йоимишламиГ ЩЕ РАЗ О ПЕРЕГРЕВЕПринято считать, что перегрев "Запорожца" - неизлечимая болезнь, с которой никакими мерами не справиться, остается мириться, как с судьбой. Показательно, что считают так в основном люди, на "запорожцах" не ездившие. А владельцы явно делятся на две категории. Одни приняли перегрев запорожского движка без доказательств и никаких мер против него не предпринимают, другие же успешно борются, не без оснований заявляя, что... "Запорожец" не должен перегреваться вообще. Кто из них прав, однозначно ответить трудно. С одной стороны, конструкция машины вроде бы сама "напрашивается" на перегрев. Но куда в таком случае смотрели конструкторы? И не слишком ли много требуется от владельца машины, чтобы со держать ее в рабочем состоянии? С высоты пятилетнего опыта "борьбы" с "Запорожцем" смею заверить: вовсе не так страшен этот "шедевр техники". Ни дневать-ночевать под капотом, ни колдовать над различными доделками, усовершенствованиями и модернизациями мне не пришлось, равно как не довелось испытать и настоящего перегрева. Единственное, что делал регулярно (быть может, чаще, чем предписывает инструкция), так это наводил чистоту под капотом. А потому и не ви дел необходимости в дополнительных "охлаждающих" устройствах типа крыльчаток, надставок-воздухозаборников и др. Надставку, правда, купил - как раз в то время, когда промышленность, повернувшись лицом к потребителю, начала выпускать то, что пользовалось спросом. Аккуратная пластмассовая штучка выглядела во всяком случае симпатичнее, чем кустарные поделки, и в общем-то не портила непритязательного дизайна автомобиля. Увы, эффект ее применения оказался нулевым. В жаркий летний день при скорости около 100 км/ч температура масла в двигателе достигла положенных 90°С - да так и застыла на этом "рубеже". Снял воздухозаборник - та же картина. И с пытания изделия в других режимах (езда на низких скоростях по плохим дорогам, "толкотня" в пробках) принесли тот же результат. Температура масла колебалась в положенных пределах - не выше и не ниже нор114 ЗА РУЛЕМ 5/96Перегрев двигателя считается явлением "из ряда вон" и требует немедленного принятия мер "скорой помощи", а также устранения неисправности, приводящей к перегреву. Иначе печальные последствия не заставят себя ждать: коробление деталей, нарушения сопряжений, необходимость дорогого и трудоемкого ремонта. Как бы особняком от этих проблем стоит двигатель "Запорожца". О некоторых аспектах перегрева этого автомобиля размышляет Андрей ЛАДЫГИН.(ШИШ llliмы. В итоге воздухозаборник был снят и надолго поселился у заднего стекла (вдруг понадобится?!). И те перь, наблюдая на шоссе, как пыхтит в гору подчас новый "968-й" с ог ромным самодельным "забралом" на капоте, сразу вспоминаю свой экс перимент и думаю: увы, брат, когда мотор захочет перегреться, эта штука тебя не спасет. Откуда такая уверенность? Догадаться нетрудно, но лучше обратиться к специалистам. Опубликованная в ЗР (1996, № 2) статья "Стоит ли ставить спойлер?" подтвердила мою давнюю догадку: над капотом "Запорожца", равно как и над багажником любого автомобиля с передним расположением двигателя, нет прямого набегающего воздушного потока, а есть лишь беспорядочные завихрения. Поэтому вероятность попадания в воздухозаборник сильного, направленного потока воздуха (даже при высокой скорости автомобиля) весьма мала. Для того, чтобы направить такой поток воздуха к двигателю, воздухозаборник следовало бы установить над крышей автомобиля или на переднем бампере. В нынешнем же виде он "засосет" не больше воздуха, чем мощный вентилятор системы охлаждения. Справедливости ради скажу, что однажды довел-таки свой автомобиль... нет, не до перегрева, но до заметного повышения температуры масла - выше 100°С. Дело было в эпоху масляного дефицита, и в двигатель было залито нечто "зеленопахуче-противное", при этом слесарь с автобазы, продавший мне это "нечто", заверил: "У нас все на этом масле ездят, даже начальник на своей "Волге". В ответ на вопрос о марке масла или хотя бы показателях вязкости тот просто обиделся. Поначалу все выглядело неплохо. Но однажды в жаркий летний день, двигаясь с большой скоростью по шоссе на загруженном "под за вязку" автомобиле, заметил, что температура масла неуклонно растет и, наконец, переваливает за сотню градусов. Прежде такого ни разу не случалось! Остановились, слушаем мотор - он работает ровно, без надрыва, после выключения заглох без дерганья, а затем легко пустился. Трогаемся в путь - и снова температура численно равна скорости: сбросишь до 90 км/ч - немного снижает-