные, так что все сказанное ниже можно отнести ик модели, производимой сегодня. Более того, основные пожелания касаются, пожалуй, туристских прицепов как таковых. Общие впечатления самые наилучшие. Во-первых, из славной семьи прицепов, похоже, только ему посчастливилось побывать в руках дизайнеров. Во-вторых, третьих и четвертых - еще масса достоинств, судить о которых можно по снимкам. "Скиф" хорошо держит дорогу, а расход бензина увеличивает едва ли на поллитра на 100 км. Он достаточно легок, что позволяет, используя складное "дышло" и мощные резиновые буфера на задней панели, в одиночку ставить его "на попа" к задней стенке гаража. Сняв крышку и вынув туристское снаряжение, вы получите грузовой вариант, при этом жесткость амортизаторов можно регулировать в соответствии с нагрузкой. Дальше просится фраза "вместе с тем отмечен ряд недостатков..." Но это не столько недостатки, сколько возможности для улучшения того, что прозаически именуется "потребительскими качествами товара". От одних легко избавиться в существующей конструкции, для устранения других, по сути, нужно создавать новый прицеп. Начнем с первых. Замки крышки прицепа чисто символические ик тому же расположены снаружи. Более того, они бесполезны, поскольку запросто вынимаются оси крепления крышки с противоположной стороны. Оси должны быть недосягаемы в закрытом положении. А надежнее были бы такие замки, как, например, на багажнике автомобиля. Если защищено содержимое прицепа, то логично защитить и сам прицеп оборудовать замком сцепное устройство. Амбарные замки с цепями, которые ста70 ЗА РУЛЕМ 5/96В транспортном положении для поклажи свободна почти половина объема кузова. Штатный упор для крышки не предусмотрен - использую палку.вят на фаркоп умельцы, явно не украшают машину. Заканчивая эту тему, вспомним "запаску". Она крепится к "дышлу" и доступна любому вооруженному плоскогубцами. Может, повесить ее спереди на корпус, а гайки навернуть изнутри? У меня "запаска" ездит внутри прицепа, съедая и без того небольшой полезный объем. "Скифу" необходимы передние габаритные огни. На левом борту моего до сих пор красуется вмятина от крыла "пятерки", водитель которой в плотном вечернем потоке попытался быстро перестроиться из левого ряда "в хвост" моей машине, не разглядев прицепа. На крышке пригодится грузовая площадка для того, что не уместилось внутри. Я поставил туда съемные стандарт-Прицеп легко раскладывается в домик размером 1,5x4 мс тремя спальными местами для взрослых и одним - для ребенка.Зазор между рычагом подвески и колесом очень мал - не пролезет даже ладонь. Заклиненный там камешек однажды пропорол внутреннюю боковину колеса. Гнезда установки домкрата, используемые и для стояночных опор, аналогичны таковым на классических ВАЗах и под "восьмерочный", например, не подходят. Передняя пара вообще ни к чему (с ее помощью можно задрать вверх разве что "хвост" автомобиля). Задняя же расположена настолько высоко, что не хватает длины домкрата. Гораздо удобнее была бы пара универсальных гнезд непосредственно позади колес. В отсутствие штат- Глазами владельцаТДЫХАТЬного упора крышки его роль исполняет приблудная палка. Я уже не говорю о таких "излишествах", как газовые пружины. А подъем крышки, особенно с закрепленным на ней виндсерфером, живо заставляет вспомнить тяжелоатлетические навыки: рывок - фиксация жим. Но тут уж сам виноват - плавай, как все люди, в ластах. В тесноте гаража парковать прицеп приходится, как правило, по звуку - широкие резиновые молдинги по периметру избавили бы от царапин на боковинах. Замки на молниях тента должны быть с двусторонними ручками, чтобы удобно открывались и снаруж и , и изнутри . На брезентовых стенках спального отсека не помешают карманы для мелких вещей. Боковые стенки веранды выглядят "слепыми", в них хорошо бы смотрелась пара больших сетчатых окон. Еще одно, между верандой и спальным