И снова вьется ядовитый дымок разговоров над курилкой... - Профессор, никак вы нынче пеш ком? Без любимого авто? - Ладно зубоскалить, изверги! Ваш покорный слуга чудом жив, а вы гогочете... Еду вчера - хорошо, что тихонечко, трамвайный путь надо было пересечь. Притормозил перед выбоиной - и тут руль сам пошел влево, да с такой силищей, что я еле удержал! В чем дело? Вылез я, посмотрел... да так и ахнул: левое переднее ко лесо вывернуто в сторону под углом градусов десять! - Как же это, шеф? - Погодите, мужики... Пришлось нагнуться, взглянуть под машину. А там картина безрадостная: передний болт, который крепит ось нижнего рычага к балке подвески, вырвало из "коробочки"... Слава Богу, хоть верхний рычаг как-то этому сопротивлялся. - А из-за чего? Ударился? - Нет же, говорю! Чуть-чуть притормозил - и "коробочка" просто доломалась, она давно на ладан дышала. Потом-то я ее хорошо исследовал: трещины старые, ржавые уже... Явная усталость материала. - Известно, по каким дорогам мы ездим. Не всякий танк выдержит, а тут "жигуленок"! А ты еще и гоняешь, профессор!.. - Вообразите, братцы, как повезло! За час до этого возвращался из Бронниц неплохое шоссе, мотор - зверь!.. Ну яи "топил на все деньги"! Теперь воображаю, какой был бы результат, если бы болт вырвало там... - Ну, ладно... Как потом до дома доехал? - Вы только никому не говорите - я же знаю, что так делать нельзя! Но не бросать же машину? Милиция ее охранять не станет... Зато у нашей страны есть важный плюс - тут тебе не отмытая шампунем Голландия: пройдись вдоль любой канавы и найдешь, что ищешь. Я подобрал кусок ржавой проволоки, подтянул рычаг, подмотал, закрутил пассатижами. И осторожненько, стараясь не тормозить, двинулся. А вечером - к сварщику. Заварили...- Ну и как? Хорошо сделали? - Это место уже не развалится. Но в целом моя "пятерка", похоже, просится во Вторчермет - и то, если возьмут... Время лихой езды ушло... - То-то же, профессор! Меня всегда занимала психология нашего автолюбителя. Кто много ездит, интересуется прежде всего состоянием мотора - оно и понятно, ресурс можно в пару лет исчерпать. А кузов, казалось бы, еще "боевой". При этом мы забываем, что пожирает его не только коррозия (для нее важно время!), но и усталость металла. "Набрать" достаточное количество циклов нагружения - от ударов, вибрации - на наших дорогах вполне можно за 100-150 тысяч километров. Для кого-то это значит два-три года. И уже полно опасных трещин. - Да, старичок! Ты прав... Честно го воря, машине и трех лет не было, когда яв одном месте заметил первую трещину - на правом брызговике, вроде бы здесь и больших нагрузок нет... Пришлось сделать заплату. А через год я мотор заменил новым, от "трешки". Не мотор, а зверь! Так и соблазняет... - Вот-вот, я и хотел сказать: нет более опасного сочетания, чем у тебя. В гнилом кузове с разболтанной подвеской и управлением, на кривых шинах и почти без тормозов беснуется мощный двигатель! Это же орудие убийства, дорогой наш Шумахер! - Мужики! Сколько же таких "болидов" носится по нашим улицам! Мой сосед купил подержанную "шестерку" - отличный мотор, зато на ходу видно, какие на хозяине сандалии! Лишь недавно двери заменил. Наверно, пробег автомобиля у нас исчисляется неправильно. Нужно каждый русский километр приравнивать к десяти-двадцати европейским... - И то с натяжкой! Немцу и не снились наши колдобины... - Зато романтики - до фига! У нас не соскучишься!.. - Дай сигаретку, очкарик! Чего шумите, господа инженеры? А... Снова насчет ископаемых "локомобилей"! Ездить на антикварных "победах" и "волгах", "запорожцах" ипрочих скотовозах - наш удел. Кое-кто, правда, осваивает иномарки, вконец 'убитые". Японцы их выкинули, россияне же подобрали... Не "новые русские", заметьте. И не "братва"... А мы с вами. Я живу рядом с одной из барахолок - сколько же здесь нашего брата крутится! Дипломированные извозчики со значками МГУ, МВТУ... - А что им делать? Умы, как теперь говорят, оказались не востребованы, детей же кормить надо. Вот и доламывают свои "жигули" да "москвичи". Ездят на чем попало - только бы колеса крутились. Всерьез чинить некогда - волка ноги кормят... А ноги не вечные, все же ломаются... Особенно жалко мне тех, кто попадает в аварию, - вот уж, действительно, беда... - Вальку знаешь? Из семнадцатого цеха. С ним так и было: подрабатывал, мечтал машину "обновить"... И в один миг все насмарку: теперь надо платить за ремонт чужой машины, своей машины, да сначала из больницы выписаться... Ужас! - Старье, профессор, оно старье и есть. Будь у людей другие возможности, любителей антиквариата поубавилось бы. Вспоминаю, как еще лет пять назад я полдня добирался с дачи! До Москвы оставалось еще километров сто, когда у меня "завалилось" правое колесо - нижний рычаг сломался около опоры... А тут еще дождь, грязища! Что делать? В общем, я тоже связал проволокой - представляете, сколько мучений?! А потом "мчался" со скоростью 20-30 км/ч... - А хотите, я вам еще интересней доложу? Поехал я, коллеги, в техцентр... Дело было зимой, самому возиться с подвеской неохота. Вот и доверился мастерам. А на обратном пути попал колесом в ямку - и после нее руль почему-то стало в сторону тянуть... - Ясно,что-нибудь согнул. - Не угадал, дорогой! Все гораздо проще - и страшнее. Слава Богу, я не стал с расследованием тянуть, а полез под машину. Пощупал правую рулевую тягу - и аж в пот кинуло! Резьбовая муфта старая, с разболтанной резьбой, а оба хомута свободно висят, не затянуты! Колесо катится, куда ему удобней... Потом я все время вспоминал, как мастер через каждые пять минут убегал со словами: "Шеф. я курну немного. Не бойся, на твою скорость это не повлияет!" - Вот это тебе наука! У нас за любым "дядей", прикасающимся к машине, нужен глаз да глаз. И тут неуместно стесняться! Правда, я сам из таких вот стеснительных, "гнилых интеллигентов" - и потому стараюсь все, что смогу, сделать самостоятельно. Это избавляет от душевных мучений... - Вот-вот!... Кому, сколько и как "дать на лапу" за его же халтуру. Для мыслящего человека обращаться в наш "сервис" всегда унизительно, а другой "сервис" обслуживает "братву", нам он не по карману... Ладно, мужики, вы меня уже разозлили хватит курить, идем работать! З РУЛЕМ 5/96 127А