отсеком, добавит свежего воздуха в зной, в то же время при сильном ветре понадобятся дополнительные стойки в углах спального отсека. Иногда приходится раскладывать домик на холмистой местности, поэтому все опоры и стойки должны иметь достаточно широкий диапазон регулировок по высоте, а нижние оттяжки веранды - несколько разнесенных по вертикали точек крепления. Перекрыв пространство между колесными нишами, получите полноценное спальное место еще для одного ребенка. Внутри домика нужна не только розетка, но и освещение (с удлинительным шнуром до автомобиля-буксировщика). Теперь изменения более кардинальные. В связи с этим - небольшое теоретическое отступление. Полная масса не оборудованного тормозами прицепа не должна превышать 30% массы снаряженного буксировщика. При собственной массе "Скифа" 260 кг, используемого с машиной класса "Жигулей", на долю поклажи остается всего 40 кг - прямо скажем, не густо, но ис такой нагрузкой его колеса уже ощутимо греются. А владелец "Волги", рассчитывающий почти на 200 кг грузоподъемности, будет разочарован: 140 кг - предел. При этом длительное движение с высокой скоростью в жару может прерваться звонким хлопком раскаленных мотороллерных колесиков. Именно так в первом своем отпуске я потерял два колеса, во втором - одно, в третьем Бог миловал. Думаю, любой владелец "Скифа" предпочел бы более мощные колеса типа "тонаровских" или даже полно-Так выглядит интерьер спального отсека...... и жилого в дневном вариантеценные тринадцатидюймовые. Увеличение колесных ниш будет достаточно безболезненным для внутреннего объема прицепа, так как между колесными арками и крышками боковых сидений почти 10 см воздуха. Туристскому прицепу необходимы тормоза. Его удел - тысячекилометровые перегоны. Ему-то тормоза часто куда нужнее, чем грузовому, в котором не спеша возят ящики с рассадой на дачу или холодильник в ремонт. Гораздо удобнее стал бы плоский, без выступающих внутрь силовых элементов, пол. И если каркас багажного отсека сделать съемным, а заднюю стенку (или хотя бы часть ее) откидной, то такой "Скиф" не уступит любому грузовому прицепу. Кроме магистралей он используется и вне дорог. Однажды, когда я не мог одолеть размокший глинистый подъем, пришлось взобраться на него без прицепа, а затем, утвердившись на сухой вершине и используя длинный фал, в несколько приемов, укорачивая буксир, затаскивать наверх "Скиф". При этом роль носовой опоры прицепа выполняла саперная лопатка, закрепленная как лыжа. Куда лучше с этим справилось бы маленькое колесо типа авиационного "дутика". Пока путешественников в нашей семье было трое, емкости багажника и прицепа с лихвой хватало для размещения туристского, подводного, надводного ивсякого другого снаряжения. Когда же экипаж пополнился второй дочкой, а в багажный отсек "восьмерки" втиснулся годовалый ньюфаундленд, в машине осталось место только для термоса и фотоаппарата. Тут-то и выяснилось, что внутренний объем прицепа маловат: кроме комплекта туристского домика, в него поместятся от силы три большие сумки. Сделать бы "Скиф" чуть потолще, а то уж больно он напоминает лежачий "дипломат" на колесиках. К тому же значительную часть внутреннего пространства съедает толстенная крышка. По совместительству она - ложе для трех человек, а потому имеет внутри мощную деревянную решетку, каковую, безусловно, нельзя считать вершиной инженерной мысли. И последнее. Чтобы не скакать через достаточно высокий борт прицепа на стоянке, я обычно выкапываю ямки под колеса. А если так сконструировать подвеску, чтобы его можно было положить на "брюхо"? Сегодняшний парк кандидатов на роль буксировщика туристского прицепа очень широк. И если "жигулям" "Скиф" в самый раз, то двухсотсильному "мерсу" или "Паджеро" по силам большее. А владельцу "Оки" и стандартный "Скиф" покажется тяжелым - поэтому больше прицепов, хороших и разных! Юрий НЕЧЕТОВ Фото автораЗА РУЛЕМ 5/96 